Конспект занятия "Моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Егорова Татьяна Николаевна

Цель:

Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

- Формировать навыки правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».

- Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

- воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oodmoya_semya.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятияво второй младшей группе на тему: «Моя семья».

Подготовила воспитатель первой

категории: Егорова Т.Н.

Цель: 

Продолжать формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

- Формировать навыки правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».

- Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

- воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Предварительная работа:

1.Заучивание имени и фамилии родителей

2.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

3.Рассматривание семейных альбомов.

Материал и оборудование: отдельные картинки с изображением членов семьи, панно «домик» с картинками, вырезанные из цветной бумаги круги, всей семьи,

Ход занятия.

В:Утром встали малыши,

   В детский садик свой пришли.

   Гости здесь у нас с утра,

   Поздоровайтесь, друзья!

Дети - здороваются

Организационный момент.

Слышится плач детей (аудиозапись)

Воспитатель:Ребята, кто это плачет?

Появляются две куклы Маша и Миша.

В: Дети, как вас зовут и почему вы плачете?

Мы очень расстроены. Мы не слушали маму иушли далеко от дома ,а когда  вернулись , дома никого нет. Где же наши родные? Наша семья? Что с ними случилось? Куда они все подевались? Аааааа. Нам нужна помощь.  

В:Ребята, давайте поможем детям найти семью.

В: Скажите, а что же такое семья?(ответы детей).

В: Правильно, семья – это самые близкие люди, которые живут вместе в одном доме иле квартире  В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

В: Ребятки, наши герои сегодня попали в беду потому, что не слушались своих родителей. Хорошо  или плохо они сделали?

В: Да, плохо.

«Радость или огорчение».

В: Ребята, вы  знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных.

Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.если этот поступок порадует ваших близких – вы поднимаете красный кружок, Если нет - черный

Разбросали по комнате все игрушки;

Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;

Помогли дедушке найти его очки;

Всегда говорите своим родным « спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Помогали бабушке печь пирожки;

Убегали от взрослых;

Научились сами одеваться, без помощи взрослых;

Защищали братика или сестричку от хулигана.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

В:  Молодцы, ребята вы хорошо справились.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

В: А сейчас  давайте покажем всю семью на ладошке?

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папа,

 Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

В: Ребята, как же нам помочь детка?

В: Ой здесь какое-то письмо. Давайте я его прочитаю.

(Письмо: «Чтоб семью свою собрать,  нужно вам загадки отгадать».)

Загадки о членах семьи.

В:   Кто стирает, варит, шьет

 На работе устает

Просыпается так рано?

Лишь заботливая ….

Дети: мама.( Ставлю картинку мамы возле домика)

В: Молодцы ребята, правильно.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут вашу маму?

– Как мама называет тебя ласково?

-– Кто ты для мамы?

– А в чем вы помогаете маме по дому?

Дети: ответы.

В: Замечательно. Следующая загадка:

 Кто научит гвоздь забить

 И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

 Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

Дети: папа.

В: Правильно, хорошо 

(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)

Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут твоего папу?

– Кто ты для папы?

– Какой он папа?

Дети: ответы.

В:  А  сейчас мы отдохнём и разминку проведём.

Физминутка:

Три медведя шли домой. (Дети имитируют ходьбу на месте.)

Папа был большой – большой. (Тянут руки вверх.)

Мама чуть поменьше ростом. (Наклоняются.)

А малыш малютка просто. (Приседают.)

Очень маленький он был, С погремушками ходил. (Изображают игру погремушками.)

Дзынь-дзынь-дзынь

С погремушками ходил.

В:  Вы немного отдохнули  тогда продолжим .

В:Слушайте следующую  загадку:

Кто любить не устает,

 Пироги для нас печет,

 Вкусные оладушки?

Это наша …

Дети: бабушка.(Выставляю бабушку к домику)

Воспитатель : Молодцы, конечно…  

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут бабушку?

– Кто ты для бабушки?

– Что умет делать бабушка?

– Что вы любите делать вместе?

Дети: ответы.

В: Молодцы, следующая загадка:

 Он трудился не от скуки,

 У него в мозолях руки,

 А теперь он стар и сед

– Мой родной, любимый….

Дети: дед. (Ставлю дедушку)

Воспитатель: молодцы ребятки, правильно.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как его зовут?

