«Развитие речемыслительных способностей дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Уразбаева Гузель Закировна

Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechemyslitelnyh_sposobnostey_doshkolnikov.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации городского отдела город  Сибай  Республики Башкортостан Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  учреждение «Центр  развития  ребенка - детский  сад  «Алёнушка»

Консультация для воспитателей  логопедических  групп                                                                                              

«Развитие  речемыслительных  способностей дошкольников» »

                                                                             Провела: учитель-логопед                                   Уразбаева  Гузель  Закировна.

Речь возникает вместе с возникновением сознания – высшей формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и мышление. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Речь и мышление не являются тождественными процессами, они составляют сложное единство друг с другом.

Критерием качества речи ребенка любой возрастной группы является умение правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей – это период с3 до 9 лет.Именно в этот период надо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания и мышления.

Для успешного развития ребенка необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Для развития и речи и логики обязательно нужна тренировка.

На занятиях ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звериная семья», «Чей домик?», «Кто кем будет?», «Разложи по порядку», «Классификации», «Нелепицы», «Повтори группу слов во множественном числе», «Восстановим сказку», «Скажи наоборот», «Хорошо-плохо», «Про что так говорят?» и др.

Логические игры, как и развивающие, имеют следующие характерные признаки:

  1. Необходимость действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;
  2. Умение фантазировать, что делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет модулировать ответы;
  3. Логические игры способствуют развитию воображения, интеллекта, памяти, совершенствуют личность.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, расширяется словарный запас, развивается сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость. Они учатся отгадывать, планировать, сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные решения. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно-мыслящую, творческую личность.

Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка?

  • Развивать категориальность восприятия - (соотнесение признаков с предметами и явлениями, классификация, сравнение, аналогии);
  • Формировать способность выделять существенные признаки предметов и явлений;
  • Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию;
  • Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать;
  • Формирование умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам);
  • Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма действий).

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

  • Отгадывание предметов по описанию;
  • Сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
  • Подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
  • Подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, колеса и т.д.)
  • Подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек – цветы);
  • Толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря);
  • Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
  • Пересказ рассказа.

Для активации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

  • Развивать подражательную деятельность в игровых и бытовых ситуациях;
  • Проводить дидактические и подвижные игры;
  • Разыгрывать сценки с ситуативным общением, проводить ролевые игры;
  • Активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка;
  • Расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
  • Насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции;
  • Создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

Как показывает практика речи нужно учить путем примера. Слышит ребенок речь правильную, обогащенную образами, ясную – невольно воспринимает ее и мало – помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

Для успешного осуществления активизации речемыслительной деятельности детей необходимо соблюдение следующих условий;

  • Создание благоприятного психологического климата при проведении ООД;
  • Организация различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой;
  • Коррекционная работа с учетом индивидуального образовательного маршрута ребенка;
  • Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования педагога, активизируют познавательные способности детей;
  • Создание условий для проявления самостоятельности.

В дошкольном образовании не случайно уделяется особое внимание интеграции образовательных областей, так как дошкольник целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между образовательными областями.

(по материалам Демченко И.Г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...