Занятие Тема. Составление описательного рассказа по предметной картине "Ласточка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гензе Евгения Александровна

Занятие

Тема. Составление описательного рассказа по  

         предметной  картине "Ласточка"

Цель:

1.Обучение составлению описательного рассказа по

 предметной картине (по данному плану) путем  

 договаривания и распространения предложений.

2. Закрепление произношения свистящих и шипящих в

   Словах сложной звуко-слоговой структуры в связной

   речи.

3. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкатель- 

   ных суффиксов существительных и прилагательных.

4. Практическое употребление синонимов.

5. Самостоятельное составление схем слов ласточка,

   птенчик.

6. Чтение слов по таблице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lastochka1.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

Тема. Составление описательного рассказа по  

         предметной  картине "Ласточка"

Цель:

1.Обучение составлению описательного рассказа по

 предметной картине (по данному плану) путем  

 договаривания и распространения предложений.

2. Закрепление произношения свистящих и шипящих в

   Словах сложной звуко-слоговой структуры в связной

   речи.

3. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкатель-  

   ных суффиксов существительных и прилагательных.

4. Практическое употребление синонимов.

5. Самостоятельное составление схем слов ласточка,

   птенчик.

6. Чтение слов по таблице.

Оборудование: предметная картинка "Ласточка", наборы для составления схем, таблица для чтения:

    щебечет     прекрасная     защищает

    красивая    заливается     заботится

    смелая      летает         трудолюбивая

    умная       возвращается   быстрокрылая

    ловкая      проносится     машет крыльями

    поет        кружит         клюет

    питается    звонкоголосая  теплолюбивая

    заботливая  перелетная     ловит мошек

                Ход занятия

1. Оргмомент (перелетные птицы).

2. Повторение стихотворения А. Плещеева «Сельская

   песня» и рассказа «Смелая ласточка»:

   а) рассказывание;

   б) краткая беседа, имеющая целью использование в

      ответах синонимов и предложений с однородными

      членами:

     Что мы узнали о ласточке из этих произведений?

Теплолюбивая птица — Ласточки первыми улетают в жаркие

                     страны, а возвращаются в родные

                     края последними.

Ласточки радуют нас — веселым щебетанием.

Какая ласточка птица? — Ласточка — поющая, звонкого-

                        лосая, щебечущая, заливающаяся

                        певчая птица.

               Скажите иначе:

Ласточка щебечет — Ласточка поёт, заливается.

Ласточка смелая — Ласточка храбрая, бесстрашная,

                  мужественная, отважная, героическая.

Как ласточка относится к птенчику? — Ласточка

                  заботится о птенчике, защищает его,

                  приносит ему корм, учит летать.

3. Рассматривание ласточки на картине:

   а) внешний вид ласточки — припоминание загадки:

           Черный костюм, белая рубашка,

           Прилетела из-за моря быстрокрылая пташка.

   б) игра "Назови ласково":

      черная голова — черненькая головка

      черная спина — черненькая спинка

      черные крылья — черненькие крылышки

      черный хвост — черненький хвостик

      черные перья — черненькие перышки

      грудь белая — беленькая грудка

      белый пyx — беленький пушок

      красный с синим — красненький с синеньким

      галстук на шее — галстучек на шейке

      красивое оперение — красивенькое опереньице

      глаза — глазки

      клюв — клювик

      когти — коготки

      язык — язычок

   в) обратить внимание на хвост – длинный, острый,  

                                   сильный;

                          крылья – длинные, острые,

                                   сильные.

   г) беседа:

        Как называется эта птица?

        Как вы узнали, что это ласточка?

        Когда ласточки улетают на юг? Когда

                               возвращаются? Почему?

        Где живут ласточки? Как они строят жилища?

        Внешний вид ласточки.

        Чем питается и как добывает себе корм?

        Почему она низко летает перед дождем?

        Кто враги у ласточки? Как она защищается от

                                              врагов?

        Какую приносит пользу людям?

 

4. Составление рассказа:

   а) план:

      1. Название птицы.

      2. Внешний вид.

      3. Повадки.

      4. Жилище.

      5. Защита от врагов.

      6. Чем питается?

      7. Какую приносит пользу?

   б) договаривание и распространение предложений:

   1. Когда наступает золотая осень и листья на  

      деревьях начинают желтеть и падать на землю ...  

      ласточки первыми улетают на юг, в теплые края,

      где нет суровой, холодной зимы.

   2. А возвращаются ласточки ... в родные края

      последними, потому что они боятся холода и любят

      тепло (теплолюбивые).

