Тема: "Балалайка" художественно-эстетическое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Это познавательное занятие , где дети знакомятся с русским народным интрументом.Узнают из какого материала изготавливают балалайку, происхождение балалайки. Заканчивается занятие практической деятельностью, изготавление балалайки из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balalayka_2.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Художественно-эстетическое развитие «Балалайка»

Цель: познакомить детей с русским народным музыкальным инструментом балалайка. Формировать представление об истории происхождения музыкального инструмента, о декоративном-прикладном искусстве России.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к творческой работе.

Воспитывать патриотические, гражданские чувства, желание познавать культуру своего народа.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей. Развивать эмоциональную отзывчивость,  уметь самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью; развивать выразительность речи и движений при игре «Веселая балалайка».

Образовательные:

Учить детей техническим действиям изготовлениям из бумаги для конструирования компазиций, передающие характерные элементы узора.,учить детей согласовывать действия; упражнять детей нейроиграм, массажу для глаз.

Расширять и активизировать словарный запас:следы, скулит, скребется, зоркий.

Приемы руководства деятельностью детей на занятии:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, сюрпризный момент.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, массаж для глаз, нейроигра, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: презентация балалайки,  комментирование.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: художественное слово, подвижная игра, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение,  взаимопомощь детей.    

                             

Оборудование: интерактивная доска, балалайка,  запись музыки русских музыкальных инструментов (гармошка, балалайка)

Раздаточный материал: цветная бумага, клей, салфетки тканевые, салфетки бумажные, трафареты цветов и листочков для оформления балалайки на каждого ребенка.

Создание среды для организации и проведения занятия: оформление групповой комнаты: деление группы на две зоны: зона познавательная и зона мастерская .

Виды детской деятельности в занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к русским народным инструментам;

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослым;

- воспитание нравственных качеств;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

План занятия

1.Вводная часть:      

Создание проблемной ситуации.                                                           3 мин.

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть:

- нейроигра                                                                                              10 мин.

- прослушивание музыки гармошки и балалайки (игра «Угадай какой инструмент звучи»)

- рассматривание балалайки и ее частей на интерактивной доске  

- сюрпризный момент настоящая балалайка

-назвать из чего сделан корпус балалайки

- подвижная игра «Веселая балалайка»

-рассматривание на интерактивной доске росписи балалайки (городецкая, гжель)

- художественное конструирование балалайки

- массаж для глаз «Часики»

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.                                                                   2 мин.

Длительность занятия  25 мин.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть

Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

Анализ обследование

2 часть основная

3 часть

Заключительная

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итога

Дети рассаживаются на стульчки перед интерактивной доской.

В-ль ребята давайте поиграем в наши любимые нейроигру «Кулак, ладонь, ребро» Молодца, хорошо у вас получается

 В-ль ребята скажите какие русские музыкальные инструменты вы знаете?

Дети: гармошка, ложки, трещетка, балалайка

В-ль послушайте какой инструмент звучит (звучит гармошка, дети угадывают, затем звучит балалайка дети угадывают.

 В-ль какой инструмент самый веселый? (балалайка) правильно, молодцы.  

 Затем педагог предлагает отгадать загадку.

Ох, звенит она, звенит.

Всех играя веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны!

Кто такая, отгадай-ка

 Это наша…

Что можно под него делать (танцевать, ) Вот сегодня мы поговорим о музыкальном русском народном интрументе Балалайка.

Дети :БАЛАЛАЙКА!

Слайд №1 Балалайка

Сюрпризный момент (настоящая балалайка)

Воспитатель: Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе). Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?

Дети:(из дерева).

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?

Дети:(на треугольник).

Воспитатель: Значит корпус какой?

Дети: Треугольный.

У современной балалайки треугольный деревянный корпус, на корпусе имеется гриф, на котором располагаются струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Сколько струн у балалайки?

Дети: (3)

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны струны?

Дети: Когда ударяешь по струнам, появляется звук.

Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.

Воспитатель: Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте. Давным-давно жили люди их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать», «балаболить», «балагурить», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент – балалайка. Ее часто называют веселой балалайкой. А как вы ребятки думаете почему?

Дети:(Ответы детей).

Слайд №2 Балалаечники играют на балалайке.

Воспитатель приглашает ребят поиграть в игру, объясняет правила игры.

Игра «Веселая балалайка»

Слайд №3 Картинка балалайка. Звучит мелодия исполняемая на балалайке.

Наша веселая балалайка приглашает всех на пляску. Мы будем передавать балалайку по кругу и говорить такие слова:

«Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс».

У кого из вас в руках окажется балалайка после того, как мы проговорили слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши.(в конце игры – общая пляска) Молодцы!

Дети рассаживаются перед интерактивной доской для рассматрения оформления росписи на корпусе балалайке (городецкая, гжель)

Воспитатель просит детей пройти в мастерскую для изготовления балалаек.

Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы из бумаги сделаем аппликацию балалайки, корпус балалайки будем делать из какой геометрической формы (квадрат). Нам необходимо его сложить пополам, для этого надо совместить уголок с уголком квадрата, чтобы получился треугольник, левой рукой держим уголки вершины треугольника, правой проглаживаем линию сгиба. Затем нам надо приклеет резонантное отверстие, какой формы ? (круг), и приклееть гриф балалайки. Ребята, для того чтобы балалайка играла легко и беззаботно, вам нужно постараться сделать балалайку красивой. Мы будем украшать цветочками, украшаете балалайку по своему вкусу. Ребята, соблюдайте правила работы с клеем, если испачкались, на столах у вас лежать салфетки, можно вытерить руки.

 Массаж для глаз «Часики»

Приступаем к работе

Под музыку балалайки дети работают самостоятельно.

Вся работа выполнена, ваша балалайки готовы и они все друг на друга не похожи. Предлагаю вам под музыку создать ансамбль балаличников и с играть  «Камаренская»

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, музыкальное развитие

Музыкальное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-зстетическое развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...