Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « В гостях у Зимушки – Зимы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

                       « В гостях у Зимушки – Зимы»

 

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
    • учить образовывать глаголы от звукоподражаний;
    • учить образовывать  сложные прилагательные;
    • упражнять в употреблении предлогов.
    • закреплять навык рисования красками
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
  • развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание;
  • логическое мышление;
  • совершенствовать пространственную ориентировку;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.  
  • Коррекционно-воспитательные:

Оборудование:  компьютер, проектор,  ворона, дерево-макет, кормушка с кормом, краски, кисточки, снежок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед: Дети, сегодня мы отправимся  в зимний лес  в гости к Зимушке-Зиме.

Ритмическая разминка

Дружно, четко мы шагаем,
Зиму весело встречаем.                        Ходьба-марш по кругу
Надо нам лопатки взять,
Снег с дорожек убирать.                      Скользящий приставной шаг
Ну а снег метет, метет,                         Ходьба по кругу с покачиванием рук
Отдохнуть нам не дает.                        вправо — влево перед собой
А деревья за окном                               Остановиться, руки в стороны — вверх,
Спят волшебным тихим сном.            закрыть глаза
Зайчик скачет на опушке,                    Прыжки на носках друг за другом
Чтобы не замерзли ушки.                       
А медведь в берлоге спит,                   Присесть,
Сладко мишенька сопит.                     сложенные ладони поднести к уху
Чтоб в мороз не замерзать,                 Бег на месте на носках,
Птичкам надо полетать.                      взмахи руками в стороны      (В. Кныш)

Логопед.  Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красивоземля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. Посмотрите, к нам кто-то навстречу  идет. 

II. Основная часть

Воспитатель (Зимушка-Зима):

– Здравствуйте, ребята,  я хозяйка зимнего леса – Зимушка-Зима. Приглашаю вас к себе в гости в зимний лес.

Логопед. Зимушка-Зима, а тебе здесь не скучно?

Воспитатель (Зимушка-Зима): Нет. Посмотрите,  как много у меня друзей –  птиц вокруг, послушайте, как они поют. 

Дети слушают голоса птиц.

– С птицами в зимнем лесу мне весело.

Логопед. Расселись птицы   на ветвях и запели свои, песни. У каждой птицы своя песенка. Зимушка-Зима, мы с ребятами тоже умеем подражать голосам птиц. Хочешь послушать?

1. Фонопедические упражнения

Сорока-трещетка,                 Тр-р-р, тр-р-р…
Кукушка-горюшка,                Ку-ку, ку-ку…
Дружок-снегирек,                 Цвинь-цвинь… (в среднем регистре)
Мальчишка-воробьишка,     Чик-чирик (по показу руки в разных регистрах).
Синичка-невеличка,            Тень-тень (в высоком регистре)
Утки-таратутки                     Кря-кря…(в низком регистре)
Гуси-шипуси                        Ш-ш-ш…(продолжительный выдох)

2. Образование глаголов от звукоподражаний. Упражнение "Кто как голос подает?"

Воспитатель (Зимушка-Зима): Ребята, хотите поиграть в снежки?

Логопед. Зимушка-Зима, мы любим не только в снежки играть, но и слова-действия подбирать. Поиграй с нами.

Ворона кар-кар             – … ворона каркает
Воробей чик-чирик      – ...  воробей чирикает
Голубь врр-врр             – ...  голубь воркует
Снегирь цвинь-цвинь  – … снегирь цвинькает
Сорока  стрр-стрр        – … сорока стрекочет
Сова ух-ух                    – … сова ухает
Синица  свис-свис       – … синица свистит
Дятел трр-трр               – … дятел стучит

3. Ориентировка в пространстве. Практическое употребление предлогов. Развитие зрительного восприятия. Упражнение «Найди каждой птице свое место»

Логопед. Дети, Зимушка-Зима приготовила вам загадку. Посмотрите, в этом домике живут птицы. Каждая птица в своем домике. Узнайте, кто, где живет?

Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу. Логопед щелкает «мышкой» на нужном квадрате, Появляется цветное изображение птиц.  

– Какая птичка расположена в верхнем левом  углу? В верхнем правом углу?
– Какая птица стоит между вороной и воробьем?
– Какая птица стоит в нижнем левом углу?  В нижнем правом углу?  
– Какая птица стоит между дятлом и снегирем?
– Какая птица стоит над совой?  Под вороной? Над снегирем?
– Какая птица лишняя? Почему? (Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)

Логопед. Давайте, проводим его в теплые края, чтобы не замерз журавль.

