Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

занятие по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда»

.

Цели: Расширить словарный запас детей по теме «Посуда».

Задачи:  

1. Уточнить с детьми название посуды; знать и  различать кухонную, столовую и чайную посуду.

2. Закрепить умение называть части посуды и внешние признаки.  

3. Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Развивать умение  составлять предложения по схеме.

Оборудование: демонстрационный материал - посуда и картинки с изображением посуды, опорная схема по описательному рассказу, схемы предложений, мешочек с загадками.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

- На занятии будьте старательными,

Будьте спокойными и внимательными.

Слушайте, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо руку поднимать.

  1. Введение в тему занятия.

 -  Ребята, у меня в мешочке спрятаны загадки. Они очень хотят, чтобы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем? (Да)

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.   (Самовар) 

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»  (Чайник) 


Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (Сахарница) 

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.  (Ложка)

Новая посуда,
А вся в дырках.  (Решето)

Сделана для жидкости,
а жидкость в ней не держится.  (Воронка) 
2.        Основная часть.

- Молодцы! Загадки все отгадали. Посмотрите на доску. (На доске прикреплены картинки с изображением посуды).  Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)

- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Кухонная).  

- Выберите всю кухонную посуду и выложите на первую полку. (У доски работает один ребенок, все проверяют).

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Чайная)

- Выберите всю чайную  посуду и выложите на вторую  полку. (У доски работает один ребенок, все проверяют).

- А как называется посуда, из которой принимаем пищу? (Столовая)

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

 Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

Выберите всю столовую  посуду и выложите на третью  полку. (У доски работает один ребенок, все проверяют).

- Молодцы!  Посмотрите на столе лежит кастрюля с крышкой.  Из каких частей состоит кастрюля? (Стенка, донышко, крышка, ручки).

(Аналогично рассматриваются чайник и стакан.)

- Теперь я попрошу сравнить сковородку с кувшином. (Дети сравнивают два предмпета).

 - Молодцы, ребята, справились с заданием.

4. Дидактическая игра «Назови действие»

 Сейчас я предлагаю поиграть в игру  «Подбери слова-действия к предметам». Я показываю картинки, а вы называете слова-действия.

1) Чайник.  (Стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, вытирают, чистят).

2) Сахарница. (Кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают).

3) Кастрюля  (Закрывают, ставят, чистят, наливают и т.д).

4) Чашка.  (Пьют, наливают, разливают, выпивают и т.д).

- Отлично!

5. Упражнение в составлении предложений по схеме.

 Составьте с этими предметами предложения по схемам.

Первое предложение повествовательное, состоит из 4 слов.  В конце предложения точка. I__  __ __ __.   

Второе предложение восклицательное, состоит из двух слов. В конце предложения восклицательный знак.  I__  __  !    

Третье предложение вопросительное, состоит из трех слов.  В  конце предложения вопросительный знак.    I__  __ __ ? (Дети составляют предложения по схемам.)

   - Молодцы!  Я для вас приготовила следующее задание. Посмотрите на картинки, которые висят у нас на доске и назовите предметы посуды, которые сделаны из металла? Значит, они какие? (Металлические.)

(Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, алюминия, дерева, чугуна и т.д.)

 - И с этим заданием справились. Можно и отдохнуть. Приглашаю вас на физкультминутку.

6. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

 Очень важный, как начальник.

Дети «надувают» живот,

одна рука на поясе, другая  

изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Приседают, одна рука на поясе.

 

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни-разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

 

Вот серебряные ложки,

 

Потягиваются, руки вверх,

сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принёс.

делают большой круг.

 

7. Дидактическая игра «Скажи ласково»

- Ребята, посмотрите какой у нас красивый мяч, я вам предлагаю с ним поиграть. Бросайте его друг другу и образовывайте существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.  

8. Игра с мячом «Посчитай 1-2-5»

- Следующая игра с мячом называется «1, 2, 5» я буду называть числа 1, 2, 5, а  вы добавлять к числу слово ложка (стакан, кастрюля, сковородка, вилка). (Дети передают мяч соседу).

- Молодцы.

9. Беседа по вопросам.

А сейчас я вам расскажу одну историю, которая называется «Разведчица».  Послушайте.

– Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

– Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

– А меня Вовка на разведку послал.

Вопросы:

– Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?

– Была ли разбита чашка? Почему?

– Правильно ли поступил Вова?

– А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?

– А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?

-Как нужно относиться к посуде? (Бережно)

10.  Игра «Отгадай предмет»

- Вы так много знаете о посуде, поэтому быстро в начале занятия отгадали загадки. Я предлагаю вам самим придумать загадки. Итак, я буду вызывать по одному и показывать картинку, чтобы никто ее не видел.  Вы должны рассказать о посуде не называя ее по опорной схеме. (Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?)

Н-р;  посуда, она небольшого размера, синего цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе. Что это? (кружка). Аналогично дети составляют загадки. Оказываю им необходимую помощь.

- Хорошие загадки у вас получились.

11. Игра «Назови лишнее»

 - Вам нужно найти лишний предмет и объясните, почему он лишний.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая посуда).

- Вы все молодцы! Хорошо выполнили задания.

12. Итог занятия

- Что мы сегодня делали на занятии?

- В какие игры играли?

- Что больше всего  понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...