Развитие речи. Русская народная сказка "Курочка Ряба"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Способ организации детей : напомнить содержание сказки, вызвать желание слушать её ещё раз.

Программное содержание:

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать сказку, подражать мимике и движениям героев сказки, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «у кого?».

Обучающие — совершенствовать общую моторику; расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо, прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет)

Развивающие —развивать зрительное внимание и звукоподражание («ко-ко-ко», «пи-пи»); развивать способность вслушиваться в речь другого человека.

Оборудование и материал:кукольный театр, герои кукольного театра к сказке "Курочка Ряба": дед, баба, курочка, мышка, яйцо на каждого ребенка (из картона), картинки к сказке.

Методы и приемы, используемые на занятии:

- практические: наблюдение, пересказ, настольный театр, физминутка;

- наглядные: показ театра;

- словесные: рассказ воспитателя.

Предварительная работа: рассматривание зерна, разучивание подвижной игры "Кошка и цыплята"

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(дети сидят на стульчиках)

Воспитатель: В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (дети отвечают)

Я их тоже очень люблю! А хотите побывать в сказке? (дети отвечают)

Тогда сейчас мы все вместе отправимся в сказку.

Воспитатель: (показывает) Вот дорожка, которая нас приведет в сказку. Но для того, чтобы пройтись по этой дорожке, нужно отгадать загадки. Ребята, вы готовы отгадать загадки? (дети отвечают) Послушайте загадку, о чём я говорю:

1. По двору гуляет,

Цыпляток созывает:

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко!

Не ходите далеко!"

Дети, кто это?

(Дети отвечают: - «Курочка»)

Воспитатель: Правильно, это курочка. Послушайте следующую загадку.

2. Очень тоненько поёт

Маму- курочку зовет.

Жёлтенький ребенок -

Кто это?

(Дети отвечают: - «Цыпленок»)

Воспитатель: Ребята, а какие они цыплята?

Дети: маленькие, желтые, пушистые.

Воспитатель: -А как они пищат?

Дети: пи-пи-пи.

Воспитатель: Курочка какая?

Дети: пестрая, большая.

Воспитатель: Как курочка зовет своих цыплят?

Дети: Ко-ко-ко

Воспитатель: а как курочка лапкой гребет землю и ищет зернышки, червячков?(показывают)

Воспитатель: А как курочка клюет зернышки?(показывают)

(если не могут ответить на вопросы, воспитатель помогает с ответами)

Воспитатель: а давайте покормим курочку? (ставит перед ребенком мисочку с фасолью, горохом или вырезанными из бумаги червячками. Спрашивает каждого ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предлагает сложить угощения для курочки в миску-кормушку, Показывает как можно перекладывать угощение — брать указательным и большим пальцами ведущей руки по одной фасолине и перекладывать угощение из мисочки в кормушку)

Вышла курочка гулять И горошка поклевать. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Зернышки клевать легко!

(Предлагает спеть песенку курочки: «Ко-ко-ко!», помахать крылышками. Спрашивает у детей: «Что делает курочка?» (Клюет зернышки.) «Сколько зернышек в кормушке?» (Много.)

Воспитатель: Курочка большая, а цыплята маленькие. Курочка одна, а цыплята много. Вы тоже маленькие пушистые цыплятки. Курочка - мама зовет своих цыплят гулять.

-Ребятки, а хотите, я вас превращу в цыплят

Давайте поиграем с вами в игру.

Физкультминутка «Цыплята и кошка.»

(Дети идут стайкой за воспитателем, подпевают, имитируя действия курочки)

Вышла курочка гулять

свежей травки пощипать,

(шаги на месте с высоким подниманием колена, руками — взмахи вверх-вниз)

а за ней ребятки —

- желтые цыплятки.

(прыжки на месте, руки сложены в виде крылышек)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

не ходите далеко!

(грозим пальчиком)

Лапками гребите,

зернышки ищите!

(в приседе имитируем разгребание лапами земли)

Шли мы по дорожке, встретили мы кошку.

