Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию «Словечко» в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Цель программы развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyavkina_s_v_slovechko.docx65.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

по речевому развитию «Словечко»

на 2022 – 2023 учебный год

                               

Программа рассчитана на детей в возрасте 4 – 5 лет

Срок реализации программы 1 год.

                                                                                                 

Разработчик:

                                                                                 Малявкина Светлана Владимировна

Воспитатель первой квалификационной категории                                                                        

г. Новокуйбышевск, 2022

Список воспитанников средней группы «Подсолнух», обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Словечко»

№ п/п

Ф.И. ребёнка

Дата рождения

 

 

Пояснительная записка

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство. 

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. 

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе. 

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка. 

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений. 

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами

          Актуальность программы: Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала. Многие исследователи (Л. С. Выготский, В. И. Селиверстов, А. И. Сорокина и др.) подчеркивают большое значение использования игр в воспитании дошкольников. Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Исследования Г. А. Волковой, В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской доказывают необходимость использования игр в коррекционной работе с детьми. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются. Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор темы кружка: «Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста». В рамках кружка ведётся работа с родителями по данной теме в виде консультаций, бесед, выставок папок-передвижек, проведение родительского собрания, принятие участия в оформление уголка.

          Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря.

          Задачи кружка:

 Обучающие: 

  1. Активизировать речь детей.
  2. Обогащать активный и пассивный словарь.
  3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  4. Формировать умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
  5. Формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи

Развивающие: 

  1. Развивать умение говорить и слушать.
  2. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
  3. Развивать артикуляционный аппарат.
  4. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
  5. Развивать внимание, зрительное восприятие.
  6. Развивать эмоциональный отклик на результат игры. Воспитательные: 
  1. Воспитывать самостоятельность и умение слушать.
  2. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Средства: 

  1. Словесный материал  
  2. Картотека пальчиковых игр
  3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)
  4. Наглядный материал: игрушки и пр. по тематике  

 

Методы и приёмы: 

  1. Словесные методы обучения (беседа, разучивание стихотворений, загадок, русских народных песен, текстов пальчиковых игр и пр.)
  2. Наглядные методы обучения – показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.
  3. Практические методы обучения – действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.

 

Ожидаемые результаты: 

  1. Обогащать активный и пассивный словарь детей;
  2. Сформировать навык выражать свои чувства и понимать чувства других
  3. Сформировать навык умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках.
  4. Сформировать навык потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи.

Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию «Словечко» рассчитана для детей средней группы «Подсолнух» с учетом возрастных особенностей.

Срок реализации программы: сентябрь – май.

Режим занятий: 1 раз в неделю (вторник - пятница)        

Продолжительность: занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

Форма организация детей: подгрупповая, численность 10 детей

Тематический учебный план

Тема

Количество часов

Время

                                      Сентябрь

1.

Диагностическое обследование детей

1

20

2.

Диагностическое обследование детей

1

20

3.

«Осень. Признаки осени»

1

20

4.

«Осень в гости к нам пришла»

 

 

Октябрь

5.

«Огород. Овощи»

1

20

6.

«Сад. Фрукты»

1

20

7.

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

1

20

8.

 «Игрушки»

1

20

                                         Ноябрь

9.

«Одежда»

1

20

10.

«Обувь»

1

20

11.

«Мебель»

1

20

12.

«Посуда»

1

20

                                        Декабрь

13.

«Зима»

1

20

14.

«Зимующие птицы»

1

20

15.

«Комнатные растения»

1

20

16.

«Новогодний праздник»

1

20

                                       Январь

17.

«Домашние животные»

1

20

18.

«Дикие животные»

1

20

19.

«Дикие животные»

1

20

                                      Февраль

20.

«Профессии. Продавец»

1

20

21.

«Профессии. Почтальон»

1

20

22.

«Транспорт»

1

20

23.

«Профессии на транспорте»

1

20

                                       Март

24.

«Весна»

1

20

25.

«Мамин праздник»

1

20

26.

«Первые весенние цветы»

1

20

                                     Апрель

27.

