Конспект занятие по развитию речи «Куда спрятались лесные жители?»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

   

                 Конспект занятие по развитию речи в средней группе

                           Тема: «Куда спрятались лесные жители?»

                                                                                            Автор: Ильина И.С

                                               2022г

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.

Словарная работа: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.

Доминирующая образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие» (сообщение нового материала); ОО «Художественно-эстетическое развитие» (эстетическое восприятие осенней природы, слушание музыки), ОО «Физическое развитие» (физминутка, дыхательная гимнастика), ОО «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность).

Материал и оборудование: иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.

Методы и приемы:

- словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)

- наглядный (рассматривание картинок);

- проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- игровой (дидактическая игра);

- ИКТ;

- использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика).

Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.

Предполагаемый результат: дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; правильно произносят согласные [ф] и [с] в словах при повторе; образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Дети испытывают желание помочь слабому, бережно относится к природе.

                                                         План НОД

  1 Вводная часть                                                                                 2 мин

2Основная часть                                                                                10 мин                               

 а) Проблемная ситуация

б) Мотивация

в) Актуализация ранее приобретенных знаний

 г) Добывание (сообщение и принятие) нового знания

д) Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

3 Заключительная часть                                                                     3  мин

 

                                                                           Ход

  Части НОД

                                  Содержание

Области

Введение в тему

Становитесь, дети, в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы - одна семья:

Ты и я, ты и я.

- Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).

Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)

Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим

Художественно-эстетическое развитие

Проблемная ситуация

- Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?

Дети: Это зайчик.

-Спросите, у него что случилось?

Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.

 Речевое развитие

Мотивация

-Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?

Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.

 

Актуализация ранее приобретенных знаний

- Наступила осень ...

Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).

- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…

 

Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)

- Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:

ф-ф-ф-ф-ф-ф.

И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:

с-с-с-с-с-с-с.

 

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце,

Куст – кустик,

Заяц – зайчик.

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!

Игровое упражнение «Подбери слово».

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч:

мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.

Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,

Осенью птицы (что делают?) – улетают,

Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.

Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.

Как можно назвать их одним словом?

(Разноцветные).

Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,

-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)

Вот и к нам злая тучка залетела

Физминутка под песенку «Виноватая тучка»

 Речевое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?

 

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.

-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?

Давайте проверим ваши высказывания.

 

Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).

Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.

Познавательное развитие

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

(Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).

 

Речевое развитие

Заключительная часть

Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

Чего пожелаем зайчику?

-Чтобы не грустил.

-Чтоб был осторожней.

-Чтобы нашел себе друзей.

Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса»)

Социально коммуникативное развитие

 

Используемая литература:

  1. В .В. Гербова « Развитие речи в детском саду».
  2. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Лесная школа"

Занятие направлено на расширение и уточнение знаний детей о диких животных, упражнение детей в отчетливом произношении звука  "ж". А также имеет цели: учить детей подбирать разнообразный при...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Куда улетают птицы"

Составитель (ФИО) Евсеева Виктория АлександровнаОбразовательные области: Речевое развитиеВозрастная группа  Подготовительная...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. «Куда спрятались лесные жители?»

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речидля детей средней группы.«Куда спрятались лесные жители?»...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе «Куда спрятались лесные жители?»

Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.Задачи:Образовательные: - закрепить в речи названия животных леса и знания об их жилище;- учит...