Проведение НОД по развитию речи:"Купание медвежат"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
1. Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
2. Развивать способность к наглядному моделированию.
3. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы.
4. Формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений,
мелкую моторику рук.
Интеграция областей: чтение художественной литературы, познания, коммуникация, художественное творчество.
Методические приемы: организационный момент, сюрпризный момент (письмо). Рассматривание картинок, чтение произведения, элементы драматизации, беседа, дидактическая игра «Назови словечко», пересказ с опорой на графические схемы.
Оборудование: доска, конверт с письмом, картинки с изображением медведицы и медвежат, игрушечный медвежонок, графические схемы
. Предварительная работа: рассматривание картинок и изображением медведей, беседа о медведях, чтение сказок, стихов о медведях.
Активизация словаря: медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала, испугался.
Ход занятия:
Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево - вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись».
Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Теперь откройте.
Посмотрите, куда мы с вами попали – в настоящий лес! как тут всё красиво. посмотрите – какая полянка здесь. посмотрите сколько разноцветных цветочков на ней, птички поют, слышите, речка где-то рядом журчит.
Посмотрите – что это? (конверт спрятан на одном из деревьев
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет, в рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв, отгадайте, кто таков?
Ребята, как вы думаете, о ком эта загадка?
А вот и отгадка (картина с семьёй медведей»
Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед.
- Назовите медвежью семью. (медведь, медведица, медвежата.)
-Я вас с этой семьёй сейчас познакомлю (выставить картину.)
Дидактическая игра: «Назови словечко» (расширение словарного запаса детей).
-Ребята, скажите, пожалуйста, медведица какая? (большая, умная, заботливая).
- А какие медвежата? (маленькие, глупые, несмышлёные, забавные).
-Ребята, подумайте и скажите, какие у медведей шубки? (густые, мохнатые, тёплые).- Ребята, в летний солнечный день, как чувствуют себя медведи? (им жарко, неуютно, некомфортно).
Ребята, сейчас отдохнём, снимем напряжение. Я предлагаю для этого
пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом»
«Есть у каждого свой дом»
-У лисы, в лесу глухом, есть нора – надёжный дом.
- Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
- Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
- Из ветвей, корней, коры, хатки делают бобры.
- Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
- Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нём.
Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется рассказ «Купание медвежат».
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
Словарная работа.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»?
(Это значит взять за воротник.)
Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (игрушка медведя).
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
Ребенок демонстрирует.
Воспитатель: Ребята, что она сделала?
(взяла медвежонка за шиворот).
Воспитатель: А кто сможет показать слово «удирать»?
Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом.
Воспитатель: Покажите на себе «мама надавала шлепков».
Ребенок, демонстрируют выражение, надавала шлепков.
Воспитатель: Покажи, как мама окунала медвежат?
Ребенок демонстрирует действие «окунать».
Беседа по содержанию: Развитие диалогической речи, дети отвечают полным предложением.
Воспитатель: Показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.
Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла бурая медведица с медвежатами)
Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? (Медведица с медвежатами вышли к реке).
Воспитатель: Что делает медведица? (Медведица купает медвежонка).
Воспитатель: Она купает медвежонка, значит она какая? (медведица заботливая).
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (медведица любящая, внимательная).
Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? (медведица большая).
Воспитатель: Как сказать по - другому? (медведица огромная, здоровенная, большущая).
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот.)
Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.)
Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? (медвежонку страшно купаться в реке)
Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок испугался и убежал).
Воспитатель: Чего надавала мама медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)
Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, какое время года изобразил художник? Так почему же мама привела медвежат купаться? (Летом очень жарко, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко).
Воспитатель: Остались ли медвежата, довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.)
Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти.
Воспитатель: Во время чтения выставляет графические схемы.
Из лесу вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка, остались, очень довольны купанием: им было очень жарко в мохнатых шубах. Вода хорошо освежила их.
Воспитатель: Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.
Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми).
Физминутка: «Три медведя».
Три медведя в сказке жили,
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Вперевалочку ходили.
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
К ним девчушка прибежала,
Бег на месте.
В дом зашла и увидала:
Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.
Стол большущий у окна,
Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.
Стула три – вот это да.
Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.
Чашки три, и ложки три,
Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и
касаются округлыми пальцами друг друга.
Три кровати: посмотри.
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
Ела Маша и пила,
Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.
На кроватку прилегла
Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.
И уснула сладким сном.
Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.
Что случилось потом?
Руки слегка разводят в сторону.
Тут медведи воротились,
Идут, переваливаясь из стороны в сторону.
Увидев Машу, рассердились.
Руки на пояс, делают сердитое лицо.
Маша очень испугалась
Изображают испуганное лицо.
И домой она умчалась.
Воспитатель: Ребята, я сейчас голосом выделю в слове медвежонок звук, а вы определите, и назовите этот звук.
Ответы детей:…
Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «Ж»?
Ответы детей: (Журавль, жук, жаба).
Воспитатель: В названиях, каких животных, птиц, насекомых есть звук «З»?
Ответы детей: (Заяц, змея, зебра, козел, зяблик).
. А сейчас, мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду называть взрослое животное , а вы – его детёнышей.
- У ежа – (ежата)
- У ужа-(ужата)
- У медведя-( медвежата).
Это скороговорка.
(педагог повторяет скороговорку в медленном темпе)
Повторите пожалуйста эту скороговорку в умеренном темпе.( ребёнок повторяет. Ещё повторяют три ребёнка в том же темпе).
-Кто сможет повторить эту скороговорку, только в быстром темпе? Пожалуйста, повторите.
Итог занятия:
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Воспитатель: Кто автор рассказа?
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности в первой младшей группе по реализации образовательной области развитие речи «Купание куклы Кати»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Цель занятия - помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница...
Конспект занятия по развитию речи " Купание куклы Кати"
Конспект занятия направлен на формирование культурно гигиенические навыки; здоровый образ жизни....
Конструкт открытого занятия по развитию речи "Купание куклы"
НОД в игровой форме...
27.04.2020 развитие речи купание куклы Кати
Задачи: помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая во...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»...
Развитие речи "Купание медвежат"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Программное содержание: Учить детей последовательно и логично пересказыва...
Конспект НОД по развитию речи "Купание медвежат"
Конспект НОД...