КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
картотека по развитию речи

Комплекс логопедической ритмики по лекстческим темам. Можно использовать на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_logopedicheskoy_ritmiki_po_leksicheskim_temam.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

 

Тема: «Огород. Овощи»

Массаж лица, рук и шеи

Во саду ли, в огороде (проводить пальчиками по лбу до висков)

Весело гуляли. (проводить пальчиками по щекам сверху вниз)

Во саду ли в огороде (кулачками энергично провести по крыльям носа)

Грядки мы вскопали. (ладони козырьком растереть лоб)

Мимические упражнения

Изобразить эмоциональное состояние:

В огороде сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошла поближе я.

А она то, злюка, обожгла мне руку.

Артикуляционная гимнастика

  1. упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Стручок фасоли». Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): а) без нажима языком на нижнюю челюсть; б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

  1. упражнения для губ и щек

«Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву». Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).

«Толстячки-худышки». Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты – «толстячки», лук, чеснок, стручок гороха – «худышки».

  1. упражнения для языка

«Лопата». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

«Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

«Ровная дорожка (или грядка) в огороде». Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я – не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог использует предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я сварю компот из капусты» и т.д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Баба сеяла горох. (на одном вдохе)

Ох! (приседают, выдох)

Уродился он неплох. (на вдохе, руки на животе)

Ох! (сдуваем животик)

Уродился он густой. (постепенно повышая голос)

Мы помчимся за тобой. (переходя на крик)

Речевая гимнастика

Мы рисуем огород,

Там много овощей растет

В огороде у нас в ряд пять длинных гряд.

На первой грядке растет редиска

Не высоко, не низко.

На второй грядке растут огурцы,

Овальные зеленцы.

На третьей грядке растет кабачок,

Толстый у него бочок.

На четвертой грядке растет картошка,

Она похожа на матрешку.

На пятой растет помидор,

Краснеет он как светофор.

На грядках хватит овощей

Для салата и для щей.

Пальчиковая гимнастика

Поочередно загибать пальцы:

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры.

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Фёклы

Четыре грядки свёклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поможем урожай собрать.

Психогимнастика

Вспомнить сказку «Репка». Изобразить, кто как идет вытаскивать репку: дед, бабка, внучка, кошка, собака, мышка. Показать, как радуется каждый герой, когда репку вытянули.

 

Тема: «Сад. Фрукты»

Массаж лица, рук и шеи

Веточки на яблоньке повисли от печали, (поглаживание от середины лба к вискам)

Яблочки на ветках висели и скучали. (от линии лба вокруг глаз)

Девочки и мальчики ветки раскачали, (пощипывание по краю челюсти)

Яблочки о землю громко застучали. (точечный массаж губ)

Мимические упражнения

Важен он, как господин, (хмурить и сдвинуть брови)

Этот сочный апельсин. (растянуть губы в улыбке)

Кислый – очень кислый он! (морщить губы)

В чай к нам просится лимон. (втягивать и надувать щеки)

Артикуляционная гимнастика

  1. упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Жуем твердую грушу».

  1. упражнения для губ и щек

«Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

«Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

«Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

«Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

  1. упражнения для языка

«Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

«Колья забора острые – вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

«Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

«Качели». Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.

«Чашечка». Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину – яблочный, в Димину – сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Петушка из тонкой жести

Смастерили с папой вместе – ттттТТТТТ. (увеличивая силу голоса)

Посадили на шесток –

Завертелся петушок – уууууууУУУУ.

Закричал: «Ку-ка-ре-ку»

Сад фруктовый сберегу, (громко кукарекать, с взмахами рук)

От воров-воришек,

Серых воробьишек - чик-чирик, чик-чирик. (пискляво)

Испугались воробьи,

Зачирикали они: (чирикать то громко, то тихо)

«Мы не станем в сад летать,

Фрукты. Ягоды клевать» - ть-ть-ть-ть... (на длинном выдохе)

Речевая гимнастика

Фрукты - радость для ребят, (попрыгать)

Их в садах для нас растят. (потянуться на цыпочках)

Мы к столу их подадим, (руки сцепить в кольцо)

Фрукты свежими съедим. (погладить живот)

А для долгого храненья (сцепить руки в замок)

Сварим вкусное варенье, (помешать)

Джем, повидло, мармелад, (руки вверху, похлопать)

Чтоб порадовать ребят. (попрыгать)

Пальчиковая гимнастика

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки:

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Психогимнастика

Этюд «Немое кино»- педагог читает рассказ, а дети изображают жестами, руками и движениями.

