Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Акимова Елена Викторовна
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе
«Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Задачи:

Образовательные:

-связная речь: учить пересказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;

-словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетать их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

-звуковая культура речи: учить произносить предложение с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая, подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

Развивающие:

способствовать развитию у детей произвольного зрительного внимания и памяти, словесно – логического мышления, речи и активизировать словарь.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, выдержку, умение слушать и выслушивать ответы товарищей.

Материал: книга сказок, иллюстрации по сказке, сундук.

Словарная работа: «жать», «подобралась», «вылакала», «кувшин не отстает», «не отстаешь честью».

Ход занятия:

1. Организационно- мотивационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе сундук, в нем волшебная книга. Перед нами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.

Чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать!

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет

В деревне кур крадет. (Лиса)

Сегодня я вам расскажу русскую народную сказку про лису, которая называется «Лиса и кувшин»,а потом вам придется ее пересказывать, слушайте внимательно. (Как мы слушаем сказку проговорить правила, напомнить про осанку).

2. Чтение сказки. (с показом картинок)

Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

— Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать — поиграл, да и будет!

Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!

Рассердилась лиса:

— Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.

Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой утянул.

3. Беседа по содержанию. (повесить иллюстрации)

Воспитатель: понравилась вам сказка?

-О ком я прочитала сказку? (Сказка была о лисе.)

-Кто пришел в поле? (В поле пришла баба.)

- Что делала баба в поле? (Жала рожь, т. е. срезать серпом под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля хлеба.)

-Что, кроме серпа, принесла баба в поле (Баба принесла кувшин (это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас).

- Что было в кувшине (В кувшине было молоко.)

- Кто нашел кувшин? (Кувшин нашла лиса.)

-Что сделала лиса? (Вылакала (выпила) молоко.)

-Как лиса достала молоко из кувшина (Всунула в кувшин голову.)

-Что случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)

- Как лиса сначала разговаривала с кувшином, каким голосом? (Ласковым голосом.)

- Какие слова она говорила? («Отпусти меня, пошутил — и будет».)

-Кувшин ответил лисе? (Нет.)

- Как стала потом разговаривать лиса, каким голосом? (Сердитым голосом.)

-Какие слова она говорила? («Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью (по хорошему, так я тебя утоплю».)

- Чем заканчивается сказка? (Лиса сунула голову в реку и утонула вместе с кувшином.)

-Дети, а как вы думаете, почему кувшин утонул? (Он наполнился водой и стал тяжелым.)

Воспитатель: Можно сказать, что кувшин утонул, как камень и потянул за собой лису.

Ребята, в сказке есть такое предложение: Побежала лиса к реке. А как можно сказать по-другому? Вместо слова «побежала» придумайте другое слово (синоним) (помчалась, понеслась, полетела). Молодцы, много интересных слов назвали.

Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

А потом их все разжала.

Растирать все лапки стала –

Раз, два, раз,два.

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Раз, два, раз,два.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

4. Пересказ.

Воспитатель: Внимательнопослушайте сказку еще раз. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином вначале и как после.

Воспитатель рассказывает сказку, вызывает для пересказа двух детей.

Затем предлагает пересказать сказку: один – рассказывает, другой за лису.

После двух пересказов воспитатель спрашивает детей, в чьем исполнении сказка понравилась больше.

А сейчас я предлагаю, чтобы вы мне пересказали сказку. Пересказ с помощью иллюстраций к сказке.

6. Рефлексия.

Воспитатель:

- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин».)

- Кто главные герои сказки? (Баба и лиса.)

Какой лиса оказалась в сказке (Хитрая, жадная.)

- Чему нас научила эта сказка (Жадность до добра не доведет. Прежде, чем что- то сделать, подумай)

- Похвалить детей за пересказ, выделить тех, кто особенно понравился.

- Ребята, сейчас я предлагаю каждому подойти и положить в сундук улыбающийся смайлик, если вам понравилась сказка, интересно было ее слушать и пересказывать, и грустный смайлик, если сказка вам была не интересна, ничего не запомнили. Можно использовать только один смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цели: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинок, продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умени...

НОД по развитию речи "Пересказ украинской сказки "Рукавица" Цель: формирование умения пересказывать сказку с опорой на предметы заместителя на примере сказки "Рукавичка".

Тема: "Пересказ украинской сказки "Рукавица"Цель: формирование умения пересказывать сказку с опорой на предметы заместителя на примере сказки "Рукавичка".Ссылка на презентацию...

Конспект по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки«Лиса и козёл»в подготовительной группе Цель: Обучение детей пересказыванию сказки близко к тексту.Задачи:1....

Конспект по развитию речи пересказ по сказке Сутеева "Кораблик"

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа. Активизация и...

Конспект ООД по развитию речи "Пересказ украинской сказки "Колосок""

Цель: Создание условий для пересказа сказки в лицахЗадачи:1) способствовать формированию умений пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией героев сказки;2) совершенствовать умение прид...

Конспект по развитию речи «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.   «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»с использованием опорных схем»...

Конспект по развитию речи «Пересказ сказки А.Н.Толстого «Ёж»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...