Конспект СОД в виде квест-игры по познавательному развитию с использованием ИТ технологий с детьми старшей группы с ТНР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жаворонкова Людмила Юрьевна

Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о бытовых приборах и их назначении.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить знания детей об электричестве и электроприборах, об истории возникновения отдельной бытовой техники.

- Обобщить знания детей о пользе и опасности электроприборов.

- Уточнить с детьми правила техники безопасности, при использовании электроприборов в быту.

Развивающие:

- Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

- Развивать мыслительную активность, любознательность, речевую активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

- Беседы о бытовых электроприборах.

- Рассматривание соответствующих картинок, иллюстраций.

- Отгадывание загадок.

- Просмотр мультфильма «Золушка».

- Дидактические игры: «Найди пару», «Можно – нельзя», «Что здесь лишнее?», «Собери картинки».

- Картинки по теме «Техника безопасности при использовании электроприборов».

Материалы и оборудование: ноутбук, фланелеграф, сундучок, четыре ключика из бумаги, кукла Золушка, мяч, картинки с изображением современных электроприборов и старинных вещей, карандаши, линейки, полиэтиленовые пакеты, мелконарезанные бумажки, карточки по безопасности при работе с электроприборами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_elektrichestvo.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                 детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной                                  деятельности в виде квест-игры по познавательному развитию с использованием интерактивных технологий

           с детьми старшей группы с ТНР

       «Поможем Золушке попасть на бал»

                                                         

                                                     Составила: Жаворонкова Л.Ю. - воспитатель

                                 

                                     Санкт- Петербург

                                                2023

Цель: Создание условий для закрепления знаний детей о бытовых приборах и их назначении.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить знания детей об электричестве и электроприборах, об истории возникновения отдельной бытовой техники.

- Обобщить знания детей о пользе и опасности электроприборов.

- Уточнить с детьми правила техники безопасности, при использовании электроприборов в быту.

Развивающие:

- Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

- Развивать мыслительную активность, любознательность, речевую активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

- Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

- Беседы о бытовых электроприборах.

- Рассматривание соответствующих картинок, иллюстраций.

- Отгадывание загадок.

- Просмотр мультфильма «Золушка».

- Дидактические игры: «Найди пару», «Можно – нельзя», «Что здесь лишнее?», «Собери картинки».

- Картинки по теме «Техника безопасности при использовании электроприборов».

Материалы и оборудование: ноутбук, фланелеграф, сундучок, четыре ключика из бумаги, кукла Золушка, мяч, картинки с изображением современных электроприборов и старинных вещей, карандаши, линейки, полиэтиленовые пакеты, мелконарезанные бумажки, карточки по безопасности при работе с электроприборами.

Ход занятия. 

Звучит музыка.

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Что мы должны сделать? (Поздороваться). Для начала давайте встанем в круг и пожелаем друг другу, а также нашим гостям доброго утра.

Дети встают в круг,  берутся за руки, смотрят в глаза друг другу и улыбаются.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

С добрым утром!

За ширмой неожиданно появляется персонаж Золушка.

Золушка: Доброе утро! Как много людей? Куда это я попала? Неужели опять на бал? Но я даже не одета.

Воспитатель: Доброе утро. Нет, вы  попали не на бал, а в детский сад. Ребята, как вы думаете, кто это к нам пришел в группу?

Ответы детей (Золушка).

Золушка: Да, я, та девушка, что рано в полночь убежала, и, споткнувшись потеряла, на балу у короля туфельку из хрусталя. Мне очень нужна ваша помощь, помогите мне, пожалуйста. Я живу со злой мачехой, и каждый день она дает мне большой список дел. Я очень хочу попасть на бал. Но у меня совсем нет времени. За вашу помощь, я оставлю для вас подарки, вот в этом сундучке. Он волшебный, с четырьмя замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи не сложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Я надеюсь, вы сможете мне помочь.

Воспитатель: Ребята, про бедную Золушку сказку помните? Не справиться Золушке с тяжкой работой, а на бал во дворец очень хочется. Она работает, сил не жалея, надеется только на добрую фею.

