Конспект НОД по обучению грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Покровская Алена Талгатовна
  1. Цель: ознакомление с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С»
  2. Задачи:

Образовательная: закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении).

Развивающая: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление; автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах.

Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

  1. Покровская Алена Талгатовна
  2. Образовательная область: речевое развитие
  3. Тема: «Звуки [с], [с’]. Буква «С»
  4. Старшая группа (5-6 лет)
  5. Цель: ознакомление с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С»
  6. Задачи:

Образовательная: закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику; учить определять место звука в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении).

Развивающая: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, память, внимание, мышление; автоматизировать у детей звуки С, Сь в слогах, словах.

Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в игре и на занятии.

  1. Словарная работа: -
  2. Планируемый результат занятия:
  3. Материалы и оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с», игрушка Сова, рабочие тетради ; простые и цветные карандаши.

ХОД НОД:

Этап:

Деятельность воспитателя:

Дея-ть детей:

Организационно-мотивационный:

Здравствуйте, ребята. Смотрите кто сегодня в гости к нам пришел?

- Правильно. Это тетушка Сова пришла к нам из Страны Знаний.

-Она предлагает вам ответить на ее вопросы. И кто правильно ответит, тот сядет на стульчик.

Вопросы:

- Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

- Какие звуки называются гласными?

- С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

-Молодцы! Тетушка Сова вами очень довольна. Но на этом ее задания и вопросы не закончились.

Сова

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды)

(А, О, У).

(Красным).

Основной:

-Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой нас сегодня познакомит тетушка Сова.

СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СИ – СИ – СИ – сук в руке неси.

УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.

- Догадались?

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

Фонематическая зарядка.

- Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

- Давайте все вместе произнесем.

Артикуляция звука.

- Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

- Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

Характеристика звука [с].

- Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

- Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

- Какой звук [с] по твердости - мягкости?

- Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

(Попросить повторить 2-3 детей).

- Ребята, Сова предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Поймай звук «С».

Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С»:

а, у, с, з, и, с, о, м, с ;

за, та, су, ми, со, ма, са ;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Игра «Найди место звука в слове».

Звук [с]стоит в начале слова:

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари).

Звук [с]стоит в середине слова :

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы).

Звук [с]стоит в конце слова :

(Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас).

Физминутка.

Характеристика звука [с’].

-Что изображено на картинке?

-Какой первый звук в слове «сено»?

- Звук [с’] гласный или согласный?

- Какой звук [с’] глухой или звонкий?

- Какой звук [с’] по твердости - мягкости?

- Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

Игра «Найди место звука в слове».

Звук [с’]в начале слова :

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица, семечко).

- Молодцы!

Звук [с’]в середине слова:

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка, осень, гуси, подосиновик).

- Молодцы.

Звук [с’] в конце слова :

(Лось, рысь, ось, высь).

- Молодцы!

Знакомство с буквой С.

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» — сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для С теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

Показ буквы С.

-На что похожа буква С

Написание буквы С пальцем в воздухе.

«Чистоговорки»

Са-са-са — бегает лиса.

Се-се-се — ленточки в косе.

Со-со-со — мне дали колесо.

Си-си-си — подъехало такси.

Су-су-су — ягоды в лесу.

Ась-ась-ась — плавает карась. И т.д

Ответы детей

Дети произносят

(Холодная струя воздуха).

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

(Твердый).

(Сено).

(Звук [с’]).

(согласный)

(глухой)

(мягкий)

Ответы детей

Заключительный:

- Ребята, Сова очень вами довольна. Вы справились со всеми заданиями.

-Но ей пора улетать. А перед этим она хочет узнать, что нового вы узнали сегодня.

-С какими звуками вы познакомились

- Звук [с] какой?

-Звук [с’] какой?

-С какой буквой вы познакомились? -Молодцы!

(Со звуками [с], [с’])

(Согласный, глухой, твердый.)

(Согласный, глухой, мягкий).

(С буквой «С»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...