Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой "Малые фольклорные формы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

ФУРЦЕВА   ВАЛЕНТИНА  АНАТОЛЬЕВНА

Продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам, пословицам, считалкам, колыбельным песенкам. Объяснить назначение малых фольклорных форм. Воспитывать любовь к родному языку, родной земле, уважение к традициям своего народа. Развивать у детей любознательность, выразительность речи, речевые умения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_formy.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной к школе группы

Тема «Малые фольклорные формы»

        Воспитатель: Фурцева Валентина Анатольевна

             

                                                      2023г


Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Задачи:

- продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам, пословицам, считалкам, колыбельным песенкам;

 - объяснить назначение малых фольклорным форм;

- развивать у детей любознательность, выразительность речи, речевые умения;

- создать у детей радостное настроение;

- воспитывать любовь к родному языку, родной земле, уважение к традициям своего народа.

Планируемые результаты: ребенок знает названия малых фольклорных форм; объясняет назначение малых жанров фольклор; ребенок разовьет любознательность, выразительность речи, речевые умения; приобретет опыт общения со сверстниками и взрослыми, любви к родному языку и традициям своего народа.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы.                                                                                          

                          Содержание организованной деятельности детей

 Мотивация. Сколько вокруг фольклора. Раньше вся жизнь человека была пронизана народным творчеством. И оно было создано не просто так. Фольклор помогал человеку жить! Лучше я начну с самого начала. Как у нас на Руси уж давно повелось.

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни, шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили.

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели.

Своих деток учили еще с колыбели.

Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка. И означает «народная мудрость». А почему? А потому что фольклор- это творчество всего народа. К фольклору относятся: народные песни, сказки, предания, частушки, анекдоты, ремесла, одежда. Все это создавалось долгое время. Века, а иногда тысячелетие. Особое место занимают малые фольклорные формы. Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни, развлекают своих детей потешками, частушками. Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия малых фольклорных форм. Они отличаются небольшим объемом.                                  Чтобы больше узнать о малых фольклорных формах нам нужно отправиться в гости к дедушке. Его зовут дедушка Молчок. Он живет в этой комнате. Его нельзя увидеть. Он невидимый. Дедушка добрый и любит детей. Он очень много знает о малых фольклорных формах. Его нужно позвать. Повторяйте за мной.                                                                                                                                     Чики – чики – чики - чок.                                                                                            Здравствуй, дедушка Молчок.                                                                                         Приходи к нам, помолчим.                                                                                               Посидим и погрустим.                                                                                                        Где, ты, добрый старичок?                                                                                                Тишина…                                                                                                                              Пришел Молчок.                                                                                                                     Не спугни его смотри.                                                                                                           Ничего не говори. Тсс- с –с!

- Ребята, дедушка Молчок потешит вас своими потешками. Знаете ли вы, что такое потешки? Это веселые стишки. Раньше в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток и внучков веселые песенки-потешки. Когда умывали, купали, причесывали, кормили и играли с детьми. В потешке используются нежные, ласковые слова, красивые выражения. Послушайте.                                    Идет коза рогатая,                                                                                                                                    Идет коза бодатая.                                                                                                                                                 Глазками хлоп- хлоп,                                                                                                                 Ножками топ-топ.                                                                                                              Кто каши не ест, кто молока не пьет.                                                                            Забодаю, забодаю, забодаю!                                                                                                    В какой ситуации используют эту потешку? (кормление). Послушайте.      

Стучит, бренчит на улице,

Фома едет на курице,

Тимошка – на кошке.

Туда же, по дорожке.

Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

- Сено косить.

- На что тебе сено?

- Коров кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- На что тебе молоко?

- Ребяток поить.

В какой ситуации используют эту потешку? (кормление). Послушайте.

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи6

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

  В какой ситуации используют эту потешку? (игра).      

Дедушка Молчок любит играть. В своих играх использует считалки, чтобы выбрать водящего. Послушайте.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф! Не попал.    

Серый зайчик убежал.

Послушайте.  На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Выбирай поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей!

Главная особенность-это четкий ритм. Это рифмованные стихи.            

У нашего народа есть мудрая мысль-пословица или поговорка. Пословица учит как надо поступать или как не надо, высмеивает трусов, лентяев и хвастунов.

Дедушка Молчок приготовил для вас рассказ. Послушайте.

 Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее не попросят-все сделает, что имеет-всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда-сгорели от пожара их дома. Жить негде. Добрую и приветливую хозяйку все к себе зовут, все помочь спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь. Когда так говорят? Как вы ее понимаете?   Пословица-это небольшое законченное предложение, которое содержит поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в своей речи.

Послушайте пословицы. Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Когда так говорят? Как вы их понимаете?  

Что помогает развивать мышление и сообразительность? Конечно, загадки. Они учат детей мыслить, давать ответ на поставленный вопрос. В каждой загадке имеется две обязательные части. Основная(вопрос) и отгадка(ответ).  Дедушка Молчок приготовил для вас загадки.

  1. Летит, не птица,

           Воет, а не зверь.        (Жук)

  1. Маленький рост,

           Длинный хвост.

         Серенькая шубка,

         Остренькие зубки.          (Мышь)

  1. На них качусь я быстро,

Уверенно и скоро.

И чертят серебристые

На льду они узоры.       (Коньки)

Дедушка Молчок споет вам колыбельные песенки. Эти песенки успокаивали детей и помогали им быстрее засыпать. Эти песенки пели вечером, чтобы успокоить ребенка, утром не пели.

Баю-бай, баю-бай

Ты собаченька, не лай.

Белолапа не скули, мою Таню не буди.

Темна ноченька-спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай.

Мою Таню не пугай.

Вспомним с какими малыми фольклорными формами мы с вами познакомились.

Викторина «Что это?»

  1. Сорока-белобока

Кашу варила,

Детей кормила.

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала.          (Потешка)

  1. Ежик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе-водить опять!    (Считалка)

  1. Уж ты котя-коток,

Котя серенький лобок!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе ли коту,

За работу заплачу.

Дам кусок пирога

И кувшин молока!       (Колыбельная песенка)

  1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.  (Пословица)
  2. Без рук, без ног ворота открывает (ветер).   (Загадка)

Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьев, без синей мохнатой головки васильков в поле, без народных сказок и песен, которые поют мамы и бабушки. Этот человек каждый из вас!

                                               


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, чтение рассказа В. Бардадым "Колодец"

Знакомим с произведениями Кубанских писателей, развиваем познавательный интерес к истории своего народа....

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «Герои сказок»

Закреплять умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя. Развивать внимание, мышление, креативные способности детей....

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой "В гостях у сказки"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "В гостях у сказки"...

Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества с использованием социоигровой технологии "В гости к сказочнице Арине"

Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видовсовместной  деятельности: игровой,художественной,музыкальной,коммуникативной,продуктивной....