«Фольклор- как средство эстетического и патриотического воспитания и развития детей младшего возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется

компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его

заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски,

образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет,

упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную,

однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет,

тускнеет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogosyan_samoobrazovanie.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ 107 Выборгского района

Г. Санкт-Петербург

Индивидуальная траектория развития

профессиональной компетенции на 2023-2024

учебный год.

Тема: «Фольклор- как средство эстетического

воспитания и развития детей младшего

возраста»

СОСТАВИЛА: Погосян Наталья Юрьевна

Воспитатель детей дошкольного возраста

  Высшая квалификационная категория

Направление: социально-личностное, художественно-эстетическое,

творческое, речевое.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.

Окончание работы: май 2024 г.

Форма самообразования: подгрупповая.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию

детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,

познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного

народного творчества.

Задачи:

- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания

детей.

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

- Воспитывать положительное отношение к народному творчеству.

Предполагаемый результат:

- повысить интерес к устному народному творчеству;

-обогатить устную речь;

-развить фантазию и воображение;

-у родителей сформировать представления о создании благоприятного

эмоционального и социально-психологического климата для полноценного

развития ребенка;

-расширить представления о влиянии устного народного творчества на

развитие речи ребёнка.

Перспектива: Продолжить работу через устное народное творчество,

осваивая его красоту, лаконичность, приобщать к культуре своего народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показать его

способности и талант, получать впечатления о ней.

Актуальность работы заключается в следующем: Несомненно, на

сегодняшний день тема очень актуальна. Через устное народное творчество

ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,

лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые

впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет

собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения

действительности человеком с целью творческого преобразования

окружающего мира "по законам красоты".

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего

дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного

языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи

являются произведения устного народного творчества, в том числе малые

фольклорные формы (загадки,  заклички,  потешки,  прибаутки, песенки,

скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора

огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей

действительности, развивает умение чувствовать художественную форму,

мелодию и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном

учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена

спецификой содержания и форм произведений словесного творчества

русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием

дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения

благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым

жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство

каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество,

природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное

творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его

красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает

первые впечатления о ней. Большое внимание необходимо уделять знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал я отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей должна быть организована с учётом интеграции образовательных областей.

Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение,

слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного

творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее

яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок,

иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняются значения

слов, которые дети услышат в потешке.

Колыбельные песни, по мнению

народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе

могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат

широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах,

которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,

выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его

способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность

приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется

компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его

заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски,

образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет,

упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную,

однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет,

тускнеет.

План работы на 2023-2024 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практическая

часть

Изучение методической литературы

Сентябрь

Подбор материала

Необходимого для работы с детьми и родителями

Работа с

детьми

Октябрь

Разучивание и проговаривание потешек

Частое использование потешек в умывальной комнате

Декабрь

Повышать интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям, обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об устном народном творчестве.

Знакомство детей с сюжетно-ролевой игрой

 « День рождения Колобка» на примере игры

 « Гости»

Февраль

Рисуем солнышко, вырезаем блины, рассказываем детям о масленице

Театрализованная игра на тему:

 « Здравствуй, масленица»

Май

Дидактическая игра «Закончи потешку»

Настольно-печатные игры по мотивам потешек

(разрезные картинки)

Досуг с детьми на тему: Мы потешки распеваем и немного поиграем»

Работа с

семьей

Октябрь

Знакомство с русской печью, деревенской избой, традиции рассказывания сказок и пения колыбельных

С помощью родителей организовать уголок с элементами русской печи и русской избы для знакомства с русскими сказками и песнями

Январь

Индивидуальные беседы на тему:

«Влияние сказки на формирование нравственности у ребенка»

Создание альбома с картинками «Добрые герои русских сказок»

Самообразование

Ноябрь

Создание кубика

 « Узнай сказку»

Создание презентации

«Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста»

Январь

Создание лепбука:

« Малые формы фольклора: пословицы, загадки, потешки, считалки»

Создание картотеки пословиц и потешек

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете

Открытый показ театрализованной игры « Лисичка со скалочкой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор, как средства эмоционального развития детей младшего возраста

В статье рассмотрен материал, по значимости фольклора в жизни детей младшего возраста....

Деловая игра «Эрудит» - «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста - уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...

Деловая игра в форме «мозгового штурма» «Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)

Деловая игра в форме «мозгового штурма»«Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста) Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравств...

«Нравственно-патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОУ»

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства...

«Педагогический ринг»  на тему  «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Педагогический ринг» на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»...