Дети пошли в сад. Там на деревьях растут яблоки. Они круглые, сладкие и кислые. Внутри у них маленькие зернышки. Иногда яблоки падают на землю. Дети поднимают их, кладут в корзинку и несут домой. Дети моют яблоки, режут их пополам и угощают маму и папу. Вкусные яблоки.

 

Тема: «Грибы»

Массаж лица, рук и шеи

Приходит осень с урожаем, (обводим пальчиками лицо)

Ко всем, но только не к лентяям. (поглаживание от переносицы в стороны)

Кто проспит, тот вернется (поглаживание рук)

С пустыми руками.

А кто рано проснется – (поглаживание линии вокруг глаз)

Тот с боровиками. (надавливающий массаж головы)

Мимические упражнения

Показать настроение по ходу чтения рассказа

Красавец мухомор.

Вырос под вербой мухомор. Посмотрел он в росинку на свое отражение и загордился. Решил, что он самый яркий, самый красивый гриб. Стал мухомор над другими грибами насмехаться.

- Сыроежка-малоешка! Что же ты такая серая да невзрачная?

- А вы, Боровики - толстяки! Вам бы постройнее стать!

-Эй, груздь! На тебе грязи огромный груз!

Расстроились грибы, притихли. Вдруг видят - грибник. Увидел он сыроежку – сорвал. Заметил груздя – в корзинку отправил. А боровику особенно обрадовался. Приготовился мухомор поверх других в корзинке устроиться. Только грибник его брать не стал. Прочь пошел. От самого красивого, самого стройного, самого яркого! (Т.А. Ткаченко)

Артикуляционная гимнастика

«По грибы»

Проснулась утром Маша, («Улыбочка»)

Настроение хорошее.

Посмотрела в окошко, («Окошечко»)

Солнце ярко светит.

Запела Маша песенку. (язык между зубами: та-та-та, пя-пя-пя)

Белые облака плыли по небу. (язык влево-вправо)

Облака были большие и маленькие. (широкий язык, узкий язык)

Маша почистила зубы, (почистить за зубками)

Взяла корзинку и побежала в лес. (язык ковшиком)

В лесу дует легкий ветерок. (подуть в трубочку)

Ветки деревьев качаются. (язык вверх-вниз)

А сколько грибов: подосиновики, маслята, сыроежки. («Грибок»)

Набрала Маша полную корзинку и побежала домой. (заносить и выносить язык – чашечкой в рот)

Мама нажарила грибов, поела Маша. (облизать губы)

Какой сегодня чудесный день! (на улыбочке: стучать за верхними зубами: да-да-да)

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Шла лисичка через мост: топ-топ-топ-топ, (на коротких выдохах)

Несла грибов лукошко: ошшшшко, ошшшшко. (на одном выдохе)

Мостик качнулся: кач-кач-кач-кач, (на одном выдохе)

Лисичка споткнулась: ач-ач-ач-ач. (на коротких выдохах)

Лукошко упало: бух-бух-бух, (громко)

Грибы раскатились: т-т-т-т-т-т, (на длительном выдохе)

Шляпки отвалились: пух-пух-пух (шепотом)

Ох! Беда! Беда! ох-ох-ох (громко)

Плачет лиса, кручинится. аааААА, аааАААА

Речевая гимнастика

Выполнять движения в соответствии с текстом.

Боровик.

Белый гриб Боровик

Поддаваться не привык:

Целый день в лесу бродили,

Все его не находили.

Наконец, нас пожалел он

И шагнул навстречу смело.

Ай да гриб, богатырь!

Вот ведь как раздался вширь,

С белоснежной крепкой ножкой

Еле-еле влез в лукошко!

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Психогимнастика

В гости приходит Лесовичок, превращает детей в грибочки. Ребенок нахваливает свой гриб, рассказывает о нем, почему он самый красивый.

Например: «Я, Моховик. Очень солидный, у меня бархатная шапочка. Очень люблю расти во мху, поэтому так называюсь. Я самый вкусный и красивый!».

 

Тема: «Деревья и кустарники»

Массаж лица, рук и шеи

Мой друг, посмотри, это смешанный лес. (ребром ладошки гладят

надбровные дуги)

Березы растут, дубы, ели и сосны. (гладят шею, разглаживаем лицо ладошками, пощипываем щечки)

Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха хвойных деревьев. Покажи мимикой: слизняк ползет по дереву, шишка свалилась на голову, гусеницы объели все листья.

