МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Речь развиваем – интеллект повышаем!»
учебно-методический материал по развитию речи

Гнидина Галина Николаевна

Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов

«Речь развиваем – интеллект повышаем!»

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.

Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность; точность; логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность; богатство интонаций; неторопливость; достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.   Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Остановимся на требованиях, предъявляемых к речи педагога:

- Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам.

- Хорошая дикция и правильное литературное произношение

- Точность речи – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. 

- Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.

- Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание

- Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики.

- Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности

- Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств.

- Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.

- Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской (Динамическая пауза – логоритмика с элементами хатха-йоги):

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители –

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит:

  • «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей;
  • «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни – этакий борец за истину;
  • «сами понимаете» – это классический пример «маленького» человека, робкого и постоянно перед всеми извиняющегося;
  • «короче»– человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

- Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность.

- Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. 

- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Таким образом, задача воспитателя – следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка – произведениях художественной литературы и фольклора.

А теперь, предлагаю узнать на сколько «чиста» и разнообразна наша речь.

Деловая игра «Речь развиваем - интеллект повышаем»

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно? Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А. П. Чехов).

1.Представление команд.

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (2мин). Выбираем капитана.

2.«На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!»

Замените предложения пословицей (кто быстрее на слух).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись).

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

- Не болтай (держи язык за зубами).

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

3.Переведите пословицы на русский язык. 

Сын леопарда – тоже леопард. (Африка) - Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) -
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот - золотой рот (Германия) -
Слово -серебро, а молчание- золото.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) -
Язык до Киева доведет.

А теперь продолжаем, но задание немного изменим: Объясни выражения.

Дело в шляпе – Все в порядке.

Плясать под чужую дудку – Действовать не по собственной воле.

Как на иголках – Состояние крайнего волнения, беспокойства.

Чесать язык – Болтать попусту.

Морочить голову – Отвлекать от основного дела пустыми разговорами.

4. Наборщик (1 мин)

В рейтинге самых длинных русских слов мы можем выделить прилагательное, включающее 36 букв.

(Превысокомногорассмотрительствующий)

Игроки берут предложенное слово, и из его букв составляют другие слова - существительные. Выигрывает та команда, у кого окажется больше слов.

Время пошло!

Взаимопроверка.

5. Сочини из набора слов четверостишие. (5 мин.)

А сейчас раздам листки с набором слов, из которых вам нужно сочинить стихотворение за 3 минуты.

Затем выходит один человек из каждой команды и зачитывает его.

6. Угадай предмет в черном ящике (мешке), задавая вопросы, на которые вы услышите «да» или «нет».

7. Отгадай слово по его определениям. (презентация)

Слепой, частый, затяжной, грибной, проливной………(дождь)

Первый, хвостовой, почтовый, прицепной, мягкий, голубой, спальный, переполненный, трамвайный, железнодорожный…………. (вагон)

Глазное, печёное, мочёное, червивое, зелёное, красное, кислое, сладкое, наливное……(яблоко)

Мужской, женский, чистый, свежевыкрашенный, паркетный…………(пол).

Найденная, вычисленная, городская, базарная, привокзальная…………(площадь)

Благодарим вас за игру. Результаты.

Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшняя игра помогла мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе игры мне было…

Я оцениваю игру …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-классдля воспитателей "Давайте жить дружно!"

Мастер-классТема: «Давайте, жить дружно!»Ф.И.О. – воспитатель Камышанская Инна АнатольевнаДата проведения: 28.10.2016г.Цель мастер-класса: объединение педагогического коллектива, фор...

Мастер-классдля детей и родителей "Я и мой ребёнок"

Укрепление отношений между родителем и ребёнком, сформировать позитивную коммуникацию....

Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»

Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...

Мастер-классдля родителей Подкова счастья на удачу

Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготов...

Речь развиваем - интеллект повышаем.

quot;Речь развиваем-интеллект повышаем" Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей, систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи д...

Мастер-классдля родителей «Экспериментирование с разнообразными Материалами» Старшая группа.

Цель: Показать родителям разнообразные видыэкспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:1. На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе сдетьми.2. Развивать познавательный ...