– А кто ты для него?

– А кто хочет рассказать про своего деда?

Дети: ответы.

В: Ещё загадка.

- Кто веселый карапузик

- Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка

- Это младший мой(братишка)

- Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

- Очень модная девчонка

- Моя старшая. (сестренка)

В: Ребята посмотрите вся семья в сборе.

Назовите,  пожалуйста, всех  кого вы здесь видите.

Дети: (перечисляют всех)

В: правильно ребятки.

В: Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, изменилось ли настроение у Маши и Миши? Почему?

Дети: Потому что вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

Педагог: Маша и Миша благодарят вас за помощь.

Игра «Скажи ласково».

В: В семье друг друга называют ласково, нежно, как вы думаете почему? (потому что друг друга любят). Как можно назвать ласково? Давайте поиграем в игру, (воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – (дочечка, дочурка.)

Сын – (сынок, сыночек.)

Папа – (папочка, папуля.)

Мама – (мамочка, мамуля.)

Бабушка – (бабуля.)

Дед – (дедушка, дедуля.)

Сестра – (сестрёнка.)

Брат – (братишка.)

Воспитатель: Молодцы. Скажите, мальчики, как вас ласково называют мамы (сыночки, девочек – (доченьки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твою маму?

-  Кто ты для мамы?

 -  Как мама называет тебя ласково?

- Ты любишь свою мамочку?

Ребята, посмотрите: у меня есть волшебная коробочка.

Давайте наполним ее ласковыми словами для мамы.

Я открою коробочку: ваши слова будут долетать и наполнять её.

Мама какая?

Наводящие вопросы воспитателя:

В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?

Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.

В: Когда мама модно одевается, какая она?

Д: Красивая.

В: Когда мама улыбается, смеётся, какая она?

Д: Весёлая.

В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебную коробочку.

Пока мы её закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись. А вечером , когда придут ваши мамочки, мы откроем коробочку, чтобы они послушали какие ласковые слова вы о них говорили.

( Опрос 2-3 детей)

А кто еще есть у вас в семье?

- Как зовут твоего папу?

- Кто ты для папы?

Ребята, вы папу любите? Как вы любите своего папу, покажите.

Воспитатель:

Вот кажется мы и добрались. Опустить якорь. Сходите на берег.

Мы с вами приплыли в сказочную страну.

А вот и первое испытание.

Испытание № 1 «Кому что подходит».

Вокруг обручей лежат разные предметы: мальчики должны выбрать те из них, которые подходят папе, и положить их в синий обруч, а девочки те, которые подходят маме, и положить их в красный обруч, в середину складываем предметы, которые подходят и мама и папе.

Теперь давайте проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы ( мамы).

Молодцы, мы с вами справились с первым испытанием и получаем первые два лепестка.

Чтобы получить третий лепесток, что нам нужно сделать?

Дети: Необходимо выполнить следующее задание.

Воспитатель: Ну что ж тогда в путь.

Смотрите, а вот и второй лепесток, но чтобы его получить необходимо, выполнить задание.

Испытание № 2 «Радость или огорчение».

В: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных.

В: Я буду называть поступок: если этот поступок порадует ваших близких - вы

хлопаете в ладоши, если огорчит – топаете.

Разбросали по комнате все игрушки;

Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;

Помогли дедушке найти его очки;

Всегда говорите своим родным « спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Помогали бабушке печь пирожки;

Убегали от взрослых;

Научились сами одеваться, без помощи взрослых;

Защищали братика или сестричку от хулигана.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

Молодцы, ребята вы хорошо справились, и поэтому мы получаем второй лепесток. И можем идти дальше.

Испытание № 3 « Засели дом»

Но что это? Какой необычный дом. Как вы думаете, кто в нем живет?( Никто). Злой волшебник заколдовал жителей этого дома, если вы отгадаете загадки, то сможете узнать, кто живет в этом доме и расколдовать лепестки. Как же нам быть ребята?

Дети: Отгадывать загадки!

Педагог: Ну давайте попробуем.

  1. Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…   ( мамочка)

  1. Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети:   Папа.

  1. Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…  

Дети: Бабушка.

  1. Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый… 

Дети: Дедушка.