Артикуляционная гимнастика

  1. упражнения для губ и щек

«Дупло» - вытянуть губы кружочком

«Орешки» - улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи

«Спрячем желудь за щеку» - надувать попеременно то правую щеку, то левую.

  1. упражнения для языка

Язычок в лесу.

«Лиственные и хвойные деревья»- язык широкий (листики), язык иголочкой (хвоинки).

«Язычок в чащобе»- показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезает через бурелом»- язык «горочкой», зубки скатываются с горочки.

«Тропинка в лесу»- язык влево, вправо на сильной улыбочке.

«Родник»- попил язычок водички, язык – чашечкой.

«Вкусный березовый сок»- кончиком языка облизывать верхнюю губу.

«Собирает грибочки»- язык присосать к небу.

«Ветер дует на листочки»- дуем в широкий язык.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Подышали лесным воздухом: нос-нос (плавный выдох-вдох), рот-рот;

«Голоса деревьев»: нос (вдох), на выдохе произнести: УММММ…

нос (вдох), на выдохе БУМММ………………..

нос (вдох), на выдохе ХХХ… (с поворотом головы вправо)

нос (вдох) на вдохе ФФФ… (с поворотом головы влево)

Речевая гимнастика

Массаж «Шишкопад» (дети делают в паре):

Шишки долго созревали, (разглаживание спины обеими руками)

С кедра-батюшки упали. (обеими ладошками похлопать по спине)

Шишкопад, шишкопад, (кулачками медленно

Шишки медленно летят. постукивать по спине)

Ветер сильно закружил. (ладошками гладить спину круговыми движениями, кулачками быстро постукивать по всей спине, поглаживать спину пальчиками вверх-вниз, ладошки аккуратно положить на спину)

Пальчиковая гимнастика

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листья с липы сдул… (пошевелить пальцами и подуть на них)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (постучать кулаком по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперед-назад)

Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская

Психогимнастика

Изобразить могучий дуб, который не боится дождя и ветра; осину, дрожащую на ветру, плакучую иву.

 

Тема: «Осень»

Массаж лица, рук и шеи

По дороге золоченой (кругообразные движения пальчиками)

Осень щедрая идет. (по лицу)

Убранный листами клена, («пальцевой душ» - постукивание)

Сундучок она несет. (пальчиками по лицу)

Мимические упражнения

Изобразить раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная. Изобразить плачущую осень.

Артикуляционная гимнастика

  1. упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники. Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

  1. упражнения для губ и щек

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

«Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

  1. упражнения для языка

Язычок в осеннем лесу.

«Лиственные и хвойные деревья» - язык широкий (листики), язык иголочкой (хвоинки).

«Язычок в чащобе» - показать как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезает через бурелом» - язык «горочкой», зубки скатываются с горочки.

«Тропинка в лесу» - язык влево, вправо на сильной улыбочке.

«Родник» - попил язычок водички, язык – чашечкой.

«Собирает грибочки» - язык присосать к небу.

«Ветер дует на листочки» - дуем в широкий язык.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Осень листья золотит (шепотом)

Ветер ими шелестит: шур-шур-шур.

И с деревьев их разносит, (повышая голос)

Поиграет, снова бросит: ууууУУ, ууууУУ!

Вверх поднимет и закружит, (понижая голос)

И на месте завертит: ООоооо, ООоооо!

Соберет большую кучу: а-а-а-а! (отрывисто)

Убежит и сядет в тучу: чу-чу-чу-чу. (шепотом)

Речевая гимнастика

Сопровождать движениями по ходу стихотворения:

Мы листочки осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Пальчиковая гимнастика

По лесным тропинкам будем мы гулять

Разные листочки будем собирать:

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем!

Психогимнастика

Пластический этюд: «Я кленовый листочек» - педагог превращает детей в осенние кленовые листики разного цвета, включает вальсовую музыку и дети выполняют движения по тексту:

Педагог: Живут листочки на большом клене. Светит ласковое осеннее солнышко, листочки тянуться к нему и подставляют свои щечки. Но вот подул сильный ветер, листочки закачались и от сильного ветра стали падать на землю. А ветер гонит их и гонит. А тут туча закрыла небо, стало холодно, замерзли листочки, дрожат, съежились, жмутся друг к другу. Пошел дождь и прибил листочки к земле. Намокли и испугались что заболеют. Но тут выглянуло солнышко, оно протянуло к листочкам свои лучики, погладило их, обогрело. Они обрадовались и закружились в танце.

