НОД по развитию речи "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Латыпова Арина Ришатовна

НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по  развитию связной речи во второй младшей группе

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое,

 физическое развитие, познание

Разработал: воспитатель Латыпова А.Р

 Высшая квалификационная категория

г.Сатка, 2024

Тема: «Путешествие в зимний лес» 

Цель: учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.

Задачи:

 Обучающие:

 - учить составлять небольшую рассказ по схеме, соблюдая последовательность,

 - активизировать и обогащать словарь прилагательными. 

 - с помощью специальных проблемных ситуаций развивать и активизировать речь детей.

Развивающие: 

- развивать связную речь детей;

- развивать познавательный интерес, умение выражать свою мысль;

- активизировать в речи пространственные предлоги (перед, на, за, под) с одновременным употреблением падежных форм;

- формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал;

- обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года;

- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку;

- способствовать развитию координации движений.

Воспитательные:

- вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем;

- продолжать учить детей быть доброжелательными, воспитывать желание всегда приходить на помощь к слабым, к маленьким;

- воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Планируемые результаты: Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности; способен использовать простые карты-схемы для составления предложений и связного рассказа, применяет усвоенную информацию, способы выполнения деятельности под руководством взрослого.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке. Рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Как звери готовятся к зиме», слушание музыки, чтение стихов, загадок, поговорок и пословиц о зиме.

Оборудование и материалы: ноутбук с видеописьмом, искусственные елки, домик Мороза, сундук, мнемополоски с предложениями, сорока, лесные звери: заяц, лиса, волк, белка, лось, олененок, мешок, обезьянка, схема для рассказывания, магнитная доска, указка, снежинки, корзинка с угощениями для ребят.

Ход НОД:

I. Мотивационно - ориентировочный, организационный этап

1.Организационный момент.

2. Сюрпризный момент

Воспитатель: 

Ребята, к нам кто-то стучится, давайте посмотрим кто это.

Почтальон: Здравствуйте, ребята.

 Это детский сад?

 А ваша группа называется «Сказка»?

Тогда вам пришло видеописьмо.

Давайте сядем, чтобы всем было видно. Звучит видео сообщение.

Фея зимнего леса: «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я, Фея зимнего леса. В нашем лесу случилась беда, пропали лесные жители, которые пошли к Морозу в гости и не вернулись. Я знаю, вы очень хорошие и добрые дети, поэтому обратилась именно к вам, помогите мне, пожалуйста, найти лесных зверей».

Ребята, мы сможем помочь Феи леса?

Сможем, конечно.

- Ну, тогда нам надо отправляться в путешествие в лес. На чем мы можем отправиться?

3. Песня-игра «Веселый паровоз»

Посмотрите как много видов транспорта, на чем мы можем отправиться.

- А я вам предлагаю отправиться на поезде. Я буду паровозом, а вы будете вагончиками. Ну–ка цепляйтесь скорее к паровозу, каждый вагончик цепляется друг за друга. Приготовились. А чтобы нам было ехать веселее, давайте споем песенку про паровоз. 

Заводим паровоз Ту-ту-ту! Поехали.

Паровоз, паровоз новенький блестящий,

Он вагончики повёз будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Все ребята едут в лес, в гости, ну вот мы и приехали. 

Здравствуйте.

Да

Да

Да

На самолете, на машине, на велосипеде, на автобусе, на поезде, на мотоцикле, на самокате.

Наши ребятишки

II Основной этап.

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес!

Что в глуши твоей таится,

Что с деревьями творится.

Всё открой не утаи,

Ты же видишь, это мы.

-Посмотрите, лес нам открыл свои владения. Мы можем зайти. Проходите.
-Ребята, давайте вдохнём лесного свежего воздуха. (Дыхательная гимнастика)

- Ребята, как красиво в лесу. Как много снега.
Тихо, тихо снег идет,
Падают снежинки
Белые, мохнатые, легкие пушинки… 

-Прислушайтесь, как тихо, кажется – в лесу никого нет.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Посмотрите, что под елочкой таится? 

- Тут чудесный сундучок,

Всем ребятам он дружок.

Очень хочется всем нам,

Посмотреть ну что же там.

А в сундучке, волшебные карточки. По этим карточкам, мы можем составить предложения.

Давайте сундучок поставим сюда, и будем составлять предложения.

Кто знает, руку поднимает.

«Зимой медведь спит в берлоге»

«Зимой белочка одевает теплую шубку»

 «Зимой на деревьях нет листьев»

«Зимой вода превращается в лед»

«Зимой дети катаются на санках»

«Зимой дети лепят снеговиков»

 «Зимой люди одевают теплую одежду»

-Молодцы, ребята. Мы оставим карточки в сундучке. Придут другие дети, им ведь тоже захочется поиграть.

- А мы отправляемся дальше.

/Проходят дальше. На елке сидит сорока. Сорока каркает/

- Посмотрите, кто сидит на дереве?

-А где она сидит?

- Дидактическая игра «Соберем слова»

-Ребята, сегодня все необычное. И я научилась понимать голоса птиц и мне сорока сказала, что она очень хочет, что бы ей сказали красивые слова о зиме. Соберем красивые слова о зиме. Будем собирать слова мне в ручки.

/Воспитатель держит раскрытые ладони, а дети, говоря слова о зиме, слаживают их в руки воспитателю/

-Зима какая?

