ПЕдагогический проект "В гостях у сказки" (для детей раннего возраста)
проект по развитию речи (младшая группа)

Зотова Елена Юрьевна

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.

Театрализованная игра является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте.

Занятия театральной деятельностью помогают развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового; усвоению новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки»

Муниципального образования «Барышский район»

Педагогический проект

«В гостях у сказки»

для детей раннего возраста (2-3 лет)

г.Барыш

Педагогический проект «В гостях у сказки» для детей раннего дошкольного возраста.

Паспорт проекта

Вид проекта:  информационно – познавательный.

Продолжительность проекта: среднесрочный с 15.11.2022г.-30.12.2022 г. (6 недель)

Участники проекта: воспитанники группы «Горошинки», педагоги, родители воспитанников.

Образовательная область: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, музыкальное, художественное творчество.

Актуальность:

Ранний возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.

Театрализованная игра является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте.

Занятия театральной деятельностью помогают развить у ребенка интерес к окружающему миру, любознательность; стремление к познанию нового; усвоению новой информации.

Дети через игру знакомятся с социумом через образы, краски и звуки. В процессе театральной деятельности незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованная деятельность помогает  развить  у детей уверенность в себе, сформировать социальные навыки поведения.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенными, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

 Сказка – источник проявления всех чувств ребёнка.

 Цель проекта: Активизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок.

 Проблема: Современные дети второго и третьего года жизни употребляют мало слов, невнятно произносят звуки, часто вообще отсутствует мотивация разговаривать — эти проблемы в настоящее время встречаются все чащеПоскольку многие дети нашей группы также плохо говорят, в проекте мы постарались при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение недели. За неделю мы погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок».

  Задачи проекта:

 Для детей:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
  3. Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
  4. Формировать интерес детей к сказкам.
  5. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Для педагогов:

- Разнообразить развивающую среду предметными картинками и наглядно - демонстрационным материалом.

- Подготовить консультации для родителей.

Для родителей:

- Создать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОО.

- Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки.

Предполагаемый результат:

Для детей:

- Дети узнают  героев сказок  «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».

- В процессе ознакомления со сказками активизируется речь детей.

- У детей появится интерес к играм, развлечениям.

- В группе создана эмоционально – комфортная среда.

Для родителей:

- Родители принимают активное участие в проектной деятельности, дома читают детям сказки

- Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

Оборудование и материалы:

 - Книги со сказками.

 - Картинки и иллюстрации к сказкам.

 - Игрушки-персонажи сказок, пальчиковый театр, настольный театр.

 - Материалы для изобразительной деятельности.

I этап – Подготовительный

Исходя из интереса детей, проводится анкетирование, обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.

II этап – Основной

- Чтение русских народных сказок

- Рассматривание иллюстраций к сказкам, картинок, книг со сказками.

- Показ кукольного, плоскостного, пальчикового театров по сказкам

- Использование сюжетно - ролевых, подвижных игр.

- Использование дидактических игр, логоритмических упражнений

III этап – Итоговый

При условии реализации данного проекта можно предложить следующие результаты:

  • Создание в группе необходимых условий по театрализованной деятельности детей.
  • Дети узнают героев, сюжеты сказок
  • Бережное отношение детей к книгам.
  • Подбор игр на тему «В гостях у сказки».
  • Способность детей договариваться и играть  дружно вместе.

I этап – Подготовительный

Мероприятия:  

Анкетирование

Цель: Выявить уровень знаний детей о многообразии сказок. Беседа о русских народных сказках.

«Круглый стол»

Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Создание условий реализации проекта. Сформировать интерес у детей.

Подбор в библиотеке

Цель: Развивать у детей интерес к русским народным произведениям.

Формирование родительского уголка:

 Беседа «Надо ли читать ребенку сказки?».

         Консультации:  «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка», «Зачем детям нужны сказки?»

Цель: Просвещать родителей, размещать статьи, рекомендации по реализации проекта.

Подбор наглядно – дидактических пособий

Цель: Создать условия для реализации проекта.

выполнять упражнения под словесное сопровождение.

Музыкальная деятельность (разучивание песен)

Цель: Развитие музыкальных способностей, слуха, слуховой памяти.

Памятка для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»

Цель: привлечь родителей к чтению сказок детям.

     

             

II этап – Основной

                                       Перспективный план работы.

Неделя

Формы работы

Цель

Ответственный

1 неделя

Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба»

Формировать умение слушать сказку, побуждать детей называть героев сказки.

Зотова Е.Ю.. дети группы

Рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба»

Побуждать детей называть героев сказки, проговаривать сюжет сказки.