«Дикие животные»

1

20

28.

«Домашние животные»

1

20

29.

«Птицы прилетели»

1

20

30.

«Насекомые»

1

20

                                      Май

31.

«Правила дорожного движения»

1

20

32.

«Лето. Цветы»

1

20

33.

Диагностическое обследование детей

1

20

34.

Диагностическое обследование детей

1

20

Итого: 34 часа

 

 

 

Календарно- перспективное планирование

Тема

Задачи

Содержание

Количество часов

Сентябрь

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на начало учебного года

 

1

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на начало учебного года

 

1

«Осень. Признаки осени»

Учить определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных.

«Какое         время

года?»

1

Учить определять по признакам времена года. Развивать словарь.

«Бывает-не бывает»

Учить находить и исправлять ошибки, называть признаки осени. Развивать мышление, словарь.

«Что неправильно»

Учить называть признаки осени. Развивать словарь прилагательных.

«Назови признаки»

«Осень в гости к нам пришла»

Упражнять в нахождении  листка по образцу. Развивать мышление, память.

«Найди такой же листок»

1

Упражнять в составлении картинки из частей. Развивать наглядно-образное мышление.

«Составь картинку»

Упражнять в назывании овощей и фруктов по их внешнему виду, обобщать по общим признакам.

«Дары осени»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»

Октябрь

«Огород. Овощи»

Расширение объема словаря,         развитие слуховой памяти.

«Я         собрал         на огороде»

1

Упражнять в назывании овощей, обобщать понятия по общим признакам. Развивать словарь существительных.

«Что растет на огороде?»

Упражнять в назывании фруктов, обобщать понятия по общим признакам.

Активизировать словарь.

«Что         растет         в саду?»

Упражнять в умении классифицировать предметы по признакам. Развивать мышление.

«Во саду ли в огороде»

«Сад. Фрукты»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.  

«Лови да бросай

–         фрукты

называй»

1

Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение фруктов. Развивать мышление.

«Собери фрукты»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Лишнее слово»

 Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

        «Угадай         по

описанию»

«Лес. Грибы и лесные ягоды»

Учить различать и называть съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам. Развивать словарь.

«Съедобные – несъедобные»

1

Учить называть  различать и грибы, активизировать словарь

«Что         растет         в лесу?»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее?»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Лови         да бросай  - грибы называй»

«Игрушки»

Учить называть части предметов, развивать мышление.

«Назови части»

1

Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение игрушек. Развивать наглядно-образное мышление.

«Собери картинку»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Найди лишний предмет»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»»

Ноябрь

«Одежда»

Упражнять         в         назывании         предметов одежды, их частей, называть обобщающее слово.

«Волшебный мешочек»

1

Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление.

«Твой дом»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

        «Угадай         по

описанию»

Упражнять в одевании куклы в определенной последовательности.

Развивать глагольный словарь.

«Одень куклу»

«Обувь»

Упражнять в назывании предметов обуви; использовать обобщающее слово

«Обувь»

 

1

Развивать мелкую моторику рук.

«Волшебные шнурочки»

Упражнять в нахождении предметов обуви по контурному изображению и называть обобщающее слово.  

«Путаница»

расширение объема словаря. Формирование представлений о

«Угадай, чего не стало?»

предметах,         развитие         логического мышления.

«Мебель»

Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление.

«Твой дом»

1

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

«Лови да бросай –

мебель называй»

Упражнять в умении составлять из частей целое изображение обуви. Развивать наглядно-образное мышление.

«Сложи картинку»

Упражнять в постройке мебели из деталей конструктора, назывании частей мебели.

«Переезжаем в

новую квартиру»

«Посуда»

Упражнять в назывании предметов посуды, умении обобщать по общим признакам.

Развивать словарь существительных.

«Посуда»

1

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.  

«Назови ласково»

закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению

«Найди лишний предмет»

Декабрь

«Зима»

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры. 

«Отгадай время года?

1

Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. 

«Бывает         - не  бывает?»

Учить составлять времена года по признакам. Развивать словарь прилагательных. 

