Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гости к Зимушке-зиме». Обучение составлению описательного рассказа по картине
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Автор: Петрова Лейсян Рифкатовна, воспитатель
Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) составлению описательного рассказа по зимней пейзажной картине.
Краткое содержание: Данный конспект представляет собой подробный сценарий непрерывной образовательной деятельности (НОД) по речевому развитию. Материал включает в себя:
Задачи: Образовательные, развивающие и воспитательные.
Оборудование: Список необходимых материалов (репродукция картины, аудиозапись, раздаточный материал).
Ход занятия: Поэтапное описание деятельности воспитателя и детей — организационный момент, мотивация, беседа по картине, физкультминутка, составление рассказа, заключительная часть.
Методы и приемы: Использование словесных, наглядных и игровых технологий для активизации словаря и развития связной речи.
Практическая значимость: Конспект готов к использованию и будет полезен воспитателям старших групп, логопедам, а также родителям для домашних занятий с детьми. Занятие способствует обогащению словаря по теме "Зима", развитию грамматического строя речи и формированию умения строить связные высказывания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гости к Зимушке-зиме»
Автор: Петрова Лейсян Рифкатовна, воспитатель
Цель: Обучение детей составлению описательного рассказа по зимней пейзажной картине.
Задачи:
- Образовательные: Учить детей составлять короткий описательный рассказ по картине, используя распространенные предложения. Активизировать и расширять словарь по теме «Зима» (снегопад, пушистый, морозный, сверкает, кружится, снежный ковер).
- Развивающие: Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, воображение. Развивать умение согласовывать слова в предложении.
- Воспитательные: Воспитывать любовь к родной природе, эстетическое восприятие зимних пейзажей.
Предварительная работа: Наблюдения за зимними изменениями в природе на прогулке, чтение стихотворений о зиме (И. Суриков «Зима», А. Блок «Ветхая избушка»), разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок».
Оборудование и материалы:
- Репродукция картины с изображением зимнего пейзажа (например, И. Грабарь «Февральская лазурь» или аналогичная, доступная для восприятия детьми).
- Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года» («Декабрь»).
- Белые бумажные снежинки для дыхательного упражнения.
- Макет снежинки для показа.
Ход занятия:
I. Организационный момент (2 минуты)
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, сядьте удобно. К нам сегодня пришло много гостей, давайте улыбнемся им и друг другу, чтобы поднять всем настроение. Сегодня нас ждет очень интересное путешествие. А куда – вы узнаете, отгадав загадку:
- Разукрасила окно,
- Серебром замела.
- На дубу и на сосне
- Полежала и застыла.
- Кто же это?.. (Дети: Зима!)
Воспитатель: Правильно! Мы отправляемся в гости к Зимушке-зиме.
II. Основная часть (15 минут)
1. Беседа по картине.
Воспитатель устанавливает на мольберт репродукцию зимнего пейзажа. Дает детям несколько секунд для молчаливого рассмотрения. Звучит тихая музыка.
Воспитатель: Ребята, перед нами картина, которую нарисовал художник. Он очень любил зиму и хотел сохранить ее красоту.
- Вопросы к детям:
- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?
- Куда мы с вами «попали», глядя на эту картину? (В зимний лес, в парк).
- Расскажите, какой снег? (Белый, пушистый, блестящий, серебристый, мягкий).
- Что вы можете сказать о деревьях? (Стоят в снежном уборе, на ветках лежат снежные шапки, ветки будто в инее).
- Какого цвета небо? (Голубое, светло-серое, ясное).
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? (Спокойное, радостное, сказочное).
- Как вы думаете, холодно или тепло в этом лесу? Почему?
2. Составление рассказа по картине (по цепочке).
Воспитатель: Давайте попробуем составить рассказ об этой красивой зимней картине. Я начну, а вы мне поможете продолжать.
- Образец начала рассказа от воспитателя: «Однажды морозным зимним утром мы оказались в сказочном лесу. Яркое солнышко освещает... (что?)»
- Ребенок 1: «...освещает пушистый белый снег».
- Воспитатель: «Снег блестит и переливается, как...»
- Ребенок 2: «...как рассыпанные бриллианты».
- Воспитатель: «Высокие елки и березы надели свои...»
- Ребенок 3: «...свои теплые снежные шубы».
- Воспитатель: «Небо над лесом...»
- Ребенок 4: «...чистое и голубое».
- Воспитатель: «От этой картины становится...»
- Ребенок 5: «...становится тихо и спокойно».
Воспитатель хвалит детей за подобранные красивые слова.
3. Физкультминутка «Снежинки» (2 минуты)
Воспитатель раздает детям по одной бумажной снежинке.
- Мы снежинки, мы пушинки, (Покружиться на носочках)
- Покружиться мы не прочь.
- Мы снежинки-балеринки, (Плавные движения руками)
- Мы танцуем день и ночь.
- Встанем вместе все в кружок – (Образовать круг)
- Получается снежок. (Присесть)
- Подул зимний ветерок, (Дуют на снежинку)
- Все снежинки разлетелся. (Разбежаться и покружиться)
4. Составление самостоятельных рассказов.
Воспитатель: А теперь давайте послушаем, какой зимний лес увидел каждый из вас. Кто хочет составить свой рассказ по картине?
*Воспитатель выслушивает 2-3 детей, при необходимости помогая наводящими вопросами или начиная предложение. Оценивает не только полноту, но и использование красивых, образных слов.*
- Примерный рассказ ребенка: «На картине изображена зима. Весь лес уснул под белым снежным одеялом. Снег блестит на солнце. На ветках елей лежат тяжелые снежные шапки. Небо светлое. В лесу тихо и красиво».
III. Рефлексия (2 минуты)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие слова мы сегодня использовали, чтобы описать зимнюю картину? (Выслушивает ответы детей). Вы сегодня были настоящими художниками слова! Из ваших рассказов получились очень красивые словесные картины. Давайте подарим наши маленькие снежинки гостям, чтобы и у них осталось немного зимней сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового тематического мероприятия с дошкольниками старшей группы "В гости к Зимушке Зиме"
Автором представлен конспект итогового мероприятия для детей старшей группы, направленный на систематизацию представлений детей о зиме; обогащение словарного запаса по теме «Зима»; формирование эстети...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"
Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".
В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация &q...

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «В гости к старцу Фура».
Задачи:· Пополнять и активизировать словарь детей прилагательными, глаголами - обозначающими действия, и обобщающими существительными.·...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « В гостях у Незнайки»
Конспект занятия в старшей группе направлен на развитие у детей способности отгадывать загадки, опираясь на логическое мышление. Кроме того. дети учатся выделять признаки загадывемого объекта и тем са...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие по Зимушке-зиме»
Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда с подгруппой воспитанников с ОВЗ 6-7 лет....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « В гостях у Зимушки – Зимы»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « В гостях...