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. Мяу!

(Дети убегают от кошки, она их ловит).

Воспитатель: вот, курочка, какие ловкие твои цыплятки, никого кошка не поймала. Какие молодцы!

Воспитатель: Ребята, вот мы и в сказке. Интересно, в какую сказку мы с вами попали…

Смотрите, мы пришли к сказочному домику (показывает на домик).

(Слышен плач. Дети вслушиваются)

Воспитатель: Ребята, кто же так плачет?

(из домика показываются дед с бабой)

Воспитатель: (спрашивает у деда с бабой) Что у Вас случилось?

Дед с бабой: (отвечают) Курочка снесла нам яичко не простое - золотое, а оно разбилось…

Воспитатель: Ребята, это в какой же мы сказке оказались?

(дети отвечают)

Воспитатель: Правильно. «Курочка Ряба». Вы хотите послушать эту сказку? (ответ детей)

Воспитатель: Тогда сегодня я буду для вас сказочницей. Я вам не только расскажу, но и покажу. Садитесь поудобнее, сказка начинается: (показ кукольного театра "Курочка Ряба")

Жили - были дед и баба.

Была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое - золотое.

Дед бил, бил не разбил.

Баба била, била - не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед и баба плачут, курочка кудахчет:

-Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое - простое. (воспитатель показывает сказку, дети слушают и смотрят).

Упражнение на развитие мимической выразительности.

Воспитатель: (задает вопросы по картинкам).

- Чему удивляются дедушка и бабушка на этой картинке? (увидели золотое яичко) Покажите, как удивились дедушка и бабушка, когда увидели золотое яичко.

- А что, они делают на этой картинке? Почему плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. (показывают)

- А кто разбил яичко? Как мышка разбила яичко?(показывают)

- Побегите, как мышка на носочках.

- А теперь покажите и скажите, как упало яичко. (мышка махнула хвостиком. Дети выполняют движение, взмахом рук показывают и говорят :"Бух")

- А, какие дедушка и бабушка на этой картинке? Правильно. Дедушка и бабушка весёлые. Курочка обещала снести им другое яичко - не золотое, а простое. Сделайте весёлые лица, как у дедушки и бабушка. Молодцы, дети, хорошо запомнили сказку про курочку Рябу!

Воспитатель:

Цыплятами ребята побывали,

И сказочку ребятам показали.

Цыплята были очень хороши,

Похлопаем друг другу малыши!

Ну вот, ребята, нам пора отправляться домой. Давайте, попрощаемся с героями сказки.

До новых встреч! До свидания!

(ребята прощаются)

Итог занятия

- Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии, какую сказку мы вспомнили, вам понравились? Вы все большие молодцы!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию речи «Русская народная игрушка».

Данный материал может быть использован  на занятиях по развитию речи....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»

Цель: приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, чувствовать красоту художественной репродукции картин....

Конспект занятия по развитию речи. Русская народная сказка "Теремок"

Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой "Теремок". Инсценировка сказки.Задачи: - продолжать работу обогащению словаря детей, активизировать в речи детей прилагательные. п...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи "Русская народная сказка "Колобок"

Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании...

Конспект ООД по развитию речи «Русские народные сказки» для детей второй младшей группы

Конспект ООД по развитию речи «Русские народные сказки» для детей второй младшей группыЦель:Закрепление знаний детей о русских народных сказках..Задачи1. Расширить словарный запас.2. Разви...

Занятие по развитию речи "РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕНКА «ПЕТУШОК, ПЕТУШОК...». ПЕТУШКА НАКОРМЛЮ, ДАМ Я ЗЁРНЫШЕК ЕМУ"

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕНКА «ПЕТУШОК, ПЕТУШОК...».ПЕТУШКА НАКОРМЛЮ, ДАМ Я ЗЁРНЫШЕК ЕМУВиды   детской деятельности:  игровая, коммуникативная, познавательно-исследователь­ск...

Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».

Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - "Русские народные пословицы и поговорки"...