Концепция общего недоразвития речи (Левина).
презентация по развитию речи

Воспитатель

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные

сложные речевые расстройства, при которых

у детей нарушено формирование всех

компонентов речевой системы, относящихся

к ее звуковой и смысловой стороне при

нормальном слухе и интеллекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr_levina.pptx849.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концепция общего недоразвития речи (Р.Е.Левина) Подготовил воспитатель: Мельчугова Вера Сергеевна.

Слайд 2

Как ребенок учиться говорить? ааа-ооо 3 – 6 месяцев Произносит до 1000 звуков, входящих во все языки мира 1 год Произносит отдельные слова : «мама», «папа», «дай» Мама 2 года Умеет строить фразы из 3 – 4 слов Мама. Дай. 3 года Речь сформирована. Читает наизусть стишки. Поет 4 года Можно начинать занятия с логопедом 5 лет Большинство произносят все звуки , включая звук [ р ] Р 6 лет К школе нужно исправить дефекты произношения Во дворе трава. На траве дрова

Слайд 3

Понятие Общее недоразвитие речи ( ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Слайд 4

ОНР Нарушения звукопроизношения Фонетико-фонематическое недоразвитие Нарушение слоговой структуры слова Отставание в формировании лексико-грамматического строя речи Страдает связное речевое высказывание ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА ГРАММАТИКА

Слайд 5

Проявления Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 , а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и фонетически неправильно оформлена. Отставание экспрессивной речи. Недостаточная речевая активность. Нарушение сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижение вербальной памяти. Страдает словесно-логическое мышление. Трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обощением . Пространственно-временные параметры, грубая и мелкая моторика

Слайд 6

Деятельность ученого, внесшего вклад в психологию лиц с нарушениями речи ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА (советский педагог, психолог) Родилась 25 февраля 1908 г. в Орше, (Беларусь). В 1927 г. поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Л.С. Выготского . В 1931 году стала работать в Экспериментальном Дефектологическом Институте (ЭДИ), заведовала Клиникой речи этого института. В 1941 г. защитила кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи. С 1948 года в течение многих лет Р.Е. Левина руководила отделом логопедии НИИ дефектологии. В 1961 г. защитила докторскую диссертацию в форме монографии «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи».

Слайд 7

ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ Самым крупным достижением Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.общего недоразвития речи Р.Е. Левина исследовала неуспеваемость младших школьников. Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Р.Е. Левиной разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. Она отмечала, что для построения педагогической классификации нарушений речи необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии появилось понимание речевой деятельности как сложного единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга. Были разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии.

Слайд 8

Р. Е. Левина (1969) периодизация ОНР I УРОВЕНЬ II УРОВЕНЬ III УРОВЕНЬ « Безречевые дети» Начатки общеупотребительной речи Развернутая фраза с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематичексого недоразвития

Слайд 9

ФОРМЫ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Слайд 10

I уровень речевого развития Дополнительно: Нечеткие произносимые обиходные слова, звукоподражания, звуковые комплексы. Преобладание жестов мимики значений собака, коза, баран - " ава "; машина, лодка, ракета – " ту-ту "; упасть, спать, сесть – "па« Лепетные образования – как односложные предложения. Пассивный словарь шире активного. Нарушение звуков обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Грубое нарушение слоговой структуры слова 1 уровень ОНР. Словарный запас у ребенка значительно ограничен. Для такого ребенка одно слово — целое предложение. Малыш не всегда понимает значение слов, постоянно путает слоги, сокращает произносимое слово до 1-2 слогов. Большую часть времени речь ребенка — детский невнятный лепет.

Слайд 11

II уровень развития Дополнительно: Ограниченное использование предметного словаря, словаря действий, признаков. Грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: «Бася… котю . Она..фате. Бася кос зиля ходива » (Собака…школу. Она…портфель. Собака кость взяла, ходила). Различение и понимание форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Фонетическая сторона: полиморфное нарушение звукопроизношения: искажения, замены, смешения звуков. Фонематическое восприятие: недостаточно. Трудности в овладении анализом и синтезом. Слоговая структура по типу: перестановки звуков, слогов; замены и уподобления слогов, упрощения. 2 уровень ОНР. На этом уровне ребенок может составлять примитивные предложения из 2-3 слов. Часто малыш путает значения слов, заменяет одни другими. Допускает частые грамматические ошибки в построении речи. Детский лепет и искаженные звуки изобилуют в речи малыша. 1 и 2 уровень нарушения речи требуют усиленной и продолжительной работы целого ряда специалистов.

Слайд 12

III уровень развития Наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика: Трудности касаются знания и называния: - частей предметов и объектов (сиденье, ствол, фундамент, виски, и т.п.; - глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»); - приставочных глаголов (подплыл, отплыл, всплыл и т.п.); - антонимов (гладкий - шершавый, глубокий – мелкий и т.п.) - относительных прилагательных (шерстяной, глиняный) 3 уровень ОНР. Произношение слов гораздо более четкое, замена одних слогов другими — явление редкое. Однако ребенок все также меняет окончания слов, невпопад вставляет предлоги, союзы и междометия. Лексический запас расширен. Ребенок понимает о чем идет речь, но дать полный развернутый ответ пока не может.

Слайд 13

Грамматика: распространены ошибки: - в употреблении предлогов («Мама взяла книгу от полки», «Кошка вылезла под кровати», «Я пришел со школы» и т.п.); -в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Подошел к два коня», «Заботился о хомячка», «Наблюдали за обезъяны »); - построении предложений («Шел Петя грибы лес собирать» «Садика из шел я дома» и т.п.). Фонетика: - неверно произносят 10-20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие - твердые, звонкие – глухие ( н-р , мягкий звук сь может заменять с « сяпоги », ш « сюба », ц « сяпля », ч « сяйник », щ «сетка»); - искажает слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик - датавотик , магнитафон - матафон ); - не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па и т.п.)

Слайд 14

Коррекционная работа Успешная логопедическая работа возможна только при наличии комплексного подхода, который включает в себя: - медикаментозное лечение; - логопедические занятия; - нейропсихологическая работа; - помощь родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....