   3. Ласточка — очень красивая птица ... головка,

      спинка, крылья и хвост покрыты черными

      перышками, а грудка нарядная, белая с  красно-

      синим галстуком.

   4. Хвост и крылья у нее длинные, острые и сильные,

      и поэтому летают ласточки ... очень быстро, с

      силой и свистом рассекая воздух.

   5. Перед дождем ласточки ... проносятся низко над

      землей.

   6. Живут ласточки в гнездах ... под крышами домов.

   7. Строят свои гнезда дружно, все вместе, в своих

      клювах они приносят ... маленькие ветки, сухие

      травинки и склеивают их комочками глины,

      смоченными слюной.

   8. В гнезде они откладывают яйца ... и выводят

      птенцов.

   9. А если враги нападают на гнездо ... ласточки

      смело и дружно защищают его.

   10. Питаются ласточки насекомыми-вредителями ...

       лесов, садов, полей и огородов: мошками,

       комарами, жучками, гусеницами, червяками.

   11. Уничтожая вредителей, они ... приносят большую

       пользу нашим лесам, садам, полям.

   12. Ласточки красиво поют, своим звонким веселым

       Щебетанием ... они приносят радость людям.

   в) рассказывание детьми по цепочке.

5. Самостоятельное составление схем слов (по рядам),

   Составление из букв разрезной азбуки — ласточка,

   птенчик.

6. Чтение слов по таблице (I ряд — признаки, II —

   действия).

7. Итог.

Закрепление материала на других занятиях

и в повседневной жизни детей

1. Доучивание рассказа-описания.

2. Повторение стихов о весне.

Занятие

Тема.       Выборочный пересказ сказки

           В.Бианки "Приключения муравьишки"

Цель:

1.Уточнение представлений о насекомых, установление

   взаимосвязи между средой обитания, способом  

   передвижения, строением конечностей насекомых.

2. Закрепление понимания и употребления предлогов за,

   до, между, через, по, над...

3. Закрепление произношения свистящих и шипящих в

   Связной речи.

4. Обогащение лексики признаками, действиями,

   Родственными словами (муравей).

5. Пересказ отрывков из сказки (выборочный).

6. Закрепление навыков печатания, чтения.

Оборудование: картинки с изображением насекомых, текст сказки В. Бианки, карточки для чтения (птицы, насекомые), тетради, ручки.

                Ход занятия

1.Оргмомент (назвать произведения русских писателей о

   животных).

2. Тема — игра "Четвертый лишний":

   ласточка, голубь, бабочка, воробей — бабочка

   уж, гусеница, черепаха, еж -         гусеница

   пчела, снегирь, соловей, жаворонок — пчела

3. Сказка В. Бианки «Приключения муравьишки»:

   а) чтение логопедом;

   б) отобрать на панно насекомых, которые помогли

      муравьишке добраться домой.

      Расположить насекомых в соответствии с текстом

      сказки.

   в) беседа (стимулировать в ответах использование

      сложноподчиненных предложений):

      Почему так спешит домой муравьишка?

      Где и как живут повстречавшиеся ему насекомые?

      Почему муравьишке неудобно ехать на спине

      гусеницы-землемера?

      Почему жужелица не может прыгать по картофельной  

      грядке?

      Почему жучок-блошачок легко и быстро перевез

      муравьишку через картофельное полe?

      Кто помог муравьишке перебраться через забор?

      Почему кузнечик свободно перескочил через забор?

      Почему водомерка отказался везти муравьишку

     через лес?

     Как удалось муравьишке перебраться через лес?

     Кто помог муравьишке добраться домой?

     Зачем понадобилось ему так много помощников?

  г) подбор родственных слов к слову муравей;

  д) повторное чтение сказки;

  е) пересказ (выборочный);

  ж) припоминание названий насекомых — помощников

     муравьишки; способы передвижения, каждого из них.

  Подумать, от чего зависит способ передвижения

  насекомого.

Вывод: способ передвижения насекомых зависит от места обитания и строения конечностей.

4. Составление предложений по картинкам, используя

   существительные с предлогами; деление предложений

   на слова; выделение предлогов.

5. Составление схем слов по индивидуальным картинкам.

6. Печатание слов (выборочно): муравей, муравейник,

   муравьишка, муравьиные, муравушка, муравьед,

   мурава...

7. Стихотворение "Помогите":

                  Муравьишка в чаще

                  Дуб тяжелый тащит.

                  Эй, товарищи-друзья,

                  Выручайте муравья.

                  Коли нет ему подмоги,

                  Муравей протянет ноги.

                  Эй, товарищи-друзья,

                  Выручайте муравья.