«Круглый год»

Упражнять в умении составлять целое изображение из частей, развивать наглядно-образное мышление.

«Собери картинку»

«Зимующие птицы»

Учить различать и называть зимующих птиц. Активизировать словарь. 

«Зимующие птицы» 

1

Учить находить жилище для животного и называть его. Развивать умение использовать в речи существительные. 

«Чей домик»

закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Четвертый лишний»

Упражнять в умении классифицировать предметы по общему признаку. Развивать слуховое восприятие.  

        «Летает         –         не

летает»

«Комнатные растения»

        Учить         называть         части         растения.

Активизировать словарь.

«Назови         части цветка»

1

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее?»

Учить различать и называть растение по характерным         признакам.         Развивать словарь существительных.

«Угадай,         какое растение?»

Упражнять в умении составлять целое изображение из частей, развивать наглядно-образное мышление.

«Собери картинку»

«Новогодний праздник»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»

1

Учить         называть         обобщающее         слово существительное.

«Назови одним словом»

Учить         составлять         предложения         по сюжетной картинке, развивать связную речь

«Расскажи,         что на картинке»

Январь

«Домашние животные»

Упражнять в составлении семьи животных из пазлов,  называть животных и их детенышей.

«Семья»

1

Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.  

«Животные и их детеныши»

Упражнять в составлении целого изображения из нескольких частей.

Развивать наглядно-образное мышление

«Собери картинку»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Четвертый лишний»

«Дикие животные»

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто         как разговаривает?»

1

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Скажи

ласково»

 

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

«Загадки добавлялки»

Учить         называть         обобщающее         слово существительное.

«Назови одним словом»

«Дикие животные»

Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.

        «Кто         больше

увидит?»

1

 Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.  

«Мяч бросай и животных называй»

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Скажи ласково»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического

«Угадай, чего не стало?»

мышления

Февраль

«Профессии. Продавец»

Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.

        «Кто         чем

занимается?»

1

Упражнять в назывании профессий по способам действий. Развивать глагольный словарь.

«Профессии»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»

«Профессии.

Почтальон»

 

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее?»

1

Упражнять в назывании предметов, необходимых для работы. Развивать словарь.

«Что нужно для работы?»

Упражнять в назывании профессии – почтальон, умении подбирать предметы, необходимые для его работы

«Профессии»

Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.  

«Что делает?»

«Транспорт»

 

Упражнять в умении собирать целое изображение транспортных средств из кубиков. Развивать мышление.

«Собери машину»

1

Упражнять в назывании транспорта, его назначении.         Развивать         словарь существительных.

«Транспорт»

Учить         называть         обобщающее         слово существительное.

Назови         одним словом»

Упражнять в умении называть части машины. Активизировать словарь.

«Назови части»

«Профессии на транспорте»

Упражнять в назывании профессии – водитель. Развивать активный словарь.

«Кто работает…»

1

Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.  

«Что делает?»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Март

 

 

«Весна»

Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

«Бывает         –         не бывает»

1

Упражнять в назывании примет весны. Развивать         мышление,         словарь прилагательных.

«Назови приметы»

Учить составлять времена года по признакам. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.

«Круглый год»

Учить называть противоположные по смыслу слова. Развивать мышление.

«Контрасты»

«Мамин праздник»

Упражнять в назывании действий; расширение глагольного словаря.

«Мамины помощники»

1

Закрепление знаний детей о действиях мамы, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.  

        «Что         дел

мама»

ает

Упражнять в умении правильно сервировать стол, называть свои действия.

Развивать глагольный словарь.

«Накроем стол»

на

Учить         составлять         предложения         по сюжетной картинке, развивать связную речь.

«Расскажи картинке»

по

«Первые весенние цветы»

Учить различать и называть весенние цветы по характерным признакам.

Развивать словарь прилагательных.

«Назови цветок»

1

        Упражнять         в         составлении         целого

изображения цветка из частей. Развивать мышление.

«Собери цветок»

Учить         называть         обобщающее         слово существительное.

