«Фольклор- как средство эстетического и патриотического воспитания и развития детей младшего возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется
компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его
заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски,
образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет,
упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную,
однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет,
тускнеет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogosyan_samoobrazovanie.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ 107 Выборгского района
Г. Санкт-Петербург
Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетенции на 2023-2024
учебный год.
Тема: «Фольклор- как средство эстетического
воспитания и развития детей младшего
возраста»
СОСТАВИЛА: Погосян Наталья Юрьевна
Воспитатель детей дошкольного возраста
Высшая квалификационная категория
Направление: социально-личностное, художественно-эстетическое,
творческое, речевое.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 г.
Окончание работы: май 2024 г.
Форма самообразования: подгрупповая.
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию
детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие,
познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного
народного творчества.
Задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания
детей.
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
- Воспитывать положительное отношение к народному творчеству.
Предполагаемый результат:
- повысить интерес к устному народному творчеству;
-обогатить устную речь;
-развить фантазию и воображение;
-у родителей сформировать представления о создании благоприятного
эмоционального и социально-психологического климата для полноценного
развития ребенка;
-расширить представления о влиянии устного народного творчества на
развитие речи ребёнка.
Перспектива: Продолжить работу через устное народное творчество,
осваивая его красоту, лаконичность, приобщать к культуре своего народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показать его
способности и талант, получать впечатления о ней.
Актуальность работы заключается в следующем: Несомненно, на
сегодняшний день тема очень актуальна. Через устное народное творчество
ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту,
лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые
впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет
собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения
действительности человеком с целью творческого преобразования
окружающего мира "по законам красоты".
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего
дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного
языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи
являются произведения устного народного творчества, в том числе малые
фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки,
скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей
действительности, развивает умение чувствовать художественную форму,
мелодию и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном
учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена
спецификой содержания и форм произведений словесного творчества
русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием
дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения
благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым
жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство
каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество,
природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное
творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его
красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает
первые впечатления о ней. Большое внимание необходимо уделять знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал я отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей должна быть организована с учётом интеграции образовательных областей.
Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение,
слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного
творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее
яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок,
иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняются значения
слов, которые дети услышат в потешке.
Колыбельные песни, по мнению
народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе
могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат
широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах,
которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа,
выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только
овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность
приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется
компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его
заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски,
образности. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет,
упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную,
однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет,
тускнеет.
План работы на 2023-2024 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая часть |
Изучение методической литературы | Сентябрь | Подбор материала Необходимого для работы с детьми и родителями | |
Работа с детьми | Октябрь | Разучивание и проговаривание потешек | Частое использование потешек в умывальной комнате |
Декабрь | Повышать интерес к русскому народному творчеству, фольклорным произведениям, обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об устном народном творчестве. | Знакомство детей с сюжетно-ролевой игрой « День рождения Колобка» на примере игры « Гости» | |
Февраль | Рисуем солнышко, вырезаем блины, рассказываем детям о масленице | Театрализованная игра на тему: « Здравствуй, масленица» | |
Май | Дидактическая игра «Закончи потешку» Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки) | Досуг с детьми на тему: Мы потешки распеваем и немного поиграем» | |
Работа с семьей | Октябрь | Знакомство с русской печью, деревенской избой, традиции рассказывания сказок и пения колыбельных | С помощью родителей организовать уголок с элементами русской печи и русской избы для знакомства с русскими сказками и песнями |
Январь | Индивидуальные беседы на тему: «Влияние сказки на формирование нравственности у ребенка» | Создание альбома с картинками «Добрые герои русских сказок» | |
Самообразование | Ноябрь | Создание кубика « Узнай сказку» | Создание презентации «Устное народное творчество в воспитании детей младшего возраста» |
Январь | Создание лепбука: « Малые формы фольклора: пословицы, загадки, потешки, считалки» | Создание картотеки пословиц и потешек | |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете | Открытый показ театрализованной игры « Лисичка со скалочкой» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор, как средства эмоционального развития детей младшего возраста
В статье рассмотрен материал, по значимости фольклора в жизни детей младшего возраста....
Деловая игра «Эрудит» - «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»
Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста - уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...
Деловая игра в форме «мозгового штурма» «Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)
Деловая игра в форме «мозгового штурма»«Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста) Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравств...
План работы по самообразованию «Фольклор, как средство эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
«Нравственно-патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОУ»
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства...
«Педагогический ринг» на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Педагогический ринг» на тему «Нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»...