Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей (билингвов) 5-6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Назарова Марина Викторовна

"Путешествие в волшебный замок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности  по развитию речи для детей (билингвов) 5-6 лет «Путешествие в волшебный замок»

Пояснительная записка

Участники: дошкольники 5- 6 лет.

Место проведения: групповая комната.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель: формирование устной речи  и  пополнение словарного запаса детей.

Задачи:

Образовательные:

- формировать  умение говорить полными  предложениями; 

- формировать  умение отвечать на вопросы;

- закреплять умение подбирать ласковые слова, отгадывать загадки;

- закреплять навыки правильного употребления форм единственного и множественного числа существительных;

- формировать умение делить слова на слоги.

Развивающие:

- развивать внимание, мышление; 

- развивать фонематический слух;

- развивать интерес к героям русских народных сказок;

- развивать мелкую моторику и координацию движений;

- развивать самостоятельность и инициативу.

Воспитательные:

 - воспитывать у  детей умение слушать воспитателя;

- воспитывать у детей желание говорить на русском языке;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 Планируемые результаты:

 - закрепить умение говорить полными предложениями, подбирать ласковые слова;

 - сформировать навыки правильного употребления форм единственного и множественного числа существительных;

 - сформировать умение интонацией передавать своё отношение героям    русских народных сказок;

Методы и приемы: словесный, наглядный.

 Материалы и оборудование:  проектор,  ноутбук, презентация к занятию, аудиозапись «Звуки леса»,   карточки к игре «Соедини картинки», речевой материал к игре «Скажи ласково»,  карандаши для массажа, карточки «Лабиринт», кубики с изображениями к игре «Ступеньки» ключи, сундук с шоколадными монетами.

                                               Ход занятия

Организационная часть.

Приветствие:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на нашем занятии. Скажите, пожалуйста, знаете ли вы, как появилось в нашей речи  слово «Здравствуйте»?

(Ответы детей) 

Воспитатель: Давным-давно, в старину, люди при встрече приветствовали друг друга и говорили «Будь здоров». Таким образом, они желали друг другу здоровья и благополучия! Как вы считаете приятно начинать день с такого пожелания?

         (Ответы детей)                     

Воспитатель: Конечно! Поэтому давайте здороваться громко и стараться четко произносить слово «Здравствуйте»

          Объявление темы занятия.

Воспитатель: Ребята,  вы любите приключения?

(Ответы детей)                     

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться на поиски сокровищ! Вы хотите найти сокровища,  которые спрятаны в сказочном  замке? 

(Ответы детей)                     

Воспитатель: Давайте же отправимся в путешествие!

Сказочный замок ждёт всех!

Пять волшебных ключей  надо собрать,

Чтобы сокровища замка смогли вы достать!

Воспитатель: Во  время  путешествия мы будем встречать героев из русских народных сказок, они  для  вас приготовили разнообразные задания,  за правильное их выполнение, вы будете получать ключи, которые помогут вам отыскать сокровища.

         Основная часть.

Воспитатель: Перед тем, как начать путешествие, нужно немного размять ваш язычок, ведь на протяжении всего пути вам нужно будет много говорить, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок.

Он удобно в доме лёг.             (Широко открывать рот)

В этом доме две стены.

Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться.(Надувать и втягивать щеки)

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя

В домике подвижная.            (Вращать нижней челюстью)

Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.  

(Погладить языком по нёбу. Постучать» языком по нёбу)

Вход в дом двери запирают.  

Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.         (Широко улыбнуться, обнажить зубы)

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться. (Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку»)

Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте начнем наше путешествие! Закрывайте глазки! Раз, два, три  вокруг себя покрутись. В сказочном лесу  вмиг окажись!(аудиозапись «Звуки леса»)

           Упражнение «Что мы слышим?» 