Зотова Е.Ю., дети группы

Логоритмика «Вышла курочка гулять»

Учить детей выполнять движения по ходу песенки, развивать координацию движений.

Зотова Е.Ю., дети группы

Показ кукольного

театра «Курочка Ряба

Вовлекать детей в театральную деятельность, учить пересказывать и наглядно показывать сказку.

Зотова Е.Ю., дети группы

Лепка «Зернышки для курочки и цыплят»

Учить детей прикладывать шарики из пластилина к бумажной основе и приклеивать их методом сплющивания  «Зернышки для курочки и цыплят». Формировать эмоциональное переживание.

Зотова Е.Ю., дети группы

2 неделя

Рассказывание сказки «Колобок» с показом иллюстраций

Учить детей слушать сказку, развивать речь, память.

Зотова Е.Ю., дети группы

Показ мультипликационного фильма «Колобок»

Развивать кругозор детей, фантазию, прививать любовь к народному творчеству.

Зотова Е.Ю., дети группы

Дидактическая игра «Кто, что ест»

Закреплять знания детей о диких  животных.

Зотова Е.Ю., дети группы

Рисование «Дорожка для Колобка»

Учить детей рисовать линии, развивать сюжетно-игровой замысел.

Зотова Е.Ю., дети группы

3 неделя

Чтение сказки «Теремок».

Познакомить детей с новой сказкой, прививать любовь к чтению.

Зотова Е.Ю., дети группы

Рассматривание иллюстраций «Дикие животные»

Закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизировать словарь по данной теме.

Зотова Е.Ю., дети группы

Конструирование «Построим теремок»

Развивать конструктивные способности и навыки в процессе действия со строительным материалом. Упражнять детей строить домик, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

Зотова Е.Ю., дети группы

Настольный кукольный театр: показ сказки «Теремок»

Побуждать детей к активному восприятию сказки, научить выражать эмоции через движения и мимику. Развивать способность понимать текст и обогащать словарь детей.

Зотова Е.Ю., дети группы

4 неделя

Показ настольного театра «Репка»

Формировать у детей любовь к сказкам, учить сопереживать вместе со сказочными героями.

Зотова Е.Ю., дети группы

Дидактическая игра «Узнай овощ»

Учить детей различать и называть овощи.

Зотова Е.Ю., дети группы

Рассказывание сказки по картинкам

Формировать у детей умение слушать сказки и смотреть театральное представление. Развивать речь, память, мышление.

Зотова Е.Ю., дети группы

5 неделя

Чтение русской народной сказки» «Заюшкина избушка»

Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Учить показывать чувства героев сказки мимикой лица, развивать речь детей, память, воображение.

Зотова Е.Ю., дети группы

Лепка  «Морковка для зайчика»

Учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их; учить раскатывать из пластилина колбаски, приклеивать пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.

Зотова Е.Ю., дети группы

6 неделя

Развлечение «Малыши в гостях у сказки»

Ввести детей в мир театра , развивать эмоциональную отзывчивость.

Зотова Е.Ю., Мишанова Л.В., дети группы

III этап – Заключительный

Обработка и оформление материалов проекта.

Анализ результативности.

За период работы для родителей были организованы консультации на темы и       сделаны папки-передвижки:

               

             

«Влияние русских народных сказок на развитие ребенка»

 Русские народные сказки детям становятся интересны уже к двум годам.

С детской сказки начинается знакомство с устным народным творчеством, с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений, со всем окружающим миром в целом.

Почему именно сказка?

Разве не логичней показывать детям раннего возраста мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»?

Удивительно, но сказка является таким, же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает детям раннего возраста понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен детям. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает детей серьёзными логическими рассуждениями.

Не секрет, дети не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.

Русская народная сказка предлагает детям раннего возраста образы, которые им очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.

Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению. Через сказку легче всего объяснить детям первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий детей, для разграничения добра и зла. Дети становясь старше отождествляет себя с положительным героем.

Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злым. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Русская народная сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоциональной сферы детей, которое во все времена использовали педагоги и родители. Выбирая сказку для детей, обязательно учитывайте индивидуальные особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет полезна. В два года у детей уже развита, способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям раннего возраста очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами.

В сказках дети раннего возраста замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким русским народным сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи «сказителя», помогает детям раннего дошкольного возраста запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Педагоги - психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение, так как зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами могут быть красочные иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями (педагогами) по сказке с помощью кукольного театра «Би–Ба-Бо.