Дети: До свидания, журавль! Прилетай к нам весной.

4. Образование сложных прилагательных. Упражнение "Скажи одним словом".

Логопед. Ребята, посмотрите какие красивые птицы!

  • У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
  • У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...
  • У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...
  • У синицы острый клюв, поэтому её называют …
  • У воробья короткие лапы, поэтому его называют ...
  • У вороны крепкий клюв, поэтому её называют ...
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют ...
  • У дятла красная голова, поэтому его называют …
  • У совы большие глаза, поэтому её называют ...
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют ...

Логопед. А вот и  снег пошел. Он ложится  на землю, на деревья, попадает и на нас.

5. Мимическая и артикуляционная гимнастка

– слижем «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать язы­ком верхнюю, затем нижнюю губу слева направо и наоборот, за­тем сверху вниз;
– «поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на весу 5-7 с.;
– ветер сильно подул – дуем в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра;

Логопед: Посмотрите, дети.  К нам летит какая-то птица. (Звучит карканье вороны)Она  голодная, ищет себе корм. Давайте ей поможем.

6. Пальчиковая гимнастика ВОРОНА

Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх-вниз.
Каркает: «Вот и обед!»
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь –
Разводим руками,
А червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

7. Образование приставочных глаголов. Упражнение «Добавлялки»

Дети должны закончить  предложения словами-действиями. Логопед демонстрирует действия вороны. (Дерево, кормушка, ворона)

Логопед: Не нашла ворона корма, стала по лесу летать. Летела, летела – видит дерево стоит.

Ворона к дереву … (подлетела)
Через дерево … (перелетела)
Ворона за дерево … (залетела)
Она из-за дерева ... (вылетела)
Увидела кормушку и к кормушке … (полетела)
К кормушке … (подлетела)
В кормушку … (залетела)
Зернышек и крошек поклевала и из кормушки … (вылетела)

Логопед.  Ребята, вспомните, какие слова-действия похожие на слово летела мы договаривали.

Дети. Подлетела, перелетела, залетела и т.д..

8. Рассматривание снегиря

Повторение правил работы с красками.

Воспитатель (Зимушка-Зима): Отгадайте, какая птица мне больше всего нравится?

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это... (снегири).

– На что похож снегирь? Какое у него тело? Грудь и щечки? (Снегирь похож на яблоко, тело у него овальное, грудь и щёчки  красные, как яблоко.)
– Какого цвета спинка, крылья, хвост и голова? (Чёрные)
– Какой у снегиря клюв? (Короткий, толстый)
– Почему эту птицу назвали «снегирь»? (Снегирь прилетает зимой, когда выпадает снег.)

Во время ответа на вопросы один ребенок на фланелеграфе собирает из отдельных частей снегиря, называя каждую часть 

http://michutka.3dn.ru/_ld/22/s21046994.jpg

9. Самостоятельная работа детей. Рисование снегирей

Воспитатель (Зимушка-Зима):  Нарисуйте снегиря.

Воспитатель следит за посадкой детей, оказывает им  индивидуальную помощь. Во время рисование у каждого ребенка уточняет, что он рисует, нарисовал, будет рисовать.

10. Согласование числительного с существительным. Упражнение «Сосчитай-ка»

Сосчитайте, сколько снегирей вы нарисовали,
Один снегирь, два снегиря, …, …,  пять снегирей.

Зимушка-Зима рассматривает работы детей. Дети дарят своих снегирей Зимушке-Зиме.

III. Итог занятия

Логопед: Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с Зимушкой-Зимой. Раз, два, три повернись в д/саду очутись.

– У кого  мы сегодня побывали в гостях?
– Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу?
– Как их можно назвать одним словом? (Зимующие птицы)
– Как пели птицы? Что они делали? (Чирикали, стрекотали, ворковали, свистели, цвинькали и т.д.)
– Как птицам зимой? (Птицам холодно и голодно, им тяжело добывать корм).
– Как ворона искала себе корм? Что она делала? (Подлетала, перелетала, залетала, и т.д.)
– Как мы можем помочь птицам? (Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе д/сада, около дома)
– Что любят зимующие птицы? (Сало, семечки, зерно, хлебные крошки.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_r.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе детского сада "В гостях у Зимушки-Зимы"

19.10.2014, 16:19

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

                       « В гостях у Зимушки – Зимы»

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
  • учить образовывать глаголы от звукоподражаний;
  • учить образовывать  сложные прилагательные;
  • упражнять в употреблении предлогов.
  • закреплять навык рисования красками
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать у детей двигательно-образные навыки: умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
  • развивать слуховое внимание, слуховую память, зрительное внимание;
  • логическое мышление;
  • совершенствовать пространственную ориентировку;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.  