 

 

Тема: «Домашние животные»

Массаж лица, рук и шеи

Мы пришли на скотный двор, (пальчики бегают по лицу)

Для животных здесь простор: (обводим пальцами лицо)

Рядом луг с густой травой (пощипываем щечки)

И прекрасный водопой. (стучать пальчиками вокруг губ)

Мимические упражнения

У бабушки в деревне

Есть у бабушки в деревне дом, (по ходу стихотворения

Двор там очень не простой: передавать эмоции)

В нем животные живут,

Бабушку любят они и ждут.

Игривый жеребенок

И ласковый теленок,

Печальный ягненок,

Сердитый поросенок,

Испуганный щенок,

Веселенький коток.

Артикуляционная гимнастика

  1. упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Корова и теленок жуют жвачку». Имитировать жевание.

«Котенок зевает». Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью – подбородком рисовать букву «О».

  1. упражнения для губ и щек

«Бульдог сердится». Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

«Собака рассердилась – у нее хотят отнять косточку». Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

«Фырканье лошади». Вибрация губ.

  1. упражнения для языка

«Кошка лакает молоко». Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

«Теленок сосет молоко». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Разговор мамы и детеныша: корова (грубо, громко) – теленок (пискляво, тихо), ошка (низко) – котенок (высоко) и т.д. со всеми животными.

Курочка по зернышкам

Кудах – тах-тах,

Уточка – кря-кря-кря,

Индюшонок – фалды-балды,

Кисонька – мяу-мяу-мяу,

Собачка – гав-гав-гав,

Поросенок – хрюки-хрюки,

Коровенка – муки-муки,

Лошаденка – ноки-ноки.

Речевая гимнастика

1,2,3 – повернись, (хлопаем и поворачиваемся вокруг себя)

И в животных превратись.

Превратимся мы в коней, (бегают с высоко поднятыми коленями)

И поскачем побыстрей.

На пригорках и в канавках (делают наклоны вниз)

Овцы мирно щиплют травку.

А на солнце у дорожки (сворачиваются и распрямляются)

Превратимся быстро в кошку.

Козлики бодаются, прыгают

Весело играются.

Как собачки, побежали, (бегают с ускорением)

Только пятки засверкали.

1,2,3- повернись (хлопают и поворачиваются вокруг себя)

И в ребяток превратись.

Пальчиковая гимнастика

Мы с пальчиками играем

И животных называем:

Лошадь, кошка, коза, козёл,

Кролик, собака, свинья, осёл.

Эти животные – домашние,

Для человека они важные.

Психогимнастика

Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ёжика (по содержанию стихотворения).

Ёжик и бычок

Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

«В рот не суй что попадется!»

 

Тема: «Дикие животные»

Массаж лица, рук и шеи

Белка прыг, (подпрыгнули)

Шишки скок (ладошки положили на голову)

На макушку, (похлопали по макушке)

На носок. (похлопали по носику)

И на щечки, (похлопали по щечкам)

И на ушки, (похлопали по ушкам)

И на плечики Танюшки. (похлопали по плечикам)

И по грудке поскакали, (похлопали по грудке)

И на ноженьки упали, (похлопали по ножкам)

И по правой поскакали, (вместе и отдельно)

И по левой поскакали.

Прибежали мышки, (постукивание по щечкам)

Утащили шишки. (пощипать щечки)

Мимические упражнения

«Лисенок высматривает мышку». Прищуривать глаза по очереди.

Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ёжика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

Артикуляционная гимнастика

  1. упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Бобры пилят дерево». Круговое движение нижней челюсти.

  1. упражнения для губ и щек

«Зайчик». Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

«Сердитая рысь». Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

«Лосенок сосет молоко и чмокает». Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).

«Ежик фыркает». Вибрация губ.

  1. упражнения для языка

«Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках». Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

«Белочка цокает». Щелкать язычком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

«Мишка слизывает мед». Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Мишка бурый заболел,

Много он малины съел. (реветь громким голосом ООО)

Все больного навещают,

Все больного угощают.

Вот девчонки-пчелки: жжжжжжжж, (тихо)

Притащили мед в бочонке: ЖЖЖЖЖЖЖ. (громче)

Ничего, что тяжело: ззззззззззз, (тихо)

Лишь бы другу помогло: ЗЗЗЗЗЗЗЗ (громче)

Речевая гимнастика

Звери делают зарядку,

Кто вприскочку, кто вприсядку,

Кто-то плечи поднимает,

Кто-то плечи опускает.