  1. Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

                          ***

  1. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая...   (сестренка)

  1. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (Семья.)

Вы молодцы, отгадали все загадки злого волшебника и заселили дом. И за это получаем два лепестка. Посмотрите мы собрали все лепестки. Давайте попробуем собрать волшебный цветок.

Какой цветок у нас получился? ( Ромашка)

Символом чего является ромашка? ( Символом семьи).

А теперь скажем заклинание и подарим ромашку Маше и Мише, чтобы у них в семье всегда был мир и дружба.

Педагог: Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, изменилось ли настроение у Маши и Миши? Почему?

Дети: Потому что вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

Педагог: Маша и Миша благодарят вас за помощь.

И теперь нам пора вернуться в детский сад. Занимайте места на корабле. Поднять якорь. Мы возвращаемся.

 

Слышится шум моря.

А кто мне скажет, что же такое семья?

Валерия: Семья- это мама, папа и дед

Бабуля готовит нам вкусный обед.

Арина: В семье еще братья и сестры бывают.

Люба: Семья – это я и меня называют

Котенок и лапочка,

Заинька, птичка.

Мне кто-то братишка, а кто-то сестричка.

Влад: Семья- где все любят меня и ласкают

И лучше семьи ничего не бывает.

Педагог: «Алена, а что в семье самое главное?» ( Самое главное в семье мир, дружба, любовь).

Педагог: Дети, как мы смогли помирить семью Маши и Миши? ( выполнили задания)

Ребята, какие вы молодцы! Вы не испугались трудностей и помогли семье Маши и Миши. Берегите своих родных, цените их, любите, помогайте, не огорчайте.

Вот мы и вернулись. Стоп машина! Опустить якорь. Давайте возьмем нашу волшебную коробочку и унесем ее в приемник. А вечером откроем ее и ваши родители услышат, какие ласковые слова вы о них говорили.

Физкультминутка

Игра с сигнальными карточками «правильно — неправильно» (или «Светофор»). Услышав неправильное высказывание, дети поднимают красную карточку и один из них исправляет. На правильное высказывание поднимается зеленая карточка.

Мамина мама мне тетя.

Папин брат мне дядя.

Я моей бабушке племянница.

Дедушка старше внука.

Дедушка в автобусе должен уступить место своему внуку.

Дочь моей дочери мне внучка.

Дети, с которыми ты играешь во дворе, — это твоя семья.

Игра «Сравни, кто старше (младше)»

Составление сложносочиненных предложений с союзом а.

Папа — сын. (Папа старше, а сын младше.)

Папа — дедушка.

Дядя — племянник.

Внук —- дедушка.

Игра «Придумай рассказ»

Составление рассказа «Моя семья» по семейным фотографиям. Рассказывающий выбирается считалкой.

Раз, два, три, четыре —

Мы считал очку учили.

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка.

Вот братишка и сестренка,

Он — Антон, она - Аленка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я.

Отгадывание загадок

Сын моего отца, а мне не брат. (Я сам.)

Одного отца — матери дитя, а никому не сын. (Дочь.)

Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а их всего трое. (Мать, дочь и внучка.)

Конкурс «Кто больше знает о своих родителях?»

Назовите отчество мамы.

Какое любимое блюдо папы?

Назовите любимую мамину телепередачу.

Какой пирог любит печь мама?

Назовите любимую мамину песню.

Какой вид спорта больше всего любит папа?

Назовите любимый цветок мамы.

Назовите любимый праздник вашей семьи.

Назовите мамин любимый цвет.

Что лучше всего умеет делать папа?

Воспитатель. Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Дети. О семье.

Воспитатель. Что такое семья?

Дети. Это люди, которые приходятся друг другу родственниками, живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект посиделок «Семья домовёнка Кузи».

Конспект о том, как домовёнок Кузя выбирает себе семью, где он будет жить. В итоге он остаётся в детском саду у детей....

Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"

Конспект для подготовительной группы...

конспект "Моя семья"

Образовательная область " Музыка"....

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

Конспект "Моя семья" средняя группа

Занятие для средней группы, включающее интеграцию образовательных областей: Познание, Социализацию, Коммуникацию, Физическую культуру, Чтение художественной литературы, Музыку....

Конспект"Моя семья"

Конспект Образовательной деятельности "Моя семья"...