Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шемякина Наталья Леонидовна

Цель: Обучать пересказу с опорой на сюжетную картину и вопросительный план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему

«Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра»».

Воспитатель: Шемякина Наталья Леонидовна

Цель: Обучать пересказу с опорой на сюжетную картину и вопросительный план.

Образовательная задача: Познакомить детей с рассказом Л. Кассиля «Сестра», побуждать детей рассказывать о своем отношении к поступку литературного героя, показать героизм и самоотверженность фронтовых медсестер.

Развивающая задача: Развивать мышление, память ,воображение ,связную речь.

Воспитывающая задача: Воспитывать уважение к защитникам Отечества ,чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных ,смелых российских воинов.

Словарная работа: Обогащение активного словаря, развитие связной монологической речи.

Материал :Текст рассказа Л.Кассиля «Сестра»,портрет писателя, иллюстрация оказание медицинской помощи солдату, разрезные картинки «Военная техника».

Интеграция областей:  «Познание», «Развитие речи».

Предварительная работа: Чтение рассказов о Вов; заучивание стихов о войне ,армии; рассматривание иллюстраций о войне, ознакомление с подвигом нашего земляка М.П.Теплякова.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный этап.

Воспитатель: Ребята ,что вы видите перед собой?(открытки)

-Кого поздравляем такими открытками? (пап, дедушек ,защитников отечества)

-В какой праздник дарят такие открытки?  (День защитника Отечества)

Когда страна отмечает праздник День защитника(23 февраля)

А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей)

Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов .Это армия. В России армия не раз защищала свой народ от захватчиков,  поэтому она пользуется заслуженным уважением и почётом .Когда началась война ,первым на защиту встала наша армия. Война была очень страшной и жестокой. Много людей погибло в этой войне. Но люди не испугались, героически защищали нашу страну. Народ не жалел своей жизни, чтобы остановить врага. Они бесстрашно сражались на войне, на море и в воздухе. Наравне с мужчинами сражались и старики, и женщины , и даже дети Старики и дети помогали партизанам, разведчикам и солдатам, а молодые девушки были снайперами, летчиками, медицинскими сестрами и спасали раненых.»Сестричка ,сестра, сестрица»-так ласково называли бойцы фронтовых сестер, которые под пулями и разрывами снарядов ,ежедневно рискуя собой, некрепкими девичьими руками выносили с поля боя раненых.

Об одном таком случае сегодня мы прочитаем. Рассказ называется «Сестра» и написал его Лев Кассиль. (показ портрета писателя)

2.Основной этап.

Рассматривание сюжетной картины к рассказу  Л.Кассиля «Сестра», беседа по картине.

Воспитатель: Давайте обратим внимание на картину,  которая находится перед нами.

-Что изображено на картине?  (идет бой)

-Какое время года изображено? (Зима, очень холодно , люди тепло одеты, руки ,лица красные от мороза)

-А кто эта девушка на картине? (медицинская сестра)

-Почему вы считаете что это медицинская сестра? (Сумка с красным крестом, бинт в руках)

-Почему солдат лежит? (он ранен)

-По каким признакам видно, что он ранен? (Рука на груди , видимо больно, автомат лежит рядом)

Физминутка «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах)


Раз, два, три, четыре, пять   Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать!  Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки выполняют вперед

Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперед

Будем чаще улыбаться. Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

Чтение рассказа Л.Кассиля «Сестра» с целью целостного эмоционального восприятия.

Воспитатель читает рассказ.

Словарная работа.

Фашисты-враги

Фашисткая пуля - вражеская пуля

Медицинская сестра- девушка,  которая  оказывает первую помощь раненому, выносит его с поля боя.

Вынула-достала

Винтовка-ружье со штыком

Воспитатель рассказывает рассказ, но уже своими словами, дает установку на запоминание и пересказ.

Пересказ рассказ детьми  по вопросительному плану по цепочке с опорой на сюжетную картинку (Воспитатель при необходимости помогая)

План:

1.-Что произошло с солдатом Иваном Котловым в бою? (Он пошел в опасный бой, был ранен и уже думал что умрет)

2.-Кто пришел ему на помощь? (Ивану Котлову пришла на помощь медсестра Надя Балашова и спасла его)

3.-О чем разговаривали солдат и девушка? (Солдат спрашивал у медсестры будет ли он жить  или нет. На что медсестра ответила:  «Будете жить , товарищ. Я сейчас вас перевяжу.» )

-4.Как Надя спасла Ивана?(Надя перевязала раненого ,взяла его винтовку, обхватила Ивана Котлова рукой  и потащила в безопасное место)

5.-Как автор рассказывает о медицинской сестре Наде Балашовой?(Она маленькая, но сильная ,по ней стреляют ,а она ползет и так она спасла раненого Ивана Котлова. )

Пересказ рассказа детьми

Воспитатель: Ребята, пересказывая , не забудьте, что говорить надо внятно, ясно ,четко, громко ,последовательно.

Слушаем рассказчика внимательно, после рассказа вы сделаете свои замечания: был ли рассказ последовательным, какие неточности или ошибки допустил рассказчик.

Разрезные картинки «Военная техника»

3.Заключительный этап (Рефлексия)

-Как называется рассказ, который мы прочитали? («Сестра»)

-Понравился ли вам рассказ?

-Чему учит этот рассказ? (Любви к Родине, своему народу).

-Можно ли назвать Надю Балашову героем войны? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: « Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».

Связная речь. Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка».Словарь и грамматика. Учить детей сравнивать изображённых на картинках курицу и цыплёнка по размеру, цвету, подбирать ...

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»

учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»».

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого. Чтение сказки и показ презентации к ней Работа над текстом(ответы на вопросы по сказке).Проговаривание скороговорки...

Конспект образовательная деятельность по развитию речи детей старшей группы №11 «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер и помочь детям понять мотивы поступка главного героя рассказа «Друг детства»....