Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Продолжить знакомить детей со стихотворениями  о  зиме, приобщить их к поэзии.

Задачи:

Речевое развитие:

-Продолжить приобщать детей к поэзии, развивать поэтический  слух.

-Упражнять в составлении  сложноподчиненных предложений.

-Продолжить учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными.

Социально-коммуникативное  развитие:

-Способствовать развитию навыков взаимодействия.

Познавательное  развитие:

-Систематизировать  знания  детей  о  зиме.

-Развивать любознательность, стремление  к  получению  знаний.

-Прививать любовь  к  природе.

Художественно-эстетическое  развитие:

-Способствовать  развитию эмоциональной отзывчивости  детей.

Физическое  развитие:

-Способствовать развитию  слухового  и  зрительного  внимания.

-Формирование  правильной  осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Область речевое развитие

Чтение стихотворений о зиме.

Цель: Продолжить знакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщить их к поэзии.

Задачи:

Речевое развитие:

-Продолжить приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

-Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

-Продолжить учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными.

Социально-коммуникативное развитие:

-Способствовать развитию навыков взаимодействия.

Познавательное развитие:

-Систематизировать знания детей о зиме.

-Развивать любознательность, стремление к получению знаний.

-Прививать любовь к природе.

Художественно-эстетическое развитие:

-Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Физическое развитие:

-Способствовать развитию слухового и зрительного внимания.

-Формирование правильной осанки.

Словарь: яркий, пурпурный, вереница, очарование, вдохновляет.

Материал: иллюстрации зимней природы, портреты поэтов, тексты стихов,муз.сопровождение.

#1054;рганизационный момент.

Мотивация детей на активное участие в занятии.

В.-Живет в берлоге он в лесу.

Пугает волка и лису,

Любит ягоды и мед.

Косолапо он идет.

Д.- Медведь.

В.-Ребята, к нам в гости сегодня пришел Мишка. Он грустный. Как вы думаете, почему он грустит.

Д.-Потому , что он не хочет спать.

В.-Мишка мне на ушко сказал, что ему пора ложиться в зимнюю спячку. А он так хочет увидеть зиму, узнать о ней по больше. Ведь он её никогда не видел.

Вопросы:

-Можем ли мы ему помочь?

Д.-Да!

-Как мы можем ему помочь?

Д.- Мы, Мишке ,можем рассказать о зиме.

В.- Правильно, расскажем медведю о зиме.

(Предлагаю детям прочесть стихи о зиме)

Стихи:

#1055;осмотри какое чудо:

Снег ковром лежит повсюду!

Соткала его сама

Рукодельница зима.

#1047;има забавами полна,

Нам не дает скучать она!

Зима-пора снеговиков,

Веселых санок и коньков.

#1040;х, зима, зима, зима,

Русская красавица,

Всех свела ты нас с ума,

Зимушка нам нравится!

#1054;сновная часть.

В.-Предлагаю вам ребята игровое упражнение «Закончи предложение»

Описание д/игры:

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

-Воспитатель спрашивает, а дети…(отвечают)

-При встрече здороваются, а при расставании…(прощаются)

-Сначала гостей встречают, а потом…(провожают)

-Днем светло, а ночью…(темно)

-Сегодня мне весело, а вчера было …(грустно)

-Друзья часто ссорятся, но легко…(мирятся)

В.-Молодцы, ребята! А теперь ребята, назовите, какие времена года вы знаете?

Д.- Осень,лето,весна,зима.

В.-Какое сейчас время года?

Д.-Зима!

В.-Скажите, какие зимние месяцы вы знаете?

Д.- Декабрь, январь, февраль.

В.- Какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе?

Д.- Стало холодно. Дуют холодные ветры. Солнце не греет.

В.- Как изменилась погода? Каким стало солнце, небо?

Д.- Идут дожди. Пролетает снежок. На небе тучи. Холодно.

В.-Дни стали короче, а ночи длиннее, солнышко светит, но не греет. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дожди как осенью, а снег. Пушистый, белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов, на дороги. Замерзают водоёмы: ручьи, реки,озера,пруды.

-Ребята, предлагаю вам д/игру «Какой, какая, какое?»

Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.

В.- Давайте поиграем и расскажем Мишке озиме.

Описание игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель по очереди передает детям снежинку и называет предмет,явление.Ребенок должен дать ему определение.

-Зима какая?

Д.-Холодная,морозная,снежная,вьюжная,пушистая,белая,серебристая,красивая.

-Снег какой?

Д.-Белый,пушистый,холодный,мягкий,хрустящий.

-День какой?

Д.-Морозный,снежный,солнечный,короткий,ветрянный.

-Ночь какая?

Д.-Длинная,лунная,звездная,снежная,морозная.

-Снежинка какая?

Д.-Красивая,холодная,резная,блестящая.

В.- Вот сколько красивых слов о зиме вы сказали.Молодцы!

Зима своим очарованием вдохновляет композиторов,художников.Посмотрите,какие они создают прекрасные произведения.

(Показ иллюстраций,звучит мелодия П.Чайковского «Времена года»)

В.-Очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой этого волшебного и чудесного времени года.

(Чтение стихотворения И.Бунина «Первый снег»)

Послушайте,какие замечательные строки написал Иван Бунин в своем стихотворении.

«Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

В.-Вам понравилось стихотворение?

Д.- Да!

В.-О чем оно?

Д.- О зиме.

В.-Давайте скажем ещё раз, как называется стихотворенье?

Д.-«Первый снег»

В.- А кто его автор?

Д.- Иван Бунин.

В.- Когда бывает закат: утром или вечером?

Д.-Вечером.

В.-Если день солнечный и морозный, как выглядит закат?

Д.- Яркий, пурпурный. Понаблюдайте за закатом солнца и ,если посчастливится, вы увидите его яркий пурпур.

В.- А теперь послушайте стихотворение Александра Пушкина

«Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В.-Понравилось стихотворенье?

Д.-Да!

В.- А какие строки запомнились больше всего?

Д.-Мороз и солнце –день чудесный.

Под голубыми небесами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗИМНИЕ ВЕТРЫ»

В.-Давайте представим, что мы с вами зимние ветры.

Покажите,как заметает дорожки пороша : «ш-ш-ш»

(движения опущенных вниз рук из стороны в сторону)

Вьюжат вьюги: «в-в-в»

(круговые движения рук)

Кружит метель: «у-у-у»

(дети кружатся и садятся)

В.-Молодцы! А теперь послушайте ещё стихотворение И.Никитина

«Встреча зимы».

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

В.-Ребята Мишка очень рад, сегодня он узнал много интересного о зиме,но ему уже пора домой в лес, ложиться спать.

(Мишка уходит)

#1055;одведение итогов.Рефлексия.

В.-Ребята, сегодня вы познакомились с стихотворениями, известных русских поэтов, посвященными наступлению зимы. Вспомните и назовите стихи и их авторов.

Д.- Пушкин, Бунин, Никитин.

Д.-«Зимнее утро», «Встреча зимы», «Первый снег».

В.-Кому какое стихотворение особенно понравилось?

Д.-Все стихи интересные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...