Сделаем руками взмах,

Вправо мах и влево мах,

Полуприсед, присед, наклон,

Всем спортсменам шлют поклон.

Пальчиковая гимнастика

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.

- Мальчик с пальчик,

Где ты был?

(четыре раза сгибать большой палец левой руки)

- Долго по лесу бродил!

(четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках.

(большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются)

Психогимнастика

Этюд «Сны медведя»- представить и рассказать, какие сны видит медведь зимой, можно изобразить, а другие дети отгадывают.

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он,

И увидел сладкий сон.

 

Тема: «Животные жарких стран»

Массаж лица, рук и шеи

В джунглях зеленых мохнатые детки (пощипывать лоб)

Прыгают весело с ветки на ветку. (поглаживать ноздри сверху вниз)

И на зеленых качелях – лианах (пощипывать подбородок)

Кружатся маленькие обезьяны. (средним пальцем растирать точку за ушами)

Мимические упражнения

Рассказывать стихотворение, передавая эмоции:

- Бегемот, закройте рот -

Вы пугаете народ!

- Честно вам признаюсь:

Я вам улыбаюсь!

Артикуляционная гимнастика

  1. упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Бегемот». Широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.

  1. упражнения для губ и щек

«Обезьянки. Банан за щекой у обезьянки». Надувать по очереди правую и левую щеки.

«Разговор обезьян». Поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох».

«Злой шакал». Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

«Слон раскрывает и закрывает хобот». Медленно вытягивать губы и также медленно возвращать их в состояние покоя.

  1. упражнения для языка

«Жираф жует листочки». Покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя.

«Обезьянка». Рот открыт, губы в улыбке. «Широкий» язык вставить между верхней губой и зубами, затем между нижней губой и зубами.

«Обезьянки качаются на лианах». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого неба и отчасти твердого неба, то опускается вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

«Сигнал опасности у обезьянок». Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие звуки – щелчки, обращая внимание на изменения высоты звука.

Упражнение для развития речевого дыхания и голоса

Петь песенки с разными голосовыми модуляциями.

«Песенки зверят»

У слона такая песенка: бом-бом, бом-бом-бом,

У тигра такая песенка: мур-мур, мур-мур-мур,

У обезьян такая песенка: я-я, я-я-я,

А у льва такая песенка: рррр-мяу, рррр-мяу,

Носорог вот так поет: тах-тох-тух, тах-тох-тух.

Речевая гимнастика

«Где обедал воробей?»

- Где обедал, воробей? (развести руки в стороны)

- В зоопарке у зверей. (нарисовать решетку руками)

Пообедал я сперва

За решеткою у льва. (показать руками львиную гриву)

Подкрепился у лисицы, (помахать «хвостом»)

У моржа попил водицу, (из рук сделать ковшик)

Ел морковку у слона, (вытянуть руки – «хобот»)

С журавлем поел пшена. (походить, высоко поднимая колени)

Погостил у носорога, (из ладошек сделать «рог»)

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру (попрыгать)

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде (пошагать, как косолапый мишка)

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил (вытянутыми руками изображать

Чуть меня не проглотил. крокодилью пасть)

Пальчиковая гимнастика

Крокодил ждет гостей, (на двух руках соединять по очереди пальцы)

Пасть его полна гвоздей. (сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

Я спросил у крокодила: (ребром ладони растирать другую ладонь)

- Здесь овца не проходила? (потирать другую ладонь)

А злодей лежит на дне (потирать ладонь о ладонь)

И подмигивает мне. (подмигивают)

Психогимнастика

Обыграть начало сказки К. Чуковского «Бармалей».

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять.

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы.

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

 

Бар-ма-лей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для подготовительной логопедической группы

Задания по лексическим темам носят рекомендательный характер. Родители проинформированы, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении...

Картотека логопедических заданий по лексическим темам для старшей логопедической группы

Все задания носят рекомендательный характер.  Их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не посещал сад, закрепить ...

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...

Конспект логопедического занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе по лексической теме: «Насекомые»

Конспект итогового логопедического занятиянепосредственной образовательной деятельности по развитию речив старшей логопедической группепо лексической теме: «Насекомые»Ход занятияСоздание м...