КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лариса Александровна Русина

Программное содержание:

1.Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ.

2.Закреплять умение составлять развернутые предложения

3. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы

4.Развивать активный словарный запас

Методы и приемы: игровой; словесный –образец педагога-рассказ, объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Осень; практический – упражнение, дидактическая игра «Узнай по описанию».

Оборудование: интерактивная доска.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказа об осени» в старшей группе                                                            Тема: «Составление рассказа об осени»

Программное содержание:

1.Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ.

2.Закреплять умение составлять развернутые предложения

3. Упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы

4.Развивать активный словарный запас

Методы и приемы: игровой; словесный –образец педагога-рассказ, объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Осень; практический – упражнение, дидактическая игра «Узнай по описанию».

Оборудование: интерактивная доска.

Демонстрационный материал: 6 карточек схема на тему «Осень», картинка «Торопыжки», письмо «Торопыжки», схемы для отгадывания загадок.

Раздаточный материал:  схемы для отгадывания загадок.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа:
1.Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т.А.Ткаченко.

2.Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.

3.Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.

4.Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»

Структура:

1.Мотивация деятельности детей.

2.Рассматривание карточек на тему “Осень”, составление предложений по ним, а из них короткий рассказ.

3. Отгадывание загадок о овощах и фруктах

4. Сюрпризный момент

Ход занятия

-Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от веселого человечка «Торопыжки» (картинка Торопыжки на доске). Давайте прочитаем его:

«Уважаемые ребята! Осень -  прекрасное время года. И мне очень хочется, чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы.

С нетерпением буду ждать вашего ответа».

Воспитатель:Интересно, какие карточки нам прислал Торопыжка?

(воспитатель достает первую карточку с изображением солнца).

Воспитатель:

первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует придумать предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

 Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю).

 вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе?(ответы детей)

Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное,чаще идут дожди).

третья карточка-Что на ней изображено? (листья).Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей)

Воспитатель: ( листья на деревьях желтеют краснеютнадевают свой яркий наряд).
четвертая карточка –ежик. Кто придумает предложение какие изменения происходят в жизни зверей (ответы детей)

Воспитатель:(осенью дикие звери готовятся к зиме: запасают на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать)
пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие  изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об 
этом(ответы детей)

Воспитатель: (птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны).
шестаякарточка – Чем занимаются люди осенью? (ответы детей)

Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени.Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема:

А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.

Воспитатель: Ребята  у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа.Послушайте мой рассказ, рассказ называется:

«Богатая осень».

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик.  С деревьев опадает листва,  меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. .Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками.  Птицы собираются и улетают в теплые края.  Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.

(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему).

Рассказы получились очень интересными, спасибо.

-Ребята, пока Ирина и Дима составляли рассказ, я их рассказы записывала. Рассказы Димы и Ирины отправим нашему веселому человечку «Торопыжке»

 (воспитатель записывает при детях рассказы вкладывает  в конверт и отправляет письмо «Торопыжке на улицу «Лесная»).

Физминутка:

«Фрукты»

Будем мы варить компот (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ (хлопать в ладоши)

Молодцы ребята.   Ребята осень богата урожаем. Поиграем в игру

 «Узнай по описанию».

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:                                                                          

1.Зоя подойди к столу и загадай загадку:

(Это фрукт.Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:                                                                                                                                                      

2.Лиза подойди к столу загадай загадку:

(Это овощ.Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить,, растет в земле, используется в вареном,печеном, жареном, сыром виде-картофель)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

Анализ занятия.

-Ребята, кто прислал нам сегодня письмо на занятие? (Торопыжка)

-Какое полезное дело мы сделали для него (составилирассказ про осень).

-Ребята вы сказали, что осень богата урожаем, вот она вас угощает своим богатством.

(дети Зоя и Лиза раздают разрезанное яблоко и картофель детям).

На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Рассказывание по теме"Осень"....

План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2.​ Развивать умение о...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....