Мы с вами конечно не волшебники, но поможем Золушке?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: Тогда вперед навстречу приключениям.

Из-за ширмы вылетает воздушный шарик с конвертом на ниточке. Воспитатель берет конверт, открывает его и читает первую загадку.

Воспитатель: Итак, первая загадка:

Есть в комнате портрет.

Во всем на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.

Воспитатель: А ключ-то не простой! На нем задание. Если справитесь – один замок откроем! Я подскажу, как это можно сделать. Современный мир немыслим без бытовых электроприборов. Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Они есть в каждом доме и в каждой семье. А у вас дома есть электроприборы?

Дети: Да.

    Интерактивная технология «Хоровод», дидактическая игра «Назови электроприборы».

Дети встают в круг, передают из рук в руки игрушку мяч и называют электроприборы (холодильник, пылесос, телевизор, микроволновка, электрический чайник, фен, стиральная машина, утюг и т.д.).

Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. Держите ключик. Мы с вами вспомнили много бытовой техники. Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

Находят второй ключ и выполняют задание.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку техника? (Ответы детей). Действительно, техника – это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни. Она облегчает нашу жизнь, наш быт.

Давайте вспомним, и расскажем, для чего нужны человеку электроприборы.

    Интерактивная технология «Карусель», дидактическая игра «Как предметы помогают человеку».

 Для игры  понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которые показывают, для чего этот предмет нужен человеку. Детям нужно соединить эти карточки, найти пару.

- Утюгом – гладят белье

- Феном – сушат волосы

- Лампой – освещают книгу

- Пылесосом – пылесосят ковры

- Вентилятором – охлаждают воздух

- В холодильнике – хранят продукты

- В микроволновке – разогревают еду

- В чайнике – кипятят воду

- По телефону – звонят

- В стиральной машине – стирают белье

Воспитатель: Молодцы! И со вторым заданием справились. Держите второй ключик. Что же такое не видимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

Дети: Электрический ток.

Воспитатель: Правильно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать. Он чем-то похож на реку, только в реке вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы - электроны. И сейчас мы с вами поиграем.

Физкультминутка: Игра «Ток бежит по проводам»

 Дети встают в круг, берутся за руки и поочерёдно поднимают их. Воспитатель произносит слова:

Ток бежит по проводам,                               Дети бегут по кругу

Свет несёт в квартиры к нам.                      Делают руками «Фонарики»    

Чтоб работали приборы, холодильник,     Делают круговые движения руками, перед собой

Мониторы, кофемолки, пылесос,               Повороты влево, вправо

Ток энергию принёс.                                   Бегут по кругу

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти третий ключик, отгадаем еще одну загадку:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас стоят карандаши!

Находят третий ключ и выполняют задание.

Воспитатель: Прежде, чем мы с вами начнем выполнять задание, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, пользуясь электроприборами?

Дети подходят к фланелеграфу, где висят карточки по безопасности при работе с электроприборами. Ребенок показывает на одну  карточку и формулирует правило.

Дети: Нельзя вставлять в розетку посторонние предметы, браться за приборы мокрыми руками, трогать оголенные провода, выдёргивать вилку из розетки за провод…..

Воспитатель: Молодцы! А, вы знаете, ребята, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, но мы его не видим, можем только его почувствовать. Я приглашаю вас подойти к столу.

Дети подходят к столу, на котором лежат мелконарезанные кусочки бумаги, карандаши, линейки,  полиэтиленовые пакеты, шерстяная тряпочка.

Воспитатель: С помощью этих предметов, мы с вами тоже научимся ловить электричество.

Проводится опыт:

Возьмем пластмассовую линейку или карандаш и поднесем к мелко нарезанным кусочкам бумаги. Ничего не происходит. Значит, в обычном состоянии пластмассовая линейка или карандаш электрически нейтральна. Натрем их полиэтиленовым пакетом или о свои волосы. Частички бумаги тут же к ним притянутся. Это означает, что эти предметы наэлектризовались.

