Конспект "По леным дорожкам" по развитию речи в старшей группе "Ловкие кузнечики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Создание условий для расширения кругозора и познавательного интереса к различным видам животных, птиц нашего края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_lesnym_dorozhkam_konspekt.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  (старшая группа)

Составил:

воспитатель МАДОУ д/ с №390 «Берег детства»

г. Новосибирск  

Ивкина Елена Юрьевна

Лебедева Екатерина Александровна

Тема: «По лесным дорожкам»

Цель: создание условий для расширения кругозора и познавательного интереса к различным видам животных, птиц нашего края.

Задачи:

  1. Образовательные:

Учить анализировать, обобщать, делать выводы по теме, закрепить знания о животном мире.

  1. Развивающие:

Развивать интерес к изучению родного края, словарный запас у детей, мелкую моторику рук.

  1. Воспитательные:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Технология: социо - игровая

Образовательная область:

Художественно – эстетическое развитие.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Социально – коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная.

Игровая.

Двигательная.

Продуктивная.

Оборудование: Картина с изображением леса и его обитателей, Красная книга иркутской области, круги напольные -3шт., разрезные картинки (животные, птицы), музыка шума леса,  музыка для игры, геометрические фигуры под цифрами с фрагментами картины на обратной стороне - 3шт., шишка, веревочки, палочки, зонт, ленты трех цветов на прищепках, корзина, прищепки трех цветов, браслеты на руку двух цветов, карточки «Найди лишнее», карточки с заданием №3  -3 штуки.

Предварительная работа:

Чтение экологических сказок, просмотр мультфильма  «КОАП», просмотр презентации «Животные и птицы Новосибирской области» и «Растения Новосибирской области», рассматривание иллюстраций из  книг «Атлас животного мира Сибири», «река Обь», составление рассказов по мнемотаблице.

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть:

Организация детей и установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (ввод в деятельность)

Игра «Я иду, иду, иду…»

Иду по групповой комнате и зазываю детей к себе, произнося такие слова

В.: Я иду, иду, иду  -

Всех ребят к себе зову

Хочешь ты играть со мной? (касаюсь ребенка за плечо, ребенок отвечает)

Ну, тогда иди за мной.  (Беру его за руку, и мы двигаемся дальше, ребенок зазывает следующего, повторяя те же слова и т.д.) Собираемся в круг.

В.: Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Что нового вы видите?

(Ответы детей)

Да, это картина, на которой изображен лес со всеми его обитателями.

Ребята, что – то с нашей картиной не так. Что же это за белые фигуры такие, да ещё и с цифрами? Может наша картина заболела? Что же делать? ( рассуждения и предложения  детей.

 В итоге, мы все вместе приходим к тому, что нашей картине нужно помочь.)

 В.: А давайте отправимся в лес!

Доброжелательный настрой на совместную деятельность. Взаимодействие со сверстниками и взрослым. Общение детей.

Основная часть: Создание условий для разнообразной и активной деятельности детей. Актуализация имеющихся знаний у детей. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Дифференцированный подход.

Заключительная часть: Рефлексия и выход из деятельности.

В: Ой, ребята, кажется дождь, начинается!

(Открываю зонт и зову детей к себе)

Под волшебный зонт бегите!

И глаза скорей закройте, (Дети закрывают глаза)

Вот тогда волшебный зонтик

Нас доставит в лес за миг!  (Звучит шум леса, слышатся голоса птиц.  Дети открывают глаза.)

В.: Ну вот, дождик закончился, и оказались мы в лесу!

В.: Ой, как много дорожек перед нами открылось! Ну что ребята, в путь?

В.: Смотрите, шишка лежит на дорожке. А давайте поиграем в игру «Передай шишку»

В круг скорее ты вставай – другу шишку передай.

Передавайте шишку влево от самого высокого со словами «Лиса», «Заяц», «Волк», а потом найдите и встаньте к той картинке на полу, которую назвали в кругу.

(Дети объединяются в три компании)

В.: Выберите из каждой компании посыльного, который сможет рассказать вам задание, которое вам предстоит выполнить.

(Если в какой – либо компании дети затрудняются с выбором, я даю им подсказку как еще можно выбрать посыльного)

В.: Ребята, можно выбрать посыльного по жребию, по считалочке и даже по веревочке.

Задание №1: По одному допрыгать на одной ноге до кочки, взять одну часть  разрезной картинки. Вернуться шагом к своей компании, далее прыгает следующий ребенок. Потом всем вместе собрать картинку и подготовить по ней небольшой рассказ.

В.: Когда вы закончите обсуждение, подумайте, кто будет представлять ваш рассказ. Вы можете выбрать по жребию с помощью палочки, по желанию.

(Ответы детей)

В.: Ребята, давайте сходим друг к другу в гости. Может кто – то хочет дополнить?

(Ответы детей)

В.: Ребята, посмотрите вокруг, в группе должна появиться фигура с цифрой 1?

(Дети находят геометрическую фигуру с цифрой «1» на обратной стороне недостающий фрагмент к картине и дети сами предлагают вклеить его в картину)

В.: Какую геометрическую фигуру вы нашли?  (Ответ детей)

Фрагмент наклеит тот, кто сегодня пришел в джинсах.

(Дети выбирают)

В.: Но у нас еще не достает двух фрагментов на картине.

Мы пойдем дальше по лесным дорожкам?  (Ответ детей)

В.: В наших краях очень суровые зимы.

Как вы думаете, как зимуют птицы? А Звери? (Ответы детей по желанию) Я предлагаю поиграть в игру «Стрелочка» 

Раз, два, три, четыре, пять снова в круг зову ребят!

