Проведение НОД по развитию речи:"Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марина Николаевна Порошина

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.

2. Развивать способность к наглядному моделированию.

3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.

4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,

мелкую моторику рук.

Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.

Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, чтение произведения, элементы драматизации, беседа, дидактическая игра «Назови словечко», пересказ с опорой на графические схемы.

Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы

. Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.

Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался.

Ход занятия:

Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись.

Влево - вправо повернулись,

И друг другу улыбнулись».

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Теперь откройте.

Посмотрите, куда мы с вами попали – в настоящий лес! как тут всё красиво. посмотрите – какая полянка здесь. посмотрите сколько разноцветных цветочков на ней, птички поют,  слышите, речка где-то рядом журчит.

Посмотрите – что это? (конверт спрятан на одном из деревьев

Воспитатель  предлагает детям отгадать загадку:

Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.

Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?

Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка?

А вот и отгадка (картина с семьёй медведей»

Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.

- Назовите медвежью семью. (медведь, медведица, медвежата.)

-Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставить картину.)

Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).

-Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая).

- А какие медвежата? (маленькие, глупые, несмышлёные, забавные).

-Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые).- Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).

Ребята, сейчас отдохнём, снимем напряжение. Я предлагаю для этого

 пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом»

«Есть у каждого свой дом»

-У лисы, в лесу глухом, есть нора – надёжный дом.

- Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

- Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

- Из ветвей, корней, коры, хатки делают бобры.

- Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

- Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нём.

 Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

 Словарная работа.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?

(Это значит взять за воротник.)

Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя).

Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?

Ребенок демонстрирует.

Воспитатель: Ребята, что она сделала?

(взяла медвежонка за шиворот).

Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?

Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.

Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».

Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.

Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?

Ребенок демонстрирует действие «окунать».

 Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.

Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).

Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).

Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая).

Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).

Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).

Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).

Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)

Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)

Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)

Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).

Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).

Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)

 Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.

Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.

Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.

 Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.

Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

 Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

                                                     Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

                                                    Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

                                                    Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

                                                   Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

                                                  Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

                                                 Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

                                                 Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и

                                                 касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

                                                 Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

                                                Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

                                               Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

                                               Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

                                         Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

                                          Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

                                         Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

                                         Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

 Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.

Ответы детей:…

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?

Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).

Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «З»?

Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).

. А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду называть  взрослое животное , а вы – его детёнышей.

- У ежа – (ежата)

- У ужа-(ужата)

- У медведя-( медвежата).

Это скороговорка.

(педагог повторяет скороговорку в медленном темпе)

Повторите  пожалуйста  эту скороговорку  в умеренном темпе.( ребёнок  повторяет. Ещё повторяют три ребёнка  в том же темпе).

-Кто  сможет  повторить эту скороговорку, только в быстром темпе? Пожалуйста, повторите.

Итог занятия:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Воспитатель: Кто автор рассказа?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области развитие речи «Купание куклы Кати»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Цель занятия - помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница...

Конспект занятия по развитию речи " Купание куклы Кати"

Конспект занятия направлен на формирование культурно гигиенические навыки; здоровый образ жизни....

27.04.2020 развитие речи купание куклы Кати

Задачи: помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая во...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе.  Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...

Развитие речи "Купание медвежат"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Программное содержание: Учить детей последовательно и логично пересказыва...