Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию на тему: рассказы Е. Чарушина «Лисята». 2023 год
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Курова Наталья Викторовна

Цель данногозанятия -развитие монологической речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podg_rech.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Теремок»

662200 г. Назарово Красноярского края

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

в подготовительной группе общеразвивающей направленности

 «Ивушка» на тему:

 рассказы Е. Чарушина «Лисята».

Разработала: Курова Наталья Викторовна  

                                                             воспитатель  высшей квалификационной        

                                                             категории

                                                             

         

Назарово 2022 г.

Цель: развитие монологической речи.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста;

-закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

-упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

- развивать интерес к речевым занятиям;

- развивать память, внимание, мышление;

-учить работать в командах.

Воспитательные задачи:

- воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Предварительная работа: беседа, чтение рассказов, сказок о диких животных.

Активизация словаря: шустрые, приятель, охотничий сапог, перевертывается, ловкачи.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, заготовленные лисьи следы, картинки для пересказа.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально-коммуникативное развитие» - учить рассуждать в командах,

 -«Речевое развитие» - учить произносить общий текст  вместе со всеми;

-«Познавательное развитие» - расширять представление об устном народном творчестве;  

-«Физическое развитие» - вызывать желание двигаться;

- «Художественно-эстетическое» - вызывать положительные эмоции при рассматривании ярких иллюстраций.

Предполагаемый         результат: дети познакомятся с творчеством  Е.Чарушина рассказ «Лисята».

Методические приемы:

  • Наглядные:  рассматривание картинок, иллюстраций, персонажей из сказок.
  • Словесные: художественное слово; загадки; объяснение педагога; вопросы  к детям.
  • Практические: речевая игра, игровая мотивация, пение песен, выполнение упражнения

Использованные технологии:

  • Игровая.
  • Социо-игровые подходы- работа в парах, тройками.

Взаимодействие с родителями: привлечение родителей и детей в участие в конкурсе рисунков по произведениям Е. Чарушина.

Ход занятия.

Воспитатель и дети входят в группу. На полу наклеены следы. Дети обращают внимание на следы.

Воспитатель: Интересно, ребята, чьи это следы? (дети называют животных)

Давайте пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут. (Подходят к экрану, на экране небольшое видео с лисой). Дети называют лису.

Воспитатель: Вам нравится лиса? А вы знаете сказки, где есть лиса? (дети называют).

Лиса всегда была одним из любимых героев сказок и рассказов. С одним из таких рассказов я хочу вас познакомить. Написал его Евгений Чарушин и называется рассказ «Лисята». Мне он очень нравится, надеюсь, что понравится и вам, и вы захотите поделиться им со своими друзьями или родными. А для этого сегодня мы научимся его пересказывать.

Присядьте на стульчики и внимательно послушайте. (Чтение рассказа)

Вопросы:

1.Вам понравился рассказ? Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)

2.Какие были лисята? Как автор называет их? (шустрые, беспокойные)– если не помнят: «Давайте посмотрим по тексту».

3.Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)

4.Куда лисята однажды спрятались? (в сапог)

5.Как охотник обнаружил лисят? (хвост высовывался)

6.Чем заканчивается рассказ? (вот такие ловкачи)

Воспитатель: Теперь я прочитаю еще раз текст, и мы попробуем его пересказать.

Детям предлагается пересказать рассказ. Вызывается половина детей для пересказа. Им раздаются картинки вне зависимости от последовательности, они должны совместно определить по картинкам порядок следования рассказа и встать правильно.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать про лисят.

При пересказе дети ориентируются на картинки.

Воспитатель (обращаясь к не принимавшим участия в пересказе)

-Как дети пересказали? Использовали ли авторские слова?

Ответы детей.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый, краса

А зовут ее (лиса)

Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Предлагает самим придумать загадки. Вызывает 2-3 детей, если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

Физминутка  «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась.

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась,

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все пальцы стала,

Лапки, ножки и бока -

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Ну, красавица лиса,

До чего же хороша!

красуясь выполнить полуобороты, вправо, влево поставив руки на поясе и выпрямив спину

Воспитатель: Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как еще можно сказать про них, какие они?

Приветствуются ответы: шустрые, игривые, шаловливые, озорные.

Воспитатель: А если лисята шустрые, игривые, то, что они делали.

Приветствуются ответы: Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались. (Если не назовут, то воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе).

Воспитатель: У лисы в норке было много лисят. Один лисенок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисенок? Как про него можно сказать?

Приветствуются ответы: Спокойный, тихий печальный, невеселый, грустный

Воспитатель показывает иллюстрации автора к рассказу.

Воспитатель: Посмотрите, вот наш веселый лисенок сидит в сапоге. Правда, смешно.

Про одного лисенка скажем- веселый, смешной. А если их двое, то скажем смешные, веселые. Вот послушайте, об одном или о двоих лисятах я скажу: шустрый…,озорные…шаловливые…пушистый.

Ответы детей.

Воспитатель: А слово хитрая о ком – о лисенке или о лисе? (о лисе). Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисенок хитрый. Хитрая лисенок можно так сказать? (нет)

Как сказать правильно? Наш лисенок хитрый, веселый.

Подумайте, о ком или о чем можно сказать веселый?

Приветствуются ответы: День, танец, человек, праздник, рассказ и др.

Воспитатель: А о ком или о чем можно сказать веселая?

Приветствуются ответы: Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска

Воспитатель: А о ком или о чем мы скажем веселые?

Приветствуются ответы: ребята, танцы.

Воспитатель: Скажите что-нибудь про лисенка с веселой интонацией.

А сейчас еще раз послушайте рассказ Е.Чарушина «Лисята»

В пересказе теперь принимают участие те, кто еще не пересказывал, остальные помогают.

Рефлексия

1.Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

2. Какой рассказ мы сегодня читали?

3.Кто автор?

4. Сможете пересказать этот рассказ дома?

Воспитатель: А ещё я предлагаю вам разукрасить вместе с братишками или сестрами вот этих лисичек, и превратить их в настоящих осенних красавиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе. Познавательно-речевое развитие с использованием социоигровой технологии.

Использование социоигровой технологии в познавательно-речевом развитии старших дошкольников  дает возможность целенаправленно развивать как речь, так и познавательные способности, способствует ст...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию «Волшебные слова»

Развитие нравственных представлений, чувств посредством расширения и углубления знаний детей "о добрых словах"...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»

Цель: 1. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.2. Углубить  знания детей о зимних развлечениях.3. Совершенствовать грамматическ...

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию...

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию на тему «Моя семья»

Конспект занятия в подготовительной группепо речевому развитию на тему  «Моя семья»...

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию "Насекомые"

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию...