«Использование мнемотехники в развитии речи детей».
статья по развитию речи (старшая группа)

Гомзова Вера Сергеевна

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение  и воспроизведение информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»  К. Д. Ушинский.

В настоящее время мы, воспитатели всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии  речи детей, как:

 - маленький словарный запас

-  неумение согласовывать слова в предложении

-  нарушение звукопроизношения

- недостаточное  развитие связной речи

- несформированность психических процессов.

 

Наша задача научить  детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. 

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным,   развивающим.

Одним из эффективных методов для решения данной проблемы является мнемотехника.

Что же такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.

 Они происходят от греческого  слова  «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины –  обозначают  «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Поэтому перед нами  встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

К. Д. Ушинский писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Использование мнемотехники в работе с  дошкольниками обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Мнемотехника облегчает процесс запоминания у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

- восприятие

- развивает кругозор

- все стороны речи.

Что же такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и  облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.  Их можно использовать практически в любой образовательной области.

Мнемотаблицы - схемы можно использовать:

- для ознакомления детей с окружающим миром

- при заучивании стихов

- при пересказах художественной литературы

- при обучении составлению рассказов

- при отгадывании и загадывании загадок

- для обогащения словарного запаса

- при воспитании культурно-гигиенических навыков

- при воспитании навыков самообслуживания

- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

 1. Обучающие - содержат познавательный материал.

 2.Развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе мы  предлагаем и объясняем детям значение символов. В младшем возрасте  лучше предлагать картинки понятные для их восприятия. Они должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка – зелёная.   Постепенно заменять их схематичными, контурными изображениями предметов.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

В своей работе использую данный метод, начиная со второй младшей группы на образовательных мероприятиях по речевому, познавательному развитию, на занятиях по конструированию; так же в индивидуальной работе с детьми, имеющими речевые проблемы. Использую в работе готовые  мнемотаблицы и созданные совместно с детьми при пересказах и рассказывании сказок, рассказов; составлении рассказов, заучивании стихотворений, загадок и пословиц. Мнемотаблицы использую как прием для решения задачи поставленной на занятии.

Вывод:

Я считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемотаблицы, тем лучше будет развита связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности  к школе.

Использование мнемотехники открывает для нас воспитателей огромные возможности для творчества в образовательной деятельности и в совместной деятельности  с  ребёнком. Даёт возможность детям усваивать сложный материал  легко и быстро. Образовательные мероприятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Конспект непосредственной организационной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней группы Тема: «Путешествие по сказкам»

Конспект непосредственной организационной  деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники для детей средней  группыТема: «Путешествие по сказкам»...

Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста

Создание системы работы по развитию речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста.Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи у детей.Вовлечь родител...

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста...

Презентация " Использование мнемотехники у детей дошкольного возраста"

Данная презентация познакомит с основными целями и правилами мнемотехники, а так же с её применением в педагогической практике  ДОУ. Эта технология позволяет ребёнку развивать речь, воображение, ...

Использование мнемотехники для детей с ОВЗ

Использование мнемотехники для детей с ОВЗ К. Д. Ушинский сказал:“Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит ”.  В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образн...

Методическая разработка по логоритмике с использованием мнемотехники для детей старшей логопедической группы

Исследование психомоторики детей с ОНР свидетельствует о необходимости ведения логоритмических занятий в системе преодоления речевых нарушений у воспитанников. Использование символов и схем в проведен...