Конспект по развитию речи на тему "Моя семья".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Василенко Ольга Витальевна

Конспект содержит материал для развития диалогической речи и закрепления у детей представления о членах семьи, родственных отношениях в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya.odt28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Моя семья».

(для старшего дошкольного возраста.)

Цель: показать значение семьи в жизни человека.

Задачи: 

  • закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
  • развивать диалогическую речь;
  • воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение, заботы о членах семьи;
  • развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Подготовительная работа:

  • составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
  • составление семейного альбома;
  • конкурс рисунков «Моя семья».

Ход занятия.

   - Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

1. Организационный момент:

   Собрались все дети в круг

   Я - твой друг и ты мой друг

   Крепко за руки возьмемся

   И друг другу улыбнёмся.

   Посмотрю на ваши лица,

   С кем бы мне повеселиться.

   - Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)

   Из-за леса, из-за гор

   Едет дедушка Егор.

   Сам - на лошадке,

   Жена - на коровке,

   Дети – на телятках,

   Внуки – на козлятках.

   - В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки. Определите, кем в этой потешке приходятся друг другу люди. Что вы можете сказать об этой семье? Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая?

   Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово? (Уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.

   - Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание. Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

   А кто хочет рассказать о своей семье?(задаю вопросы)

   - С кем ты живёшь?

   -Кто у вас в семье старший (младший)?

   - Для мамы с папой ты кто?

   - А у тебя есть сестрёнка или братик?

   - А для бабушки с дедушкой ты кто?

   - У кого есть братья (сёстры)?

   - Они старше или младше вас?

   - Чем занимаются твои мама и папа?

   - Как ты помогаешь взрослым?

   - С кем из членов семьи ты любишь играть?

  - Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните, что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

   - Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)

   (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)

   (родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая)

   - Как вы думаете, что разрушает семью?

   (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

   (ссоры, обиды, конфликты,  непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки).

   Игра «Радость или огорчение?»

   - В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)?

Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем. Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.

  • Вы съели на завтрак всю кашу.
  • Вы подрались с другом.
  • Разбросали по комнате все игрушки.
  • Помогли маме вымыть посуду.
  • Нагрубили бабушке.
  • Нарисовали и подарили папе красивый рисунок.
  • Перед сном пожелали всем «спокойной ночи».
  • Порвали новую книжку.
  • Хорошо вели себя в детском саду.

   - Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

   Игра «Кто ты мне?»

   - Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.

  • Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
  • Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
  • Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
  • Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
  • Я тебе жена – ты мне (муж).

   - Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

   - Беседа по фотографиям.

   Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:

   Есть в доме любом семейный альбом,

   Как в зеркале мы отражаемся в нём.

   Пускай не всегда мы красивы,

   Зато эти фото – правдивы.

   Хранится альбом в нашем доме,

   Семейные снимки хранятся в альбоме.

   - У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого?(Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.

   - В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. Народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке.)

(Выступление ребенка, рассказ о своей семье и показ фотографий из альбома.)

   - А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.

    Отгадывание загадок.

   Излучает она свет,

   От улыбки – ямочка…

   Никого дороже нет,

   Чем родная …(мамочка)

   Всё хозяйство: лебеда

   Да хохлатка Рябушка,

   Но яичницей всегда

   Нас накормит …(бабушка)

   Надарила безделушек-

   Семь матрёшек и бобрёнка…

   Но дороже всех игрушек

   Для меня моя …(сестрёнка)

   Угадай-ка, кто же это?

   Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

   Жду, друзья от вас ответа.

   Молодцы! Конечно …(папа)

   Мочит в тёплом молоке

   Он кусочек хлебушка,

   Ходит с палочкой в руке

   Наш любимый ….(дедушка)

   Должен вам признаться я:

   Есть приятель у меня,

   Но надежней во сто крат

   Мой защитник, старший …(брат)

   В этом слове семь букв «Я».

   Отгадай-ка, друг! (семья)

   2. Физкультминутка.

   Кто живет у нас в квартире?

   1 2 3 4 (хлопки в ладоши)

   Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)

   1 2 3 4 5 (прыжки на месте)

   Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)

   Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)

   Наша дружная семья!

   -  Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

   Рассматривание плакатов «Родословное дерево»

   - Вместе с родителями вы составляли своё родословное дерево.

   - Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)

  - А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. (Несколько вступлений детей по генеалогическому древу.)

    Пальчиковая гимнастика.

   Моя семья

   Этот пальчик – дедушка.

   Этот пальчик – бабушка.

   Этот пальчик – папочка.

   Этот пальчик – мамочка.

   Этот пальчик – я.

   Вот и вся моя семья.

  Выполнение аппликации на тему «Семья». Каждый в своих индивидуальных домиках вклеивает в окошечки членов своей семьи и создается общая картина.

   Итог занятия.                      

   - Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе "Семья"

Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный об...

Конспект по развитию речи на тему: «Моя семья»

Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата....

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения»

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области: «Познавательное развитие, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: « Я и моя семья». Конспект по развитию речи.

Целью является формирование у детей правильного представления о семье, чувство собственного достоинства.Задачи:Обучающие:– Учить эмоционально и активно участвовать в диалоге с воспитателем и дру...