Роль русских народных сказок в воспитании детей раннего возраста не может быть не замечена. Дети постепенно начинают, представлять образы, учатся понимать внутренний мир сказочных героев, сопереживать им и верить в силы добра.

Роль русских народных сказок не ограничивается только приятным время провождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у детей.

С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

Русские народные сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, формируется умение задавать вопросы. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, то вы обойдётесь без визитов к логопеду. Сказка ещё должна способствовать общению.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности, но жестокие действия, которые видит взрослый — ребенок воспринимает образно. Если дети неоднократно видят сцены насилия по телевизору, то они не смогут это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить детям, что плохое обязательно должно погибнуть, тогда им будет легче справиться с жизненными трудностями. И хотя жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Важно и ваше к ним отношение. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Книжки с картинками мешают слушать сказки: ведь художник видит всё иначе, чем дети.

Через сказку можно не только прививать детям любовь к чтению, но ему легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо», так как малыш представляет себя положительным героем.

Таким образом, русская народная сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка.

                                    «Зачем детям нужны сказки?»

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.                                                                                                                                      (Алексей Николаевич Толстой)

Сказка всегда присутствует в нашей жизни: мы еѐ слышали в детстве, рассказываем своим детям, внукам. Сколько себя помним, рядом с нами «Колобок», «Репка», «Лиса и волк»… Русские народные, сказки народов мира, авторские: бытовые, волшебные, о животных. Ребѐнок любого возраста обязательно скажет, что сказки - это Пушкин. Нет сомнения, первым делом Александра Сергеевича вспоминают, как автора самых известных и любимых сказок: «Сказка о Попе и его работнике Балде», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мѐртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Жених». Любовь к сказкам привила маленькому Саше его няня, Арина Родионовна, любовь и привязанность к которой поэт нѐс всю свою жизнь. С ней были связаны у него самые тѐплые воспоминания. Замирая от восторга, жадно впитывал каждое слово чудесных сказок маленький Пушкин. Няня скрашивала его одиночество в ссылке в Михайловском, в долгие зимние вечера, продолжая пленять поэта сказками, поговорками, пословицами, песнями. "Слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского. Пушкин перенѐс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня,

И шѐпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Не чувствуя ни ног, ни головы.                

Никто точно не знает, когда появилась первая сказка. Она с давних времѐн живѐт среди людей. Из истории известно, что у наших предков было принято не наказывать повинившихся, а наставлять на путь истинный посредством сказки, рассказа, поучительной истории. Чтение сказка считается самым древним методом познания и воспитания. Общаясь с нашими детьми через сказку, мы передаѐм им знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе, воспитываем их, развиваем внутренний мир, излечиваем от страхов, переживаний. Сказка даѐт знания о жизни, законах бытия, пробуждает творчество, фантазию, воспитывает любовь к Родине, труду, учит уважать старших, защищать слабых, помогать больным и немощным. Однозначно, народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Девочек нацеливает на «красну девицу», которая обязательно рукодельница, и умом, и лицом красавица, для мальчиков - добрый молодец (обязательно отважный, смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, готовый в любую минуту защищать свою Родину). Такое совершенство для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Высшая цель, поставленная в юном возрасте, во многом определит его как личность. Взрослым необходимо знать мечту малыша, чтобы вовремя корректировать и устранять негативные моменты.

Считается хорошим тоном в воспитании читать ребѐнку сказку на ночь. При приглушѐнном свете ночника, мягком звуке родного голоса волшебная история убаюкает малыша, подарит ему добрые здоровые сны. Кроме того, ощущение того, что рядом с ним присутствует близкий человек, положительно влияет на формирование детской психики. Это помогает ему успокоиться, почувствовать себя в безопасности. Ребѐнок чувствует, что его любят, о нѐм заботятся.      