«Назови одним словом»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Апрель

«Дикие животные»

Упражнять         в         назывании         жилища животного, развивать умение использовать в речи предлоги.  

«Чей домик?»

1

Упражнять в назывании детенышей животных. Развивать активный словарь.

«Чей малыш»

Упражнять в составлении целого изображения из частей. Развивать мышление.

«Собери животных»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Четвертый лишний»

«Домашние животные»

Учить детей понимать и называть пользу, приносимую животными. Развивать словарь.

«Какая польза?»

1

Упражнять в назывании частей тела животного. Развивать мышление.

«Назови         части тела»

Упражнять в назывании детенышей животных. Активизировать словарь.

«Назови детенышей»

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Скажи

ласково»

 

 

«Птицы

прилетели»

 

Упражнять в умении различать и называть перелетных птиц по внешнему виду.

Развивать словарь.

«Назови птицу»

1

Упражнять в умении находить части тела птиц.         Активизировать         словарь существительных.

        «Найди         части

тела»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

«Угадай, чего не стало?»

«Насекомые»

Упражнять в умении находить части тела насекомого. Развивать словарь.

«Собери насекомых»

1

Упражнять в умении определять способы передвижения животного; расширять глагольный словарь.

«Как передвигается»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.  

«Лови да бросай –

насекомых называй»

Упражнять в назывании насекомых по внешнему виду. Развивать словарь.

«Назови насекомого»

Май

Правила дорожного движения»

Упражнять в умении анализировать и исправлять неправильные ситуации на улице. Развивать мышление, речь.

«С Дино я гулять пойду, и в беду не попаду»

1

Учить называть дорожные знаки и их значение. Развивать словарь.

«Дорожные знаки»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

«Что лишнее»

Учить решать проблемные ситуации на дороге, развивать связную речь.

«Что делать?»

 

«Лето. Цветы»

Упражнять в назывании признаков лета. Развивать словарь прилагательных.

«Назови признаки лета»

1

Учить различать и называть полевые цветы по характерным признакам. Развивать словарь.

«Назови цветы»

Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.  

«Лови да бросай – цветы

называй»

 

Упражнять в составлении целого изображения цветка из кубиков. Развивать

«Собери цветы»

 

мышление.

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на  конец учебного года

 

1

Диагностическое обследование детей

Выявить уровень знаний на конец учебного года

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика уровня речевого развития детей

     1. Назови предметы, изображенные на картинке одним словом:

  1. чайник – блюдце – тарелка – кастрюля … /посуда/    
  2. куртка – шапка – свитер – брюки…/одежда/
  3. тапочки – сандалии – туфли – ботинки – сапоги…/обувь/    
  4. огурец – помидор – капуста – картофель – морковь …/овощи/  
  5. яблоко – груша - апельсин - банан …/ фрукты/

Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: посуды, одежды, обуви, овощей, фруктов

Критерии:

  • ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
  • допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла                        
  • допускает 3 и более ошибок – 1 балл

 

 2.  Назови предметы, которые можно назвать этими словом:

  1. животные
  2. игрушки
  3. мебель

 Цель: Выявить понимание конкретных существительных, обозначающих конкретные понятия, понимание и употребление в своей речи обобщающих понятий.

Материал: картинки с изображением: медведь, лиса, белка, заяц, волк, машина, кукла, пирамида, стол, стул, диван, шкаф и т.д.

Критерии: 

  • ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
  • допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла                        
  • допускает 3 и более ошибок – 1 балл

  3.Как можно сказать ласково:

  1. сын
  2. гриб
  3. дом

  Цель: знать и уметь употреблять существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

Материал: картинки сына, гриба, дома.

Критерии: 

  • ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
  • допускает 1 ошибку – 2 балла                        
  • допускает 2 и более ошибок – 1 балл

4.Помоги животным найти своихдетенышей:

  1. у зайца -…..
  2. у белки -  ……
  3. у медведя -  ……
  4. у волка -  ……

Цель: умение образовывать названия детенышей животных.