8. Признаки и действия:

                       муравей

         маленький                бегает (ползает)

         трудолюбивый             ест

         проворный                трудится

         сильный                  кусается

9. Чтение слов — две команды «Птицы» — «Насекомые»:

   бабочка, ласточка, соловей, грач, кузнечик,  

   гусеница, паук, скворец, кукушка, лебедь, жук,  

   водомерка, чиж, стриж, божья коровка, аист, цапля,  

   журавль, пчела, оса.

10. Итог.

Закрепление материала на других занятиях

и в повседневной жизни детей

1. Чтение сказки перед дневным сном.

2. Пересказ сказки (выборочно).

3. Игра "Телефон" — припоминание насекомых.

4. Печатание (землемер, паук, жужелица, блошачок,

   кузнечик, водомерка, хрущ, листовертка).

5. Драматизация сказки.

6. Чтение детьми предложений из сказки.

7. Повторение свистящих и шипящих согласных,

   Проговаривание слоговых рядов, повторение

   скороговорок.

Занятие

Тема.          Мягкие согласные

Цель:

1. Различение твердых и мягких согласных.

2. Основные способы выражения мягкости согласных.

3. Обогащение лексики синонимами.

4. Составление и распространение предложений.

5. Упражнение в чтении и печатании слов с мягкими

   согласными.

6. Развитие внимания и памяти.

Оборудование: картинки с изображением весенних цветов, таблица для чтения слогов, слов типа би, ви, ги, си, фи, бинт, винт, гиря, сила, филин, наборы для составления схем, тетради, ручки.

               Ход занятия

1. Оргмомент (мягкие и твердые согласные).

2. Знакомство с основными способами смягчения

   согласных:

  1. Ч, Щ, Й — всегда мягкие (Ш, Ж, Ц — всегда

                                   твердые).

  1. При помощи гласных И, Е, Ё, Ю, Я, следующих за

   согласными:

   а) чтение слогов, слов по таблице (с установкой

      на запоминание): би  ви  ги  си  фи 

   б) придумывание слов с данными на таблице

      слогами: бинт   винт   гиря   сила   филин

   в) преобразование слогов (замена гласных):

      бе   ве   ге   се   фе   ле   ме   ре

      бё   вё   гё   сё   фё   лё   мё   рё

      бю   вю   гю   сю   фю   лю   мю   рю

      бя   вя   гя   ся   фя   ля   мя   ря

   г) придумывание слов с образованными слогами:

      лес  мел  сено  ветка   репа   дети

      лёд  мёд  нёс   тётя    рёва   села

      люди сюда нюх   брюки   слюни

      Оля  мята няня  зяблик  буря

 3. При помощи Ь (конечный согласный):

   а) устное упражнение — игра "Наоборот": 

      стал — сталь  жар —   был —   вес —   бит-

      стол—         удар —  хор —   кол-    мол –

      угол—         шар —   дал —   кон —   цел—

      пар-          гол —   быт —   бол —   пыл-

   б) придумывание слов с Ь на конце (олень, семь,

      пять, мать, конь, боль). 

3.Печатание по памяти слогов и слов с мягкими

   согласными:

       чай, чаща, щука, чулки, щепка...;

       дети, люди, тетя, Зина...;

       зверь, олень, лось, пять, зелень....

4.Выборочное составление схем напечатанных слов.

5.Выделение ударения в напечатанных словах.

6. Физкультминутка.

7. Припоминание названий весенних цветов:

   цикламен, фиалка, подснежник, тюльпан, мимоза,

   пролеска.

   Выделение мягких согласных.

8. Обогащение лексики синонимами:

   ранние весенние цветы — первоцветы;

   красивые — привлекательные, чудесные, прекрасные,

              милые, хорошенькие, приятные;

   появляются — расцветают;

   пахнут — благоухают;

   пахнущие — пахучие, душистые, благоухающие,

              духовитые, ароматные;

   маленькие — мелкие, изящные, миниатюрные;

   большие — крупные, огромные, громадные,

             большущие....

9. Составление и распространение предложений:

   а) преобразование деформированной фразы:

      снег, подснежник, из-под, пробивается—

      клумба, тюльпаны, на, расцвели-

   б) распространение предложений с помощью вопросов:

      Из-под снега робко пробиваются первые нежные,

      хрупкие бледно-желтые и темно-синие подснежники.

      На клумбе в нашем парке расцвели яркие алые и

      желтые нарядные тюльпаны;

   в) выделение мягких согласных в составленных

      предложениях.

10. Итог.

