Занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Учить составлять текст-рассуждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_sostavlenie_teksta-rassuzhdeniya.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия №4 по  развитию речи

в подготовительной к школе группе

Тема: «Составление текста-рассуждения»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить составлять текст-рассуждение.

Программное содержание: учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы сверстников; развивать внимание, память, речь, воображение; продолжать развивать умение отвечать полным ответом, умение подбирать однокоренные слова.

Материалы и оборудование: картина «Зайцы», текст письма; раскраска; цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети умеют составлять текст-рассуждение.

Структура занятия

I

Вводная часть

4 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Беседа

По картине «Зайцы»

5 мин

2

Физкультминутка

«Зайка»

2 мин

3

Составление текста-рассуждения

 

4  мин

4

Беседа

4 мин

5

Письмо

От зайца

4 мин

6

Рисование

«Заяц»

6 мин

III

Заключительная часть

1 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть      

- Ребята, послушайте:

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим,

И ничего не значит

Плим-плим-плим.    (И.Токмакова)

- Почему это слово «ничего не значит»?

- А что значит слово «прыгает»? (Делает прыжок, подскакивает.)

- Что делает заяц? (Прыгает.)

- Что делает мальчик? (Прыгает.)

- Что делает девочка? (Прыгает.)

- Что делает спортсмен? (Прыгает.)

- Как сказать по другому? (Перепрыгивает через планку.)

- Как можно назвать спортсменов, которые прыгают в длину или высоту? (Прыгуны.)

- С парашютом? (Парашютисты.)

- Как вы понимаете выражение «сердце прыгает от радости»?

- Как сказать по-другому: заяц прыгает… (скачет, несётся, мчится, летит стрелой).

II. Основная часть

  1. Беседа по картине «Зайцы»

Воспитатель помещает на стенд картину «Зайцы».

- Перед нами картина «Зайцы». Посмотрите на зайца (показывает на ближайшего зайца).

- Как можно сказать про зайца, какой он? (Пугливый, трусливый, серый…)

- Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (Серая, пушистая, мягкая.)

- Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (Веселое, хорошее, бодрое, грустное.)

Воспитатель следит, чтобы, отвечая на вопросы, дети правильно согласовывали прилагательные с существительными среднего рода. Например, если прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети исправляли свои ошибки.

- Как называется детеныш зайца? (Зайчонок.)

- А как можно сказать по-другому? (Заинька, заюшка, зайчишка.)

Если дети затрудняются ответить, можно немного помочь, задав наводящий вопрос: «Как можно назвать зайчонка ласково?»

- Как называются детеныши зайца? (Зайчата.)

- А как сказать по-другому? (Заиньки, зайчата, заюшки.)

- Какие бывают зайчата? (Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие.)

2. Физкультминутка

Зайка серенький сидит   (сидя на корточках)

И ушами шевелит         (шевелим руками, изображая уши заики)

Зайке холодно сидеть,   (дрожим стоя)

Надо лапочки погреть,   (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,   (прыжки на месте)

Кто - то зайку напугал,

Зайка - прыг и убежал.

3. Составление текста-рассуждения

- Составьте текст-рассуждение на тему «Почему зайца называют трусливым?». Начните с предложения: « заяц всего боится, потому что…» и закончите свое рассуждение словами: « …не всегда зайцы боятся».

Дети выполняют задание, заслушиваются несколько текстов –рассуждений.

4. Беседа

- Где живут зайцы? (В лесу.)

- Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек.)

- Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая она? (Лесная.)

- Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (Лесник, лесничий.)

- Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

- Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть — лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом.

- Какие слова можно образовать от слова река? (Реченька, речка, речной.)

- Как можно сказать о маленькой реке? (Речка.)

- Как можно сказать о реке ласково? (Реченька.)

- Как называется песок на реке? (Речной.)

5. Письмо

- А сейчас я вам расскажу о том, как зайчик получил письмо из леса. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано.

Воспитателю нужно следить за тем, чтобы, выполняя задание, дети начинали свои высказывания союзным словом, на котором обрывается предложение  в письме: «Мы сделали лодку, чтобы …» - « чтобы покататься».

«Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы…Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые…Мы начали кричать так громко, что… На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Мы быстро высохли и согрелись, потому что… Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько… Скоро мы будем дома».

Воспитатель записывает под диктовку текст письма вместе с дополнениями. Отбираются наиболее подходящие и правильные варианты.

Попом письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми. Нескольким детям воспитатель предлагает пересказать письмо.

6. Рисование «Заяц»

 - Отгадайте загадку:

Маленький, серенький

По лесочку прыг-прыг,

По лужочку тык-тык. (Заяц.)

- Обведите и раскрасьте отгадку.

III. Заключительная часть

-  Что для вас было трудным?

- Справились с заданием?

- Что нового узнал на занятии?

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Кто себя постарался сейчас похлопает в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...