Выберите по считалочке того, кто первый будет стоять в центре круга (Дети выбирают) Когда зазвучит музыка – ребенок в центре с вытянутой правой рукой двигается в правую сторону, а дети в кругу в противоположную сторону. Когда музыка закончится – тот ребенок, на которого будет показывать стрелочка, называет перелетную птицу и меняется местами со стрелочкой.

(Потом можно заменить птиц животными)

В.: Как много вы знаете птиц и животных родного края!

(Объединение в две компании)

Посмотрите на  цвет вашего браслета на руке и найдите своего друга, объединившись в компании, подойдите к столу цвета своего браслета.  (Дети объединяются в две компании - «Синие» и «Красные»)

(На синем столе лежат карточки с изображением животных по количеству детей, на красном столе лежат карточки с изображением птиц)

В.: Ребята, посмотрите внимательно, что не так на карточках? (Предложения детей)

Задание №2.  Дети начинают зачеркивать лишнее в своих карточках. Компания, выполнившая задание поднимает руки вверх. Отвечает компания, выполнившая задание первой.

В.: Первым будет отвечать тот, у кого светлые волосы. Ребята, вы можете помочь своему другу из компании.

(Те же действия со второй компанией)

В.: Посмотрите, вот появилась ещё одна геометрическая фигура!

(Я незаметно достаю фрагмент и показываю его детям.)

В.: Ребята, как называется эта геометрическая фигура? На что она похожа?

(Дети отвечают, предлагают ее наклеить на картину)

В.: Ее наклеит тот, кто родился летом.

В.: Вот, здорово! Мы заполнили еще одно пустое место в картине, но есть ещё одно. Пойдем дальше по лесной дорожке? (ответы детей)

В.: Ребята, давайте поиграем в игру «Прищепки» (три цвета Зеленый, Красный, Синий.)

В.:  Вот какая большая корзина! (показываю детям что лежит в корзине), возьмите из нее прищепку, найдите в группе круг того же цвета что и прищепка, прищепите ее к кругу и выберите для себя удобное местечко. Начинаем по моему сигналу (раз, два, три, игру начни). Компания, закончившая первой, поднимает руки вверх.  (Дети объединяются в три компании)

В.:  Выберите посыльного, который сможет объяснить вам задание.

(Дети выбирают, отправляют посыльных, я предлагаю на выбор карточки. Дети берут по одной карточке картинкой вниз, чтобы другие посыльные не видели что изображено на карточке и объясняю задание)

  Задание №3.  Без слов изобразить того, кто изображен на картинке.

В.: Ребята, вы можете выбрать того, кто будет показывать по считалке.

(Дети выполняют задание)

В.: Ребята, посмотрите, может, вы найдете в группе последний фрагмент картины?  (Дети ходят по группе и находят еще одну геометрическую фигуру.)

В.: Какая это геометрическая фигура? На что она похожа? Ребята, а у нас в группе есть предметы, похожие на эту геометрическую фигуру?  (Дети отвечают на вопросы и предлагают наклеить фрагмент на картину)

В.: Наклеит тот, кто родился зимой.  (Дети общаются и находят ребенка, который родился зимой)

В.: Посмотрите, как преобразилась картина. Она даже засияла от радости. Кто изображен на картине? Какое время года изображено на картине? А что ещё вы можете рассказать, глядя на эту картину.  (Дети отвечают на вопросы, рассуждают и дополняют друг друга)

В.: Ребята, кажется, снова дождь начинается!

Бегите все скорей под зонтик

Полетим обратно в садик

Вокруг себя мы повернулись

В садик снова мы вернулись

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра

В.: Вот мы  и вернулись в свою группу. Ребята на столе лежат ленточки на прищепках трех цветов. Возьмите красные ленточки и прищепите к зонтику, если вам было легко, желтые – если были трудности для вас, синие – если вам было очень трудно. (Дети прицепляют ленточки к зонту, и я поднимаю зонт)

В.: Держитесь за свои ленточки.

(Я спрашиваю, что было легко и что трудно – дети рассуждают)

В.: Посмотрите каких ленточек больше? А каких совсем мало?

(Ответы детей)

В.: Ребята, я приготовила для мини выставку очень интересных книг с иллюстрациями, чтобы вы могли  еще больше узнать  о животном мире нашего края. Вы можете их брать и смотреть в удобном для вас месте, а если у вас будут вопросы, я отвечу и прочитаю вам обо всем, что вас заинтересует.

(Я присаживаюсь к детям, и мы вместе рассматриваем иллюстрации из книг.)

(«Большая энциклопедия животного мира Иркутской области», «Байкал – жемчужина Сибири», «Баргузинский заповедник» и др.)

Умение логически мыслить и рассуждать.

Умение договариваться, уступать, объединяться в малые группы.

Умение делать простые выводы.

Взаимодействовать со сверстниками и взрослым.

Умение выступать публично.

Умение договариваться, слушать друг друга и прислушиваться к мнению других. Умение рассуждать.

Формировать умение действовать сообща, доводить начатое до логического конца.

Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Использованная литература:

1.А.П.Ершова, В.М Букатов/Карманная энциклопедия социо – игровых приемов обучения дошкольников: справочно – методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада/-СПБ:Образовательные проекты;М:НИИ школьных технологий,2008.

2.А.П.Ершова, В.М.Букатов/Возвращение к таланту/-СПБ:Образовательные проекты;М:НИИ школьных технологий.

Г.Новсибирск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...