Воспитатель: Прислушайтесь, к звукам  леса... Подул легкий ветерок, зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите «ш- ш- ш» (хором; по одному)). Ветер потревожил жука: жук возмущенно зажужжал: Ж-Ж-Ж(вдох, на выдохе дети произносят « ж- ж- ж» хором и по одному).

Упражнение  «Позови»

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы в лесу не заблудиться, и не потеряться, идя по дороге к замку, необходимо потренировать  ваши голоса. Я буду по очереди звать вас по имени, а вам необходимо будет мне отвечать: «Ауу-у-у-у».

Воспитатель: Молодцы, теперь точно никто из вас в лесу не заблудится!

          Игра «Соедини картинки»

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите: домик выстроен в лесу!  Вьется над трубой дымок. И этот домик - ….(Ответы детей) Кто в тереме живет, кто в невысоком живет? (Ответы детей)

Воспитатель: Из какой сказки эти герои? (Ответы детей)                     

Воспитатель: Правильно - «Теремок». Они приготовили для вас первое задание. Если выполните его правильно, то получите  ключ. Перед вами  на столах  лежат карточки  с изображением различных предметов. Вам нужно объединить в пары эти изображения и назвать, что вы соединили между собой. (Ответы детей)                     

(один гриб-много грибов, одна лягушка - много лягушек, одна бабочка - много бабочек, одно облако - много облаков, один камешек-много камешков, один лист-много листьев, одна божья коровка - много божьих коровок)

Воспитатель: Дети, вы выполнили задание правильно, и  поэтому  получаете от героев сказки «Теремок» первый ключ, который  поможет открыть волшебный замок и найти сокровища. Давайте поблагодарим героев за задание и продолжим путешествие.

Упражнение «Что перепутала Маша?»

Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, вы узнаете от героев, какой сказки будет следующее задание. Слушайте внимательно.

Сидит в корзине девочка,

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, это   герои  из  сказки  «Маша и медведь». Ребята, Маша, обладает очень хорошим воображением, и чтобы запутать медведя, она нарисовала необычные рисунки. Давайте поможем медведю разобраться, что не так нарисовала Маша. Перед вами лежат рисунки, посмотрите на них внимательно и скажите, что же напутала Маша, когда рисовала? (Ответы детей) 

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились быстро. Ещё один ключ ваш. Пойдемте дальше. 

           Физкультминутка.

Хорошо гулять по лесу!

По дорожке, по дорожке,

скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке,

скачем мы на левой ножке.

По тропинке мы пойдем

На лужайку попадем,

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она. (Потягивания - руки вверх.)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул. (Потягивания - руки в стороны.)

Приседаем, приседаем.

Ножки полностью сгибаем, (Приседания.)

Чтобы мышцы упражнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Игра «Скажи ласково»

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то ласково зовет: «Петя - петушок, золотой гребешок».  Кто же это? (Ответы детей)                     

Воспитатель: Вы правы ребята, это лиса.  А из какой она сказки? (Ответы детей)                     

Воспитатель: Конечно, из сказки «Кот, петух и лиса». А как  вы думаете, лиса выманит петушка из дома? (Ответы детей)                     

Воспитатель: Как  лиса  будет  звать  Петушка? (Ответы детей) А вы, ребята, знаете ласковые слова? (Ответы детей)                     

Воспитатель: Герои сказки предлагают вам поиграть в игру «Скажи ласково». Я буду называть слово, а вам необходимо назвать это слово ласково.

(Солнце -…. ветер - ... облако - ... заяц - …трава - ... окно - … лист - ... лиса - …) 

Воспитатель: Молодцы, ребята! За правильное выполнение задания, вы получаете ключ!

Игра «Поймай звук».

Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Посмотрите, к нам спешит лягушка. А из какой она сказки вы узнаете, отгадав загадку:

Среди болот жила царевна,

Она зеленою была...

Вы же знаете наверно,

Рукодельницей слыла.