/Воспитатель поднимает ладошки вверх, имитируя, полет слов/

- Всё, все наши слова полетели. 

- Дидактическая игра «Где спрятался»

-А сейчас, давайте поиграем с сорокой.

- А сейчас?

- Ой, сорока,  нам понравилось с тобой играть. Спасибо. Но нам нужно отправляться дальше.

- А сейчас, ребята, давайте отдохнем немножко. А отдыхать мы будем, смотрите с кем.

- Кто это у меня?

-Зайчик мягкий, пушистый. Хотите с ним поиграть и превратиться в зайчиков. 

8. Физкультминутка «Скок, поскок»

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек  (прыжки на двух ногах на месте)
В барабан он громко бьет (ходьба на месте)
В чехарду играть зовет. (хлопки руками)
Зайцу холодно сидеть (присед, руки на пояс)
Надо лапочки погреть. (хлопки руками)
Лапки вверх, лапки вниз (руки вверх, вниз)
На носочках подтянись. (руки вверх, подтянуться на носках)
Ставим лапки на бочок, (руки на пояс)
На носочках скок-поскок. (прыжки на носках)
А теперь в присядку, (приседания, руки на поясе)
Чтоб не мерзли лапки. (топать ногами)

-Ну что, будем отправляться дальше.

Зайку оставим в лесу.

-Проходите, присаживайтесь на пенечки.

- Никак мы не можем зверят найти.

- Ой, посмотрите, что это за мешок. Давайте посмотрим. Смотрите, здесь спряталась обезьянка. Она испугалась чего-то.

Вот послушайте загадку. И отгадайте, чего же она испугалась.

Белый, пушистый.

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится! 

- Правильно снега, замерзла и залезла в мешок. Обезьянки животные жарких стран. Там всегда тепло и нет зимы, нет снега. Она пришла посмотреть на зиму.

-Не бойся, обезьянка. Иди к нам. Мы тебе поможем.

- Поможем, ребята? Какое сейчас время года? 

Правильно, зима. Расскажем ей про зиму, пусть она не боится?

- Рассказ про зиму по схеме.

Посмотрите, ребята, я приготовила картинки, чтобы нам легче было рассказать нашей гостье про зиму.

На первой изображена снежинка она будет обозначать зиму.

Потом нарисовано солнышко. Оно светит, но не греет.

 Потом что нарисовано? (Дерево. Оно без листьев). И еще здесь снег нарисован.

Дальше нарисованы животные. Медведь, еж, лиса, белочка. Птицы. Как они готовятся к зиме?

Потом что изображено? (Зимняя одежда).

И дальше? (Снеговик, санки и лыжи).

Рассказ воспитателя.

Послушайте, я составлю рассказ. А потом вы расскажете обезьянке про зиму.

Наступила морозная зима.

Солнце светит, но не греет.

Деревья стоят голые без листьев.

Все засыпало снегом.

Птицы улетели в теплые края.

Медведь спит в берлоге.

Ежик спит в норке.

Лисичка и белочка одели тоже теплые шубки.

Люди одели теплую одежду.

Дети лепят снеговиков.

Катаются на санках и на лыжах. 

-Молодцы, замечательные рассказы у нас получились. Теперь обезьянка, будет знать, что такое зима. Но мы ее здесь никогда не оставим, мы ее возьмем  в детский сад, где всегда сухо и тепло.

-Ой, ребята, посмотрите, это домик Мороза. Ой, а кто это тут сидит.

-Это кто?

- Это все лесные звери. Они, видите, пришли к домику Мороза, гуляют и забыли, что им надо возвращаться, а Фея леса их ищет. Давайте вернем их в лес.

/Дети возвращают зверей в лес/

- Можно одним ходить куда-то далеко?

-Понравилось вам в зимнем лесу? Лес нас принял хорошо. Давайте и мы украсим лес, возьмем снежинки и украсим лес, чтобы он был красивым и нарядным.

- Посмотрите, какой лес замечательный. Нравится вам.

- А теперь, нам нужно возвращаться в детский сад. Становитесь паровозиком. 

Сундук

«Зимой медведь спит в берлоге»

«Зимой белочка одевает теплую шубку»

 «Зимой на деревьях нет листьев»

«Зимой вода превращается в лед»

«Зимой дети катаются на санках»

«Зимой дети лепят снеговиков»

 «Зимой люди одевают теплую одежду»

Сорока

На елке

Снежная, пушистая, белая, колючая, холодная, праздничная, мягкая, морозная, красивая.

Да

На елке, за елкой, перед елкой, под елкой.

Зайчик

Снег.

Зима

Наступила морозная зима.

Солнце светит, но не греет.

Деревья стоят голые без листьев.

Все засыпало снегом.

Птицы улетели в теплые края.

Медведь спит в берлоге.

Ежик спит в норке.

Лисичка и белочка одели тоже теплые шубки.

Люди одели теплую одежду.

Дети лепят снеговиков.

Катаются на санках и на лыжах. 

Белка, Волк, Лиса.

Нет, можно заблудиться

III. 10. Итог.

-Ребята, где мы сегодня с вами были?

- Вам понравилось наше путешествие?

- Мы с вами молодцы, мы помогли Фее леса вернуть лесных зверей. Давайте скажем друг другу спасибо. Обнимем друг друга.

В лесу

Да


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...