Самообразование
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Татьяна Александровна Остапенко

                                    Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой петушок»

Самообразование 2021-2023

Тема  «Дидактическая игра как форма обучения детей»

Воспитатель: Остапенко Татьяна Александровна

                                    Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.


Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:

- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

- Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий. 
- Создание условий для психологического и физического здоровья 
через игровую деятельность. 
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.


«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.

Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Тема самообразования: «Развитие речи младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Актуальность темы:   Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта, является его речь.

Психолог Н. И. Жинкин считает что «речь - это канал развития интеллекта». Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающие своевременное психологическое развитие детей.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро, быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление, становятся белее развернутыми фразы. Однако не все малыши имеют, одинаковы уровень речевого развития: одни уже к трем годам правильно и четко произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки, таких детей большинство, особенно во второй младшей группе, третьи, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимается значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети-творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. 

Цель данной работы – создание условий для  продолжения формирования  связной, грамотной  речи  детей 3-4 лет посредством дидактических игр.

В соответствии с целью были определены следующие задачи: 

- Изучить литературы по данной теме.

- Обогатить активный словарь

- Изготовить дидактические игры

-Подготовка консультаций для родителей по данной теме.

-Изготовление папок-передвижек.

-Составление картотек дидактических игр по речевому развитию.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Составление картотек  для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 3-4 года;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми:

 -  Игровой метод

 -  Наглядный  метод  

  - Практический метод

-Словесный метод

Формы организации деятельности с детьми:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Ожидаемый результат:

  1. Обогащение словарного запаса детей
  2. Во влечение родителей в проблему развития речи  детей
  3. Пополнение методической копилки
  4. Обогащение опыта по проблемной тематике.

Перспективный план по самообразованию

Название мероприятия

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

1. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. Мозаика-Синтез 2009
2. Хроменкова С. Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. - http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-v-provedeni-igr-napravlenyh-na-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Айрис-пресс 2008

4.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 2000.

5.Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2004.

6.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

в течение года

Папка – копилка,  сайт воспитателя.
1.Картотека дидактических игр для развития  речи по лексическим темам  (25 тем)

2.Картотека игр по малых форм по развитию речи: артикуляционная  гимнастики, пальчиковые игры, скороговорки, игры для развития речевого дыхания, гимнастика с элементами лого ритмики

3. Логопедический кейс на тему «Осень»

4. Карточки Домана (30 тем)

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики речи детей  и составить на каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут

2.  Составление перспективного планирования дидактических  игр по месяцам (на уч год)

3. Открытый показ дидактической игры для родителей «Похвалялись звери»

4.Использования  кругов Луллия, настольно-печатных игр и лэпбуков на занятиях и в свободной игровой деятельности детей.

Темы кругов Луллия:

А) «Найди пару»

Б) «Спорт»

В) «Средство гигиены»

Темы лэпбуков:

А) «Лето»

Б) «Фольклор для малышей»

В) «Хлеб»

Темы настольно-печатных игр

А) «Времена года»

Б) «Продукты питания»

В) «Назови одним словом»

Г) «Кто, что ест?»

Д) «Профессии»

Е) «Соедини тень и объясни»

6.Использование тематических комплектов на развитие речи и мелкой моторики: карта мира, крышки, посуда, профессии, транспорт, звуки, растения.

5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание.

Октябрь – Май

1.Оформление речевого уголка, совместное изготовление дидактических игр по сенсорике

2. Анкетирование

3. Консультация «Что такое сенсорика и зачем ее нужно развивать?»

4.Консультация «Простые советы по развитию речи

5.Консультация «Речевое развитие детей 3-4 лет»

6. Консультация «Речь ребенка 3-4 лет»

7.Консультация «Игры по дороге домой»

8.Буклет «Развитие речи через дидактические игры»

9.Памятка «Речь в 3-4 года»

10. Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

11. Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения и в сети интернет:

https://youtu.be/XLJMsA4ttQU  

https://youtu.be/_a55TANiEpA 

https://vk.com/video3104964_456239020 

https://youtu.be/d8IWrYsmia8 

https://youtu.be/_YWgx0qBSpo 

https://youtu.be/GDYXgJtVEqA 

2)Просмотр вебинаров в сети интернет:

А)Лучшие книги по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg 

Б)Развитие речи дошкольников «Новое поколение – новые образовательные маршруты»

https://www.youtube.com/watch?v=DnuEdHVN5EM 

В) Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста https://www.youtube.com/watch?v=JQyQxDd7G3o 

Г) Семинар по развитию речи https://www.youtube.com/watch?v=mmuEfShocLU

Д) Обучение дошкольников связной речи https://www.youtube.com/watch?v=JpHfldWuNeM 

3)Участие в медианарах,  вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений.

4)Показ открытого занятия (по плану детского сада)

5) Выступление на педсовете на тему: «Развитие речи  младших дошкольников посредством дидактической игры»

6) Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру в младшей группе»

7) Отчет по теме самообразования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...