Развитие мелкой моторики-первая ступень развития речи у дошкольников.
статья по развитию речи (младшая группа)

Гусейнова Оксана Анатольевна

Развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_melkoy_motoriki.docx587.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики-первая ступень развития речи у дошкольников.

Наверное,многих родителей и каждого педагога всегда волновал один вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте.Проблема развития мелкой моторики детей стоит довольно остро и полностью не решена даже сейчас. Это неоднократно подчеркивалось не только педагогами и психологами,но и другими специалистами в области дошкольного образования.

Одной из первых ступеней развития правильной ребенка является конечно же развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Самым благоприятным периодом считается возраст детей до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

 

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система малыша. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции на внешние раздражители.

 Наблюдая за своими детишками в младшей группе, я отметила, что многие дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникли затруднения при выполнении первых работ по аппликации и рисованию. Конечно, дети еще малы,некоторые вообще не посещали детский сад,а в образовательном процессе много видов продуктивной деятельности, которые требуют точного действия работы рук. Поэтому я очень заинтересовалась проблемой развития мелкой моторики рук.

     Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал «Истоки особенностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается каждый ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке,а точнее на кончиках пальцев. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Мелкая моторика – какие красивые слова.И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я,как педагог,начала развивать мелкую моторику рук у детей в младшей группе через все виды продуктивной деятельности.

     C:\Users\Оксана\OneDrive\Рабочий стол\РАБОТА\5 группа 2-я младшая\БАЛЛЫ\фото\62711836-a095-4b6e-b58b-287cbb23cbb5.jpg  C:\Users\Оксана\OneDrive\Рабочий стол\РАБОТА\5 группа 2-я младшая\БАЛЛЫ\фото\cc0016b8-869b-4ae7-aae3-fa0bc787338c.jpg

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши,поэтому необходимо постоянно с ними проводить пальчиковую гимнастику.

                                                C:\Users\Оксана\OneDrive\Рабочий стол\РАБОТА\5 группа 2-я младшая\БАЛЛЫ\фото\7d5bbc0c-b4ea-44ab-b663-5b3a560962ea.jpg

Также в младшем дошкольном возрасте полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

                                             C:\Users\Оксана\OneDrive\Рабочий стол\РАБОТА\5 группа 2-я младшая\БАЛЛЫ\фото\a84a65f7-b91d-48af-a1f3-6a7814c39218.jpg

Игры и упражнения по мелкой моторике– это не только стимул для развития речи  но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

 Также на занятиях больше времени надо уделять тому, как дети держат карандаши и кисточку в руке, как правильно используют пластилин и держат ложку и вилку за столом во время приема пищи, приучаю самостоятельно застегивать молнию и пуговицы на одежде, застегивать «липучку» на сандалиях.

Из всего этого может сделать единственный и главный вывод- развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.И в наших силах эти процессы укрепить,как можно лучше.

Библиографический список:

  1. Аппликация в детском саду. Конспект занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З. М. Поварченкова; художники Е.А. Афоничева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 240 с.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2017 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Загадки божьей коровки: интеграция познавательного и художественного развития. Книга для педагогов и родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 128 с.\

  1. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 96 с.

  1. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников"

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук у детей до...

Методическая разработка "Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и связной речи у дошкольников старшего возраста "

Обоснование гипотезы, собраны необходимые диагностические материалы, результаты работы по данной теме....

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников.

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Ниткопись как  метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников....

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....

Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников

Развитие мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников Рука – это вышедший наружу мозг человека....

Консультация на тему: «Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»

Ниткопись- используют для развития внимания, фантазии, аккуратности, глазомера, образного мышления, сосредаточенности,мелкой моторики пальцев и речи....