Очевидно, что польза сказок перед сном действительно неоспорима. Учѐные уже давно ведут разговор о терапевтической роли сказок, применяя их на психологических тренингах, в виде лечения душевного состояния маленького пациента. К сожалению, современное телевидение загружено в большей степени иностранными мультфильмами, зачастую агрессивными, с жестокими драками, с малопонятными героями, а ведь дети подражают любимым персонажам, перенимают способы их поведения, манеру говорить. Вот почему родителям и педагогам нужно очень строго подходить к выбору сказок, к просмотру мультфильмов. И научно, и жизнью доказано, что дети разного возраста очень любят слушать сказки и необыкновенные истории, которые расширяют диапазон их знаний и кругозора, помогают получить необходимые знания о человеке, о жизненных проблемах, пути их решения. Дают понятие о том, что кроме реального мира, существует ещѐ и волшебный, наполненный чудесами и приключениями, что добро всегда торжествует над злом. Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трѐх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке», «Морозко», «Али-баба и сорок разбойников», робким и пугливым, - «О трусливом зайчике», «Трусливый Ваня», непослушным и доверчивым подойдѐт «Приключения Буратино», «Снежная Королева». У каждого из нас была любимая сказка, которую мы слушали, читали невероятное количество раз. В чѐм секрет этого литературного жанра? Почему наши дети, да и мы, взрослые, так любим сказки, какова их роль, в чѐм польза? Вспомним, что в старые, древние времена наши предки не спешили наказывать детей, а рассказывали поучительную историю, чтобы провинившийся смог осмыслить своѐ поведение, сделать выводы и не повторять ошибок.

Сказка - очень хороший метод воспитания и обучения детей. Рассказывая сказки, мы передаем опыт наших предков, дополняя его своим, не менее богатым. Посредством сказки ребенок обогащает внутренний духовный мир, избавляется от переживаний и страхов, получает знания о жизни и ее законах, развивает фантазию и творческое начало, учится сопереживать и предвосхищать события. Благодаря сказке ребенок может проиграть негативные роли и чувства, при этом он не будет наказан. Житейские истории очень хорошо разделяют представление о мужской и женской манере поведения. В каждой сказке есть главный герой. Чаще это активный, храбрый, умеющий выживать в трудных ситуациях персонаж. Даже, если вначале он выглядел негативно, то завершается история его исправлением, осмыслением отрицательных сторон характера. Каждая сказка учит тому, что добро побеждает зло, что немаловажно при становлении характера.

Роль сказок в формировании личности ребѐнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребѐнка с литературой, прививают ему любовь к чтению.

Сказка – это игра, необходимая для развития личности. Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несѐт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребѐнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка - это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация. Яркими примерами моделирующими правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Репка». В них очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребѐнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша. Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей, темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой ситуации. Ребѐнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и вот находится способ благополучного еѐ решения. Герои счастливы, здоровы, зло побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои страхи.

Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощѐнность, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причѐм зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник - это сказка. Ещѐ К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Помните, армянскую сказку в стихах «Жадный Вартан», которому скорняк пошил из овечьей шкуры целых семь шапок, но ни одну из них нельзя надеть? Мораль: жадность и зависть до добра не доведут. А «Каша из топора»? О находчивости и смекалке русского солдата? Эти поучительные истории - яркий пример народной педагогики. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д.

Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа. Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам: читать сказку

1. концентрируя на ней внимание ребѐнка;

2. с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;

3. чѐтко проговаривая слова;

4. только одну, для более глубокого осмысления;

5. выбранную ребѐнком (даже пусть в сотый раз!);

6. анализируя;

7. попросите пересказать;

8. желательно перед сном.

"Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь".

                                            ( Ганс Христиан Андерсен)

             Памятка для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»

 

                                                             

                                                             “И нельзя без сказок нам прожить друзья,

                                                               Ведь со сказкой проще нам найти слова

                                                               Для любимых деток или малыша”.

Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд. Сюжет сказки является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких. Особое внимание следует обратить, если ребенок устойчиво отдает предпочтение несчастливым концовкам, уделяет повышенное внимание отрицательным персонажам.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

Рекомендации:

Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития. Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать

нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

«В сказке сила, благодаря которой ребенок познает мир и себя».

                                                                                           С. Я. Маршак

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. М.: Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д.  Зинкевич-Евстигнеева. СПб.: Речь, 2008. 240 с.
  3. Микляева Н.В., Толстикова С.Н, Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОО  и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 128с.
  4. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. 118 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация тематического дня ”В гостях у сказки “ в группе раннего возраста.

Речь идет и формирование конструктивных навыков детей....

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Проект «В гостях у сказки» в группе раннего возраста.

Цель проекта: Активизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок....

Проект " В гостях у сказки " Первая группа раннего возраста

Представлен среднесрочный проект.  обозначена работа по разным образовательным областям. Представлена работа с родителями....

Проект по теме "В гости к сказке " в группе раннего возраста

Как познакомить детей со сказками увлекательно и интересноРазвитие речи с помощью сказок...

Проект "В гостях у сказки" для детей раннего возраста.

Проект "В гостях у сказки" для детей раннего возраста....

Проект по сказкам для детей раннего возраста "В гости сказка к нам пришла"

Проект для детей раннего возраста "В гости сказка к нам пришла"...