Воспитатель: Молодцы! У вас все получилось. Произошло это из-за того, что в наших волосах живёт электричество, когда тёрли карандашом о волосы, мы его поймали. Он стал электрическим и притянул к себе мелкие бумажки. Делаем вывод: в наших волосах есть электричество.

Хорошо, опыт у нас получился, возьмите третий ключик.

Воспитатель: Чтобы получить последний ключ, отгадываем последнюю загадку:

То здание богато

В подборе экспонатов

От подков до замков

Из прошлых веков!

Дети: Это музей!

Воспитатель: Правильно, нас приглашают  в необычный музей. Музей пока не работает, так как мачеха  специально перепутала в нем все картинки. Сейчас  на ваших столах лежат вперемежку картинки с современными электроприборами и со старинными вещами, которым на смену пришли современные приборы. Нас попросили помочь музею разобраться.

Интерактивная технология «Цепочка», дидактическая игра «Необычный музей бытовой техники»

Дети делятся на две команды. Одна команда собирает старинные предметы (веник, печь, чугунок, погреб, чугунный утюг, корыто, свеча) и вешает их на фланелеграф, вторая - современные электроприборы (пылесос, плита, электрический чайник, холодильник, утюг, стиральная машина, люстра).

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Вот, держите последний ключик! Давайте теперь попробуем открыть сундучок.

Дети «вставляют» ключ в замок. Сундучок открывается. Дети получают подарки от Золушки.

Воспитатель: Дети, вот и закончилось наше путешествие. Вы все были отзывчивые, добрые, несмотря на трудности, помогли Золушке отправиться на бал. Давайте возьмемся за руки и скажем наш прощальный ритуал:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

              Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                 детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной                                  деятельности по познавательному развитию с детьми      старшей группы  с ТНР

           Тема: «Пришла зима, забавы зимние принесла»

                                                         

                                                     Составила: Любимова С.П. - воспитатель

                                 

                                      Санкт- Петербург

                                                 2022

Цель: Закрепление представлений о зиме и зимних забавах.

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах.

- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы».

- Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении.

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.

- Обогащать и активизировать словарь детей по теме.

- Развивать мыслительную активность, любознательность, речевую активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

- Закрепить знания правил поведения при неблагоприятных условиях.

- Воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях природы, зимних развлечениях.

- Рассматривание иллюстраций на тему «Зима. Зимние забавы».

- Наблюдение за погодой на прогулке.

- Чтение художественной литературы о зиме, чтение пословиц, поговорок,  разгадывание загадок о зимних явлениях.

- Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев».

Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, сюжетные картинки «Зимние забавы», картинки на тему «Одежда», фланелеграф, разрезные картинки, мячик, снежинка, Снеговик, конверт, варежки для дидактической игры, колокольчик.

Ход занятия. 

Звучит музыка.

Дети входят в группу, встают полукругом, здороваются с гостями.

Воспитатель: Дружно за руки возьмемся

                          И друг другу улыбнемся.

                          Утро доброе встречаем,

                          День хороший начинаем!

Стук в дверь, воспитателю передают конверт, на котором нарисована снежинка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, кто его принес?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: А в конверте есть подсказка – загадка:

                        Жил я посреди двора,

                        Где играет детвора,

                        Но от солнечных лучей

                        Превратился я в ручей.

Дети: Снеговик.

Воспитатель: Ребята, а давайте узнаем, зачем Снеговик прислал нам письмо. В конверте есть еще одна загадка:

                         Запорошила дорожки,

                         Разукрасила окошки,

                         Радость детям подарила,

                         И на санках прокатила!

Дети: Зима.

Воспитатель: Теперь все понятно, Снеговик захотел, чтобы мы ему рассказали все, что знаем о зиме.

Интерактивная технология «Хоровод», дидактическая игра «Скажи, какая зима».

Дети передают друг другу снежинку и подбирают прилагательные к существительному «зима» (суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная, веселая и т. д.).

Воспитатель: Молодцы, нашли слова, чтобы описать зиму. А теперь скажите, что бывает зимой?

