Занятие по развитию речи "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Зимушка-зима". Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме. Занятие проводится в виде сказочного путешествия. Детям предлагается выполнить задания, которые представлены логическими и речевыми играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimushka_zima.docx736.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи «Зимушка - зима»

для детей старшего дошкольного возраста

автор Полеева А. В.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

Учить подбирать прилагательные к существительным;

образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

подбирать однокоренные слова; упражнять в составлении предложений.

Активизировать словарь по данной теме.

Развивать мышление, внимание, речь, ориентацию в пространстве.

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Учить, плавно кружась, двигаться под музыку.

Оборудование: магнитофон, музыка П. И. Чайковского «Зима», магнитная доска, коврофон.

Демонстрационный материал: 8 конвертов с заданиями размера А4. Письмо от Зимушки-Зимы размер А4. Картинка новогодней елки размер А4; картинки (размер 20*30 см): белка, еж, шишки, новогодний шар, Дед Мороз, слон, звезда, свиристель, мышь, пирамидка. Картинки по теме «Зимние забавы» 4 шт. (размер А4). Картинки (размер 15*20 см): Снегурочка, снежинка, снегирь, подснежник, снегопад, снеговик, снежок, снегокат, санки, лыжи, сосульки, коньки. Мяч, снежинка из бумаги.

Раздаточный материал: раскраски о зиме по количеству детей размер А4.

Ход занятия

- Я предлагаю сегодня отправиться в необычное сказочное путешествие. Для этого нужно настроиться.

Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. (Дети гладят себя по голове)
Слушаем внимательно...( Подносят руки к ушам)
Смотрим обязательно. (Подносят руки к глазам, «смотрят в бинокль»)
Взрослых не перебиваем... (Грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем. (Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)

- Закрываем глаза, начинаются чудеса. (Звучит классическая музыка. П.И. Чайковский «Зима»)

- Ребята, какое время года вы услышали в музыке?

- Почему вы решили, что это зима?

- Какой характер у музыки?

- Посмотрите, здесь нас ждет какое-то письмо.

Появляется конверт, украшенный картинкой на зимнюю тематику. (На нем написано: «Для группы «Зайки» от Зимушки-Зимы»)

- Это письмо для нас. Сейчас я вам его прочитаю.

- «Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка-зима, прислала вам письмо. Знаю, вы очень любите играть, и я придумала для вас игры про зиму. У меня для вас есть задания. Всего их восемь. Выполнять их нужно по порядку. Если вы все их выполните, то в конце получите сюрприз от меня. Задания я спрятала в разных уголках группы. Желаю вам удачи».

- Ребята, давайте найдем первое задание. Открываем конверт с вопросом и заданием.

- Какой самый главный праздник зимы? (ответы детей)

- Конечно Новый год.

Первое задание называется «Логические цепочки».

- Я предлагаю составить Новогоднюю картинку на коврофоне.

1. Игра «Логические цепочки».
Воспитатель:
Первой я ставлю картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год — главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с елкой, чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т.к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку.

christmas_red - копияs1200 kartinka_dlya_detey_slon_11_10043429

4GRDRADCross-Bill2017-08-23-o-devlet-baskaninin-ofisini-fareler-bastis1200

Ребенок должен выбрать картинку, включить её в цепочку (прикрепить на коврофон) и объяснить свой выбор.

- Зима приготовила для нас еще одно задание.

2. Игра «Доскажи словечко».

- Я начинаю, а вы продолжаете. Необходимо ответить на вопрос «Что делает?»

Зимнее солнце (что делает?)…..

Пушистый снег (что делает?)…

Дети зимой (что делают?) …

Пушистый снег (что делает?)…

Быстрая белка (что делает?)…

- Следующее задание. Необходимо ответить на вопросы.

3. Беседа о зиме. Дети отвечают на вопрос и передают снежинку.

- Зима какая? (Ответы детей)

- Снег какой? (Ответы детей)

- Снежинки какие? (Ответы детей)

- Метель какая? (Ответы детей)

Коммуникативная игра "Сугроб".

- Превратимся в снежинки. Полетаем под музыку и соберемся в сугроб.

4. Игра "Кто нарисован на картине и что делает".

Детям предлагаются сюжетные картинки «Зимние забавы».

- Скажите, пожалуйста, что делают дети зимой?

5. Игра «Родственные слова»

- Как много родственников у слова «снег»! Подберите похожие слова. А помогут нам в этом картинки. Дети выбирают картинки с подходящими словами.

s1200s1200 (2)bullfinch_cartoon_3_02082140-e1533198318631s1200 (1)

загруженноеimage-3dc7601akissclipart-snowdrop-clipart-snowdrop-clip-art-cbcdd5c92e45591fsnowballs-heap-one-snowball-isolated-white-background-46247263

s1200216971130071_html_1d31eaf18b7a0c2817b75d4fafee7376b785059e_acb1d10ad41e9b618db7176504e9f5b5

6. Игра «Скажи ласково»

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч, называя слово. Ребенок возвращает мяч воспитателю, называя слово уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Снег - снежок, ветер - ... , мороз - ... , сугроб - ... , холод - ... , лед - ... , санки-…, горка-…,

снежинка- …, елка- …, зима- …, ветер- …, шарф- …,снеговик- …, шапка-…

7. Игра «Скажи наоборот»

- Следующая игра такая: я буду начинать предложение, а вы – заканчивать.

Зимой ночь длинная, а день (короткий)

Снег белый, а асфальт (чёрный)

Зимой ветер холодный, а летом (тёплый)

Летом дни жаркие, а зимой - (холодные)

Летом небо светлое, а зимой - (темное)

Летом день длинный, а зимой - (короткий)

Летом солнце светит ярко, а зимой - (тускло)

Весной лед на реке тонкий, а зимой - (толстый)

Снег мягкий, а лед - (твердый)

Одни сосульки длинные, а другие - (короткие)

8. - Наш последний конверт с заданиями.

- Зимушка-Зима пишет:

«Пусть каждый расскажет, какое задание сегодня больше понравилось, а что было самое трудное». Ответы детей.

«Ребята, сюрприз найдете в центре творчества».

Дети находят раскраски по теме «Зима».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Человек и части его тела».

Тема: «Человек и части его тела». Цели: -  уточнить представления детей о строении человеческого тела и  назначении отдельных частей тела;  - закрепить признаки сходства и различи...

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...