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Критерии:

  • ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
  • допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла                        
  • допускает 3 и более ошибок – 1 балл

 

5. Скажи правильно:

  1. Книга. У Тани много …..
  2. Дерево. В лесу много …..
  3. Кукла.  У Оли нет …..

Цель: умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Материал: картинки с изображением предметов

Критерии: 

  • ребенок правильно называет предметы – 3 балла  
  • допускает одну ошибку – 2 балла
  • допускает 2 ошибки – 1 балл

6.Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: 

  • ребенок правильно понимает значение предлогов В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
  • допускает одну ошибку – 2 балла  
  • допускает 2 ошибки – 1 балл

7.Назови какого цвета предметы: шар - …, ведро - …, платье - …, машина -…

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал: картинки с изображением предметов

Критерии: 

  • ребенок правильно называет – 3 балла                  
  • допускает одну ошибку – 2 балла                  
  • допускает 2 ошибки – 1 балл  

     

8.Скажи правильно:

  1. У меня есть карандаш. /ручка/
  2. У меня нет …
  3. Я рисую …
  4. Папа пишет …

Цель: выявить умение употреблять существительные в косвенных падежах без предлога.  

 Критерии:

  • ребенок правильно называет  – 3 балла  
  • допускает одну ошибку – 2 балла  
  • допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению: 

  1. Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок, подобранный к данному вопросу.  
  2. Ребенку предлагается выбрать картинки к данным лексическим темам и назвать их.
  3. Предложить ребенку выбрать картинки, относящиеся к определенной группе.
  4. Предложить ласково назвать предметы, изображенные на картинке.
  5. Предложить ребенку найти соответствующую картинку и назвать детеныша животного.
  6. Предложить ребенку правильно сказать слово во множественном числе.
  7. Предложить помочь мышонку найти кусочки сыра в комнате с использованием предлогов.
  8. Предложить назвать предмет и сказать какого он цвета.
  9. Предложить назвать чьи это предметы.

Итоговая оценка:

  • 21 – 24 баллов – высокий уровень
  • 15 – 20 баллов – средний уровень
  • 8 – 14 баллов – низкий уровень

 

 

 

 

 

 

                          Диагностическая карта речевого развития детей средней группы «Подсолнух»  

на начало учебного года:

 

 

№ п/п

Ф.И. ребёнка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

ИТОГО

Милана Б.

Илья В.

Юля Д.

Егор З.

Артем З.

Николь И.

Лера К.

Элина П.

Дима М.

Динара Х.

                          Диагностическая карта речевого развития детей средней группы «Подсолнух»  

на конец учебного года:

№ п/п

Ф.И. ребёнка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

ИТОГО

Милана Б.

Илья В.

Юля Д.

Егор З.

Артем З.

Николь И.

Лера К.

Элина П.

Дима М.

Динара Х.

 

 Список используемой литературы:

 

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении». Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  2. Бондаренко А.К. «Дидактическая игра в детском саду». – М.: Просвещение, 1991.
  3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада». – М.: Просвещение, 1999.
  4. Гризик Т., Тимощук Л. «Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду» 2001, №3.
  5. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи для детей  4-5 лет» М.Издательский центр, 2011
  6. Бородич, А.М. «Методика развития речи детей / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
  7.  Вепрева, О.А. «Взаимосвязь слова и изображения как средство художественного развития детей 5 - 7 лет» О.А. Вепрева – М., 2001 – 149 с.
  8. Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика Синтез, 2005. –160 с.
  9. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.        В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...

Дополнительная общеобразовательная программа коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет

Речь является необходимым условием формирования личности ребенка. она не дается человеку от рождения, пройдет не мало времени, чтобы ребенок начал говорить. окружающие ребенка взрослые обязаны приложи...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» - «Счастливый английский»

Дополнительная общеобразовательная программа познавательно – речевой направленности «Happy English» («Счастливый английский»)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Говоруша» (речевое развитие) Возраст детей: 5-6 лет

Совершенствование и профилактика звуковой стороны речи детей 5-6лет, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи посредством игровых технологий....

Рабочая программа по речевому развитию для детей средней группы

Данная Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год...