Дидактическая игра «Закончи предложение»:

- Зимой метель ……(метет).

- Мороз щеки и нос……(щиплет)

- Зимой медведь в берлоге…..(спит).

- Зимой вода в реках и озерах…..(замерзает).

- Иней на ветках деревьев…..(блестит).

- Деревья зимой без листьев…. (стоят).

- Под снегом травка зимой….(греется).

- Насекомые зимой….(прячутся).

- Перелетные птицы….(улетели).

- Люди зимой тепло…(одеваются).

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали действие к каждому предложению. Мы с вами сказали, что люди тепло одеваются. Давайте подберем зимнюю одежду на прогулку.

Интерактивная технология «Цепочка», дидактическая игра «Подбери одежду на прогулку».

Дети делятся на две команды и соревнуются, кто быстрее и больше повесит картинок с одеждой на фланелеграф.

Воспитатель: Молодцы, постарались, правильно все подобрали. Посмотрите, чего не хватает?

Дети: Рукавичек.

Воспитатель: Правильно рукавичек. Давайте найдем одинаковые рукавички.

Интерактивная технология «Карусель», дидактическая игра «Найди пару рукавичке»:

Дети образуют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг – стоящие неподвижно дети, а внешний круг – подвижный. У каждого из детей по одной рукавичке, они должны  найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Дети поочередно передвигаются по кругу и по сигналу колокольчика  находят пару к своей рукавичке.

Воспитатель: Молодцы, нашли пару к каждой рукавичке. Давайте теперь поиграем в игру. Представим , что мы снежинки.

                                        Физкультминутка:

 Снежинки, снежинки                                        бегают врассыпную

 По небу летят.

 Снежинки, снежинки

 На землю хотят.                                               приседают

 А ветер дует сильнее, сильней                             встают, поднимают руки вверх и качают руками

 Снежинки кружатся быстрей и быстрей.        кружатся на месте, руки в стороны

 Вдруг, ветер утих,                                            опускают руки

 Стало тихо кругом –

 Снежинки слепились                                        бегут к воспитателю

 В большой снежный ком.                                обнимают друг друга

На экране появляется Снеговик.

Снеговик: Расскажите-ка мне, ребята, во что еще можно играть и чем заниматься зимой? Какие зимние забавы вы знаете?

Дети подходят к столам и разбиваются на пары.

Интерактивная технология «Работа в парах», дидактическая игра «Собери картинку и расскажи».

Дети собирают разрезные картинки и рассказывают, что на ней изображено.

Воспитатель: Молодцы, про некоторые зимние забавы вы рассказали. А теперь давайте покажем, как еще можно забавляться зимой:

Дети встают в круг.

* Наконец пришла зима (разводят руки в стороны).

* Стали белыми дома (складываем руки домиком над головой).

* Снег на улице идет (двигают руками вниз).

* Дворник улицу метет (имитирую подметание).

* Мы катаемся на санках (приседают, вытягивая руки вперед).

* Пишем на катке круги (руки закладываем за спину и кружимся).

* Ловко бегаем на лыжах (имитируют движения лыжника).

* И играем все в снежки (лепят и бросают снежки).

Воспитатель: Ну, что, ребята, хорошо зимой? Много веселых игр. Как вы думаете, всё мы рассказали о зиме и о зимних забавах? Давайте теперь прощаться со Снеговиком.

Снеговик: До свидания, встретимся на улице. А вы мне еще слепите друзей снеговиков. Я для вас приготовил угощение за хорошие рассказы о зиме и ее забавах.

Дети прощаются и уходят из группы.

Список литературы:

- О.С.Ушакова «Программа речевого развития дошкольников».

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж:ЧП Лакоценин С.С. 2007.-432с.

-Г.М. Блинова «Познавательное развитие детей дошкольного возраста:методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – с.128 (Вместе с детьми).

- Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно – методическое пособие для воспитателей ДОУ/В.А. Филлипова и др.; под науч. Ред. И.В. Руденко. – Тольятти6 Изд-во ТГУ, 2012.-с. 212