Закрепление материала на других занятиях

и в повседневной жизни детей

1. Игра "Поезд" — повторение мягких согласных.

2. Игра "Живые слова" (на мягкие согласные).

3. Игра "Нанижем бусинки" — составление и

   распространение предложений о цветах.

4.Составление описаний цветов (из признаков и

действий).

5. Игра "Скажи иначе" — закрепление синонимов.

6. Рисование цветов красками различными способами

   (кистью, тампоном, пальцем...).

7. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

8. Повторение стихов о цветах, весне.

9. Рассказ М. Пришвина "Золотой луг" (чтение детьми).

Занятие

Тема.          Дидактическая игра

         "Назови машины одним словом"

Цель:

1.Практическое усвоение словообразования существи-

   тельных путем сложения основ.

2.Упражнение в произношении слов сложной звуко-

   слоговой структуры.

3.Составление схем слов сложной звуко-слоговой  

   структуры.

4.Чтение и печатание слов сложной звуко-слоговой    

   структуры.

5. Закрепление правописания сомнительных согласных.

Оборудование: картинки с изображением машин, механизмов и т.д. (сложные слова), таблица для чтения или карточки для чтения со сложными словами с пропущенной сомнительной согласной на конце, наборы для составления схем, тетради, ручки.

                 Ход занятия

1. Оргмомент (звонкие и глухие согласные).

2. Сопоставление парных звонких и глухих согласных:

                 б — п

                 в — ф

                 г — к

                 д — т

                 ж — ш

                 з — с

   Закрепление правописания сомнительных согласных в

   конце слова.

3.Рассматривание картинок (сложные слова),

   проговаривание их названий хором — игра "Почему мы  

   так говорим?":

          садовод — сады разводит;

          лесовоз — лес возит;

          пылесос — пыль сосет;

          листопад — листья падают;

          самосвал — сам сваливает (груз);

          молоковоз — молоко возит;

          луноход — ходит по луне;

          пароход — ходит при помощи пара;

          звездопад — падают звезды.

4.Упражнение в словообразовании существительных путем

   сложения основ по аналогии — игра "Назови машины  

   одним словом":

   пыль сосет — пылесос      от снега очищает—

   сам сваливает груз—       воздух очищает—

   молоко возит—             воздух увлажняет

   ходит по луне—            станок режет металл—

   ходит при помощи пара—    автоматически заправляет—

   сено косит—               дробит камни-

   картофель чистит—         глину мешает—

   овощи чистит—             бетон мешает—

   хлеб режет—               везде ходит—

   овощи режет—              груз поднимает—

   картофель режет—          воду возит—

   кофе мелет—               бензин возит—

   кофе варит-               цемент возит—

   сок варит-                мусор возит—

   сок выжимает—             хлеб убирает (комбайн)—

   мясо рубит-               картофель убирает-

   пол трет—                 рис убирает-

   машина убирает сено-      при помощи электричества

                                              возит—

   сам летает—               снаряд роет землю—

   при помощи пара возит-    автоматически грузит—

   при помощи тепла возит—   землю черпает—

   колонка дав заправки бензинам— укладывает трубы—

5. Припоминание сложных слов и составление с ними

   предложений.

6. Спряжение:

      ремонтировать хлебоуборочный комбайн

                    (металлорежущий станок).

7. Чтение сложных слов по карточкам с пропущенной

   сомнительной согласной на конце, подбор

   проверочного слова:

   звездоле., звездопа., листопа., лунохо., молоково.,  

   сеноко., снегопа., водово., садово., пылесо.,

   водопа., самоле., пулеме., звероло., рыболо..

8. Печатание полученных сложных слов (выборочно)—

    см.4.

9. Составление схем написанных слов.

10. Упражнения на развитие внимания и памяти:

    а) припоминание картинок из игры "Почему так

       говорим?" (см.3);

    б) игра "Что изменилось?" (с семью картинками,

       затем добавляются еще две);

    в) игра "Запомни, назови картинки" (с десятью

       картинками).

11. Итог.

Закрепление материала на других занятиях

и в повседневной жизни детей

1.Игры, упражнения на развитие внимания и памяти

(см. 10).

2. Спряжение: конструировать землечерпалку....

3. Игра "Почему так говорим?" — сложные слова.

4. Счет — 1 - 10 — хлебоуборочный комбайн,  

                    металлорежущий станок.

5. Игра "Живые слова".

6. Чтение коротких рассказов по "Азбуке".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Составление описательного рассказа по картинкам.

Открытое занятие по развитию речи, составление описательного рассказа по картинкам. Младшая группа. Программа "Детский сад 2100"....

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...