"Зимующие птицы"
материал по развитию речи

Кужугет Чодураа Шолбан-ооловна

Развитие речи для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Ак-Довурак

668051, г. Ак-Довурак, ул. Комсомольская, д. № 3,

Тел: 8(394)33-2-10-59, e-mail: klyuchik2013@mail.ru

Конспект непосредственно-организованной деятельности

на тему: «Зимующие птицы родного края»

(интегрированное занятие)

 Подготовила: воспитатель

Кужугет Ч.Ш.

г. Ак-Довурак-2023

Занятие по речевому развитию речи в подготовительной к школе группе.

Тема: «Зимующие птицы родного края»

Цель: уточнить знания о зимующих птицах; совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Задачи: коррекционно-образовательные: расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме;

совершенствование грамматического строя речи (образование форм творительного падежа, употребление существительных с числительными, образование притяжательных прилагательных, образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образование глаголов);

коррекционно-развивающие: развитие навыков речевого общения, связной речи; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, мышления и творческого воображения;

воспитательные: формирование навыков самостоятельности, инициативности, взаимодействия; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация по данной теме, игрушки птицы, мяч, ноутбук, телевизор, аудиозапись голосов птиц, ватман, вырезанные птицы, клеи, салфетки, угощение для птиц.

Ход занятии:

Собрались все дети в круг,

Я- твой друг и ты мой друг.

Вместе за ручки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

  1. Вводня часть.

-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

 -Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний парк.

-Да!

Но чтобы отправится на прогулку в зимний парк нужно одеться потеплее (имитируют одевание (шапка, шуба, валенки)

Готовы?

Дети: Да.

 У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

(Дети закрывают глаза. Звучит запись .)

Мы очутились на парке. Как красиво в парке. Ребята, а как вы думаете, почему так тихо и красиво зимой в парке?

Дети: Потому что, природа спит,отдыхает.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой-то добрый человек повесил в парке кормушку и насыпал туда семечек, а там уже сидят птички.

- Попробуйте угадать, какие птички прилетели к этой кормушке. Они о себе сами расскажут.

2.Основная часть.

- Дидактическая игра: «Отгадайте, что за птица?»

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть (Снегирь)

- А у меня пестрые крылья, твердый и длинный клюв, а на голове у меня красный беретик. Я очень трудолюбивая и полезная птица. (Дятел)

- Я маленький, серенький, но очень боевой, драчливый удалой! Зимой редко один летаю, целую стаю друзей собираю! (Воробей)

- У меня голова, крылья и хвост – черные, а по бокам - белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв острый и прочный. Птица я ловкая, непоседливая. Везде летаю и все знаю. (Сорока)

- Птичка я маленькая, ловкая, юркая и очень красивая: на голове у меня шапочка черная, щечки белые, а на желтой грудке – черный галстучек. (Синица)

- А меня в городе все птицы боятся. Захочу, всех от кормушки отгоню! Туловище у меня серое, а голова, крылья и хвост – черные. (Ворона)

Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)

- Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

- Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими?

- Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края.

- Что общего в строении у всех птиц? (У птиц 2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

- Чем они отличаются друг от друга? (Они отличаются размером, окраской, опереньем)

-Воспитатель: Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых

Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?

Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Воспитатель: Ребята, давайте угостим их. Вот вам семечки, гречка, пшено, крошки хлеба.

Насыпьте свои угощение в кормушку.

- Может ли сова прилететь к нашей кормушке? Почему? (она хищная птица, живет только в лесу)

Ребята на нашей парке вырос ель, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами.

- Подвижная дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Птица – птичка Клюв — (клювик) Голубь — … (голубок)

Перо- … (перышко) Сова - ….(совушка) Птенец — (птенчик)

Крыло — … (крылышко) Сойка - (соечка) Воробей — (воробышек)

Хвост — (хвостик) Синица — (синичка) Ворона - ….(воронушка)

- Речевая игра «Назови слово» (работа по словообразованию)

- Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

- А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

- Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

- Если пестрые крылья? (Пестрокрылая)

- Если у птицы красная головка? (Красноголовая)

- Если у птицы черный хвост? (Чернохвостая)

- Дидактическая игра «Кто?» или «Что?» (На «кто?» - хлопают в ладоши, на «что?» -хлопают ладонями по коленям)

- Ко всем названиям птиц можно поставить вопрос «кто?», почему?

Клест (кто?), клюв (что?), тетерев (кто?), яйцо (что?), птенец (кто?), галка (кто?), ворона (кто?), гнездо (что?), сойка (кто?), свиристель (кто?) , свирель (что?).

- Ну а теперь предлагаю превратится в птиц. Встаем.

Физминутка "Птичка"

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Теперь ребята, давайте вернемся в в нашу группу.

3.Практическая часть.

Ребята, теперь присаживайтесь за стол. Будем работать коллективно. Вот видите тут на веточке висит пустя кормушка. Если мы туда положим еду для птиц, птицы сами прилетят. Нам нужно сделать для кормушки еду для птиц и самих птиц. Сначала берем еду для птиц и клеим в кормушку. Потом рядом кормушки птичек.

Сколько птичек мы сделали ребята ? (количество птичек)

И какие птицы прилетели? (название птичек)

Вот такая у нас красивая работа получилась.

  1. Рефлексия. Итог занятия.

-Ребята, где мы были?

- О чем мы сегодня поговорили на занятии?

- Каких зимующих птиц вы запомнили? -Чем мы угощали их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...