Оборудование:  компьютер, проектор,  ворона, дерево-макет, кормушка с кормом, краски, кисточки, снежок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед: Дети, сегодня мы отправимся  в зимний лес  в гости к Зимушке-Зиме.

Ритмическая разминка

Дружно, четко мы шагаем,
Зиму весело встречаем.                        
Ходьба-марш по кругу
Надо нам лопатки взять,
Снег с дорожек убирать.                      
Скользящий приставной шаг
Ну а снег метет, метет,                         
Ходьба по кругу с покачиванием рук
Отдохнуть нам не дает.                        
вправо — влево перед собой
А деревья за окном                               
Остановиться, руки в стороны — вверх,
Спят волшебным тихим сном.            
закрыть глаза
Зайчик скачет на опушке,                    
Прыжки на носках друг за другом
Чтобы не замерзли ушки.                       
А медведь в берлоге спит,                   
Присесть,
Сладко мишенька сопит.                     
сложенные ладони поднести к уху
Чтоб в мороз не замерзать,                 
Бег на месте на носках,
Птичкам надо полетать.                      
взмахи руками в стороны      (В. Кныш)

Логопед.  Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красивоземля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. Посмотрите, к нам кто-то навстречу  идет. 

II. Основная часть

Воспитатель (Зимушка-Зима):

– Здравствуйте, ребята,  я хозяйка зимнего леса – Зимушка-Зима. Приглашаю вас к себе в гости в зимний лес.

Логопед. Зимушка-Зима, а тебе здесь не скучно?

Воспитатель (Зимушка-Зима): Нет. Посмотрите,  как много у меня друзей –  птиц вокруг, послушайте, как они поют. 

Дети слушают голоса птиц.

– С птицами в зимнем лесу мне весело.

Логопед. Расселись птицы   на ветвях и запели свои, песни. У каждой птицы своя песенка. Зимушка-Зима, мы с ребятами тоже умеем подражать голосам птиц. Хочешь послушать?

1. Фонопедические упражнения

Сорока-трещетка,                 Тр-р-р, тр-р-р…
Кукушка-горюшка,                
Ку-ку, ку-ку…
Дружок-снегирек,                 
Цвинь-цвинь… (в среднем регистре)
Мальчишка-воробьишка,     
Чик-чирик (по показу руки в разных регистрах).
Синичка-невеличка,            
Тень-тень (в высоком регистре)
Утки-таратутки                     
Кря-кря…(в низком регистре)
Гуси-шипуси                        
Ш-ш-ш…(продолжительный выдох)

2. Образование глаголов от звукоподражаний. Упражнение "Кто как голос подает?"

Воспитатель (Зимушка-Зима): Ребята, хотите поиграть в снежки?

Логопед. Зимушка-Зима, мы любим не только в снежки играть, но и слова-действия подбирать. Поиграй с нами.

Ворона кар-кар             – … ворона каркает
Воробей чик-чирик      – ...  воробей чирикает
Голубь врр-врр             – ...  голубь воркует
Снегирь цвинь-цвинь  – … снегирь цвинькает
Сорока  стрр-стрр        – … сорока стрекочет
Сова ух-ух                    – … сова ухает
Синица  свис-свис       – … синица свистит
Дятел трр-трр               – … дятел стучит

3. Ориентировка в пространстве. Практическое употребление предлогов. Развитие зрительного восприятия. Упражнение «Найди каждой птице свое место»

Логопед. Дети, Зимушка-Зима приготовила вам загадку. Посмотрите, в этом домике живут птицы. Каждая птица в своем домике. Узнайте, кто, где живет?

Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу. Логопед щелкает «мышкой» на нужном квадрате, Появляется цветное изображение птиц.  

– Какая птичка расположена в верхнем левом  углу? В верхнем правом углу?
– Какая птица стоит между вороной и воробьем?
– Какая птица стоит в нижнем левом углу?  В нижнем правом углу?  
– Какая птица стоит между дятлом и снегирем?
– Какая птица стоит над совой?  Под вороной? Над снегирем?
– Какая птица лишняя? Почему? 
(Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)

Логопед. Давайте, проводим его в теплые края, чтобы не замерз журавль.

Дети: До свидания, журавль! Прилетай к нам весной.

4. Образование сложных прилагательных. Упражнение "Скажи одним словом".

Логопед. Ребята, посмотрите какие красивые птицы!

