Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи по теме «Дифференциация звуков Д – Т» с использованием здоровьесберегающих технологий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Формирование умения  дифференцировать звуки Д-Т 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_d-t.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи по теме

«Дифференциация   звуков Д – Т»

с использованием здоровьесберегающих технологий

(Старшая группа компенсирующей направленности)

Составил

учитель-логопед

Качугина Т.В.

2023г.

Цель: формирование умения  дифференцировать звуки Д-Т

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным  признакам;

-учить различать звуки Д-Т на слух, в произношении изолировано, в слогах, в словах;

-активизировать словарь по теме «Одежда»;

- закреплять умение правильно употреблять предлоги в , на, под, около;

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в звуковом анализе  слова;

- развивать фонематические процессы;

- развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание и голос;

- развивать мышление,  слуховую память;

- формировать умение оречевлять свои действия.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение давать ответ полным предложением.

Оборудование: предметные  картинки, доска, наборы для звукового анализа, мяч, зондозаменители -вертушки, цепочки, картонный дом желтого цвета.

Здоровьесберегающие технологии:

- дыхательная гимнастика (формируем длительную целенаправленную воздушную струю);

- динамическая пауза (развиваем общую моторику);

- пальчиковая гимнастика (развиваем мелкую моторику рук);

-элементы цветотерапии (формируем положительный психологический настрой и стимулируем познавательные процессы).

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети подходят к желтому домику.

-Посмотрите на этот красивый желтый домик. Он не простой. Все окна в нем открываются.  За каждым окном приготовлено задание для вас. На протяжении занятия мы будем открывать окна.

-Заглянем в первое окно. Что там лежит ?. ( вертушки).

-Проходим и садимся на стульчики.

2. Дыхательная гимнастика

- А сейчас заведем наши вертушки. Делаем глубокий воздух через нос, щеки не надуваем, вытягиваем губы трубочкой и дуем на вертушки. (Логопед следит за тем, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи.  Упражнение повторить 2-3 раза).

-А теперь произносим длительно звук О. Тянем веревочку .

3. Объявление темы занятия

-На прошлой неделе  мы познакомились со звуком Д. Произнесите  этот звук. (Д-Д-Д ).

-Дадим ему характеристику.

-Какой этот звук: гласный или согласный?

-Как ты определил, что звук согласный?

- Этот звук твердый или мягкий?

-Он звонкий или глухой?

-Звук Д согласный, твердый, звонкий.

-А теперь произнесите звук Т.

- Ему тоже дадим характеристику. Какой этот звук: гласный или согласный?

- Этот звук твердый или мягкий?

-Он звонкий или глухой?

-Звук Т согласный, твердый, глухой.

-Эти звуки очень похожи, но  все же они имеют отличие. Слушаем : Д-Т. В чем отличие?

-Сегодня в гостях у нас будут звуки Д ,  Т.

4. Дифференциация звуков на  слух изолировано, в слогах и словах.

- Я буду произносить разные звуки и слоги. Как только услышите звук Д –хлопните 1 раз , услышите звук Т –топните ногой 1 раз:

О,т,п,д,и,н,т,д,б,д…

Да,то,ма, но,ты, ка, ту, ду…

Том, сом ,дом, дым, мак.

-А теперь предлагаю подойти к чудо- домику и открыть  второе окно.  ….. (Мяч). Поиграем с мячом. Встанем в круг. Я кидаю мяч, называю слоги, вы повторяете и кидаете мяч обратно.

- Повторите за мной:

Да-та-та, да-да-та, ду-ту-ду….

-А теперь я вам буду кидать мяч и  называть два слова, вы повторяете только одно слово, где есть звук Д и кидаете мне мяч:

Дом-том,  дочка-точка, Даня-Таня, Толя-доля, тоска-доска, дрова-трава, Тома-дома, тачка-дачка.

 6.  Звуковой анализ слова.

-Заглянем в 3 окошечко…( «Светофор»).

У нас есть красивый дом.

-Составим схему слова  дом… Приготовьте «светофоры». Какой первый звук?

-Первый звук….Д. Он какой: гласный или согласный.?.......

-Сколько звуков в слове дом?

7. Пальчиковая гимнастика

Жили –были в домике

Маленькие гномики.

Токи, пики, Лики, Чики, Мики

Раз, два, три, четыре, пять .

Стали гномики стирать:

Токи-рубашки,

Доки-носочки,

Лики –платочки,

Чики - штанишки,

Микки умница был

Всем водичку носил.

 

Ставят руки домиком

Сжимают кулачки

Загибают пальчики, начиная с большого

Разгибают пальчики, начиная с мизинца

Трут кулачки друг о друга

Сгибают пальчики, начиная с большого

8.  Упражнение «Рисуем цепочкой».

-Откроем следующее окошечко…( Цепочки).

Дети выкладывают из цепочек двумя указательными пальчиками фигуры по образцу: прямоугольник, круг, «улыбочку». Затем одним пальчиком: треугольник, улиточку. Затем выкладывают буквы Д, Т.

9.Физкультминутка

Коля, Коля, Николай, за собой убирай!                                      

У тебя ленивы руки

Под столом ремень и брюки,

Не в шкафу рубаха,

Николай – неряха.

Идут по кругу друг за другом

Хлопают в ладоши

Приседают

«Рисуют» четырехугольник

Грозят пальчиком и качают головой

Задание на внимание: присядьте 3 раза, хлопните 3 раза, наклонитесь 3 раза. (дети выполняют задание)

-А теперь расскажите, что вы делали сначала, что потом.

Открываем следующее окно … ( 1000 рублей).

10. Игра «Магазин»

- А сейчас отправляемся в магазин. Вам бабушка прислала

                                                              На наряды 1000 рублей.

                                                              Что хотите выбирайте,

                                                              Но наряды покупайте

                                                              Лишь со звуками Т , Д в название.

Дети выбирают картинки  тапочки, трусы, халат, джинсы, жилет, туфли.

Отвечают на вопросы:

-Что ты купил?

-Какой в слове звук?

-Определи место звука в слове.

-Нам необходимо убрать вещи в шкаф. (вывешиваем на доску шкаф).

-Посмотрите внимательно, что есть в шкафу? Полки, ящик, вешалка.

-Где лежат  джинсы ?  (…..на полке)

-Где лежат  трусы? (…в ящик)

-Где висит  халат?  (….на вешалке)

-Где стоят  тапочки?  (..под шкаф)

-где стоят туфли?  (…около шкафа).

11. Итог занятия.

-Какие звуки были у нас в гостях?

-Звук Д и звук Т – это согласные звуки. Они очень похожи. Но все же, чем-то различаются.  Чем?

-Вспомните и назовите слова со звуком Д.

-И со звуком Т.

Открываем последнее окно в домике где лежат наклейки –поощрения  и раздаем их детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе

Занятие на тему «В гостях у солнышка»ВедущийЗдравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!Ушки на макушке ух, ух, ух!Здравствуй...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи " Волшебный цветок Речецветик"

Конспект  открытого  занятия  по  звуковой  культуре  речи "Волшебный  цветок  Речецветик"...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»

Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи: Старшая группа Тема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи:Старшая группаТема: «Путешествие звуков [С] и [Ш]»Учить детей отчетливо произносить звуки [C] и [Ш], дифференцировать в слогах, словах ...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "Звук- Ш"

Тема: Звуковая культура речи: звук шВозрастная группа: средняя, 4-5 летПредмет: развитие речи в детском садуФорма проведения: НОДФорма работы: групповая, индивидуальная.Учебно-мето...