Рабочая программа по развитию речи.
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Программа обеспечивает развитие дошкольиков с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основной образовательной области - речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_rechi.docx58.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа средней группы по развитию речи разработана на основе общеобразовательной программы ДОУ, с учётом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 

Пояснительная записка

Рабочая программа адресована для детей средней группы с нарушением речи охватывает образовательную область «Речевое развитие» и учитывает новейшие достижения науки и практики отечественной педагогики.

Возрастная группа – средняя  (4-5 лет). Срок реализации – 1 год. Форма деятельности – занятие.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» в рабочей программе направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими через решение следующих задач:

      •    развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм);
  • формирование словаря;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи;
  • воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
  •  Предполагаемые результаты освоения рабочей программы

В рамках образовательной области «Речевое развитие» к концу года ребенок:

  • использует в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
  • определяет и называет местоположение предметов (слева, справа, рядом, около, между), время суток;
  • употребляет в речи слова-антонимы (чистый – грязный, светло – темно); существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.п.);
  • различает на слух и называет слова, начинающиеся на определённый звук;
  • умеет образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употребляет эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата – медвежат);
  • правильно употребляет форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель);
  • участвует в беседе, отвечает на вопросы и задаёт их;
  • умеет рассказывать: описывать предмет, картину;
  • пересказывает наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

               Уровень освоения рабочей программы оценивается с помощью:

  • метода наблюдений за деятельностью дошкольников;
  • беседы.

                                                                                Учебно-методический комплекс

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80 с.: цв. вкл.                  

Категория

Сроки освоения

Объём времени

Дети 4-5 лет

1 год

неделя

месяц

год

1

4

37

Календарно-тематическое планирование Развитие речи

Темы недели

Тема занятия

Дата проведен ия

Кол-во часов

Программные задачи

Литература

День знаний

Беседа «Надо ли учиться говорить?»

1 неделя

1

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Гербова В.В. стр. 27

Осень

(овощи, фрукты)

Звуковая культура речи: звуки с и сь

2 неделя

1

Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Гербова В.В. стр. 28

Осень

(грибы, ягоды)

Обучение рассказыванию:

«Наша неваляшка»

3 неделя

1

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

 

Гербова В.В. стр. 29

Я в мире

человек

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

Составление рассказа о кукле

4 неделя

1

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

 

Гербова В.В. стр. 30

Деревья

Чтение сказки К.

Чуковского «Телефон»

1 неделя

1

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

 

Гербова В.В. стр. 31

Орудия труда

Звуковая культура речи: звуки з и зь

2 неделя

1

Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.

Гербова В.В.  

стр. 32

Декоративные птицы

Заучивание русской народной песенки «Теньтень-потетень»

 

3 неделя

1

Помочь детям запомнить и         выразительно читать песенку.

 

Гербова В.В. стр. 33

Мои друзья

Чтение стихотворений об

осени. Составление рассказов – описаний игрушек

4 неделя

1

Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).

 

 

 

Гербова В.В.  

стр. 34

Повторение

Чтение сказки «Три поросенка»

5 неделя

1

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

Гербова В.В. стр. 35

Мой  город, Моя страна

Звуковая культура речи: звук

ц

 

1 неделя

 

1

Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

Гербова В.В.  

стр. 36

Домашние животные

Рассказывание по картине «Собака со щенятами».

Чтение стихов о поздней осени

2 неделя

1

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

 

Гербова В.В.  

стр. 38

Наш детский сад

Составление рассказа об

игрушке.

Дидактическое упражнение «Что из чего?»

3 неделя

1

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

 

Гербова В.В.  

стр. 39

Дикие животные

Чтение детям русской народной сказки «Лисичкасестричка и волк»

4 неделя

1

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

 

Гербова В.В. стр. 43

Я вырасту  здоровым

Чтение и заучивание

стихотворений о зиме

 

1 неделя

 

1

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Гербова В.В. стр. 44

Волшебница вода

Обучение рассказыванию по

2 неделя

1

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации.

Гербова В.В. стр. 45

картине «Вот это снеговик!»

Обучать умению придумывать название картине.

 

Новый год

Звуковая культура речи: звук

ш

3 неделя

1

 Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш.

 

Гербова В.В.  

стр. 46

Наша улица (ПДД)

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

4 неделя

1

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

 

Гербова В.В. стр. 48

Как я встретил

Новый год

(Каникулы)

Каникулы

2 неделя

1

Каникулы

 

Птицы зимой

Звуковая культуры речи:

звук ж

 

3 неделя

1

Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

 

Гербова В.В.

стр. 49 

В мире материалов

(резина)

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

4 неделя

1

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины

 

Гербова В.В. стр. 50

Профессии:

врач

 

 

 

Чтение любимых

стихотворений.

Заучивание стихотворения А.

Барто «Я знаю, что надо придумать»

5 неделя

1

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

 

Гербова В.В.

стр. 52 

Домашние животные

Мини-викторина по сказкам К.

Чуковского. Чтение произведения

«Федорино горе»

1 неделя

1

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

 

Гербова В.В. стр. 53

В мире материалов

(стекло)

Звуковая культура речи: звук ч

 

2 неделя

1

Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

 

Гербова В.В.  

стр. 53

День защитника отечества

Составление рассказов по картине «На полянке»

3 неделя

1

Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

 

Гербова В.В.  

стр. 55

Растительный мир  

Урок вежливости

 

4 неделя

1

Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

 

Гербова В.В.  

стр. 56

8 Марта

Готовимся встречать весну и

Международный женский день

 

1 неделя

1

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

 

Гербова В.В.  

стр. 59

Знакомство с народной

культурой и традициями

Звуковая культура речи: звуки щ – ч

 

2 неделя

1

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.

 

Гербова В.В. стр. 60

Комнатные растения

Русские сказки (мини-викторина).

Чтение сказки

«Петушок и бобовое зернышко»

3 неделя

1

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

 

Гербова В.В.  

стр. 61

В мире материалов

(пластмасса)

Составление рассказов по картине

4 неделя

1

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

 

Гербова В.В.  

стр. 62

 

Весна

Чтение детям сказки Д. Мамина-

Сибиряка «Сказка про Комара

Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

1 неделя

1

Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

 

Гербова В.В.  

стр. 63

Путешествие в прошлое предметов

(мебель)

Звуковая культура речи: звуки л, ль

2 неделя

1

 Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль.

 

Гербова В.В. стр. 63

В мире материалов

(глина)

Обучение рассказыванию: работа с картинойматрицей и

раздаточными картинками

3 неделя

1

Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

 

Гербова В.В.  

стр. 65

Профессии: музыкальный руководитель

 

Заучивание стихотворения Ю.

Кушака

«Олененок»

 

4 неделя

1

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.

 

Гербова В.В. стр. 65

Неделя здоровья

Заучивание русской народной песенки «Деде хотел уху сварить»

5 неделя

1

Помочь детям запомнить и выразительно читать  стихотворение.

 

Гербова В.В.  

стр. 65

День Победы

 День Победы  

1 неделя

1

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы».

 

Гербова В.В. стр. 68

Путешествие в прошлое одежды

Звуковая культура речи:

звуки р, рь

 

2 неделя

1

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

 

Гербова В.В. стр. 69

Путешествие в мир насекомых

Прощаемся с подготовишками

 

3 неделя

1

Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути.

 

Гербова В.В.  

стр. 70

Лето

Литературный калейдоскоп

 

4 неделя

1

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

 

Гербова В.В.  

стр. 71

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ

Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....

Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)

Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...