  • У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
  • У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...
  • У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...
  • У синицы острый клюв, поэтому её называют …
  • У воробья короткие лапы, поэтому его называют ...
  • У вороны крепкий клюв, поэтому её называют ...
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют ...
  • У дятла красная голова, поэтому его называют …
  • У совы большие глаза, поэтому её называют ...
  • У снегиря красная грудка, поэтому его называют ...

Логопед. А вот и  снег пошел. Он ложится  на землю, на деревья, попадает и на нас.

5. Мимическая и артикуляционная гимнастка

– слижем «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз;
– «поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на весу 5-7 с.;
– ветер сильно подул – дуем в бутылочки, имитируя завывание зимнего ветра;

Логопед: Посмотрите, дети.  К нам летит какая-то птица. (Звучит карканье вороны)Она  голодная, ищет себе корм. Давайте ей поможем.

6. Пальчиковая гимнастика ВОРОНА

Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх-вниз.
Каркает: «Вот и обед!»
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь –
Разводим руками,
А червячков уж нет!
Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

7. Образование приставочных глаголов. Упражнение «Добавлялки»

Дети должны закончить  предложения словами-действиями. Логопед демонстрирует действия вороны. (Дерево, кормушка, ворона)

Логопед: Не нашла ворона корма, стала по лесу летать. Летела, летела – видит дерево стоит.

Ворона к дереву … (подлетела)
Через дерево … 
(перелетела)
Ворона за дерево … 
(залетела)
Она из-за дерева ... 
(вылетела)
Увидела кормушку и к кормушке … 
(полетела)
К кормушке … 
(подлетела)
В кормушку … 
(залетела)
Зернышек и крошек поклевала и из кормушки … 
(вылетела)

Логопед.  Ребята, вспомните, какие слова-действия похожие на слово летела мы договаривали.

Дети. Подлетела, перелетела, залетела и т.д..

8. Рассматривание снегиря

Повторение правил работы с красками.

Воспитатель (Зимушка-Зима): Отгадайте, какая птица мне больше всего нравится?

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это... 
(снегири).

– На что похож снегирь? Какое у него тело? Грудь и щечки? (Снегирь похож на яблоко, тело у него овальное, грудь и щёчки  красные, как яблоко.)
– Какого цвета спинка, крылья, хвост и голова? 
(Чёрные)
– Какой у снегиря клюв? 
(Короткий, толстый)
– Почему эту птицу назвали «снегирь»? 
(Снегирь прилетает зимой, когда выпадает снег.)

Во время ответа на вопросы один ребенок на фланелеграфе собирает из отдельных частей снегиря, называя каждую часть 

http://michutka.3dn.ru/_ld/22/s21046994.jpg

9. Самостоятельная работа детей. Рисование снегирей

Воспитатель (Зимушка-Зима):  Нарисуйте снегиря.

Воспитатель следит за посадкой детей, оказывает им  индивидуальную помощь. Во время рисование у каждого ребенка уточняет, что он рисует, нарисовал, будет рисовать.

10. Согласование числительного с существительным. Упражнение «Сосчитай-ка»

Сосчитайте, сколько снегирей вы нарисовали,
Один снегирь, два снегиря, …, …,  пять снегирей.

Зимушка-Зима рассматривает работы детей. Дети дарят своих снегирей Зимушке-Зиме.

III. Итог занятия

Логопед: Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с Зимушкой-Зимой. Раз, два, три повернись в д/саду очутись.

– У кого  мы сегодня побывали в гостях?
– Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу?
– Как их можно назвать одним словом? 
(Зимующие птицы)
– Как пели птицы? Что они делали? 
(Чирикали, стрекотали, ворковали, свистели, цвинькали и т.д.)
– Как птицам зимой? 
(Птицам холодно и голодно, им тяжело добывать корм).
– Как ворона искала себе корм? Что она делала? 
(Подлетала, перелетала, залетала, и т.д.)
– Как мы можем помочь птицам? 
(Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе д/сада, около дома)
– Что любят зимующие птицы? 
(Сало, семечки, зерно, хлебные крошки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"

Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".

В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « В гостях у Незнайки»

Конспект занятия в старшей группе направлен на развитие у детей способности отгадывать загадки, опираясь на логическое мышление. Кроме того. дети учатся выделять признаки загадывемого объекта и тем са...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у зимушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у зимушки» Цель: обобщить и систематизировать знания о зиме, через приёмы развития связной речи, и развитие словаря. Задачи: Развивать...

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»

Цель :Развивать речь, внимание, воображение.Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.Развивать речь детей, расширять активный словарь, а...