Подскажу, я, вам, на ушко,

Что царевна та -…(Ответы детей)     

Воспитатель: Правильно, эта сказка называется «Царевна - лягушка». Лягушка предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду проговаривать разные слова, если в слове вы услышите звук [ш], то будете хлопать в ладоши, а если нет – то будете топать ножками. Если будете внимательны – то получите ключ от Царевны - лягушки.

(Шапка, солома, лампа, шишка, шуба, кот, кошка, зубы, листья, корзина, зебра, шум, шило, машина.)

Воспитатель: Молодцы, и этот ключ стал вашим. Мы попрощаемся с Царевной лягушкой, и пойдем дальше.

Упражнение «Лабиринт»        

Воспитатель: Ребята, перед вами на столах лежат изображения лабиринта. Вам нужно будет пройти по лабиринту к замку самой  короткой дорогой. Прежде чем начать, давайте  разомнём пальчики, при помощи карандаша.

          Массаж рук с помощью карандаша.    

1.Покатайте карандаш по столу ладошкой (ладошками).

2.Добываем огонь (катаем карандаш между ладонями)

3.Горка (по тыльной стороне одной руки катим карандаш ладошкой второй руки)

4.Вертушка (крутим карандаш пальцами на поверхности стола)

5.Качели (зажимаем карандашик между двумя пальцами и качаем)

(Дети разминают пальцы, а затем выполняют задания игры)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы нашли самый короткий путь к замку!         

           Игра «Ступеньки»

Воспитатель: Ну вот, мы уже подошли к замку, сокровища находятся внутри высокой башни, но, чтобы в нее попасть, нужно выполнить задание от Ивана - Царевича  и серого волка. Они принесли нам кубики с заданиями. На каждом кубике есть определённая картинка. Вам нужно будет назвать то, что изображено на кубике, определить, сколько слогов в этом слове, (при помощи хлопков в ладошки) а затем построить из кубиков ступеньки, которые и помогут вам подняться  в башню.  Первую ступеньку  сделайте   из кубиков  со словами, в которых 3 слога, вторую из  кубиков со словами, в которых 2 слога. Самая  верхняя ступенька  будет  из кубиков со словами, в которых только 1 слог. Итак, приступайте. (Ответы детей)     

(те-ле-фон, ря-би-на, со-ба-ка - 3 слога, нижняя  ступенька,

ли-са, пе-тух 2 слога, средняя  ступенька, кот – 1 слог, ставим кубик на самый вверх)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы собрали все ключи. Дверь в сокровищницу открыта! Осталось произнести  волшебное заклинание.

Пальчиковое гимнастика «Замок»

На сундуке висит замок,

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Мы потянули…   (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…(Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!    (Пальцы расцепились.)

Воспитатель: Ура, ребята, замок открыт! Давайте  откроем сундук  и  посмотрим, что внутри! (Дети открывают сундук и видят шоколадные монеты – сокровища) (В конце занятия педагог раздаёт детям монеты).

Заключительная часть. 

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, пришла  пора  отправляться в детский сад. Закрывайте глазки! Раз, два, три  вокруг себя покрутись. В группе детского сада вмиг окажись!

Воспитатель: Понравилось  вам  путешествие, ребята? (Ответы детей) Герои из каких сказок вам  повстречались  в лесу? Какие задания вам понравились больше всего? Что было самым сложным для вас? Благодарю вас за активность, вы молодцы!

                                               

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи Тема: «В гости к Дедушке Морозу»

На занятии у детей формируются знания о Новогоднем празднике, обогащается словарь прилагательными по теме. Дети осваивают элементы самомассажа, развивают координацию движений, мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк....

Конспект занятия по развитию речи для детей 5 лет с общим недоразвитием речи

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...

Конспект ООД по развитию речи для детей 3-4 лет общеразвивающей направленности.Тема: Звуковая культура речи:звуки "м", "мь"

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) составлен в соответствии с современными требованиями. Конспект будет полезен для педагогов тем, что уже подобраны основные этапы деятельности...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....