Развитие речи : Тема: «Знакомство с алфавитом»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Перелыгина Валентина Сергеевна

Познакомить детей с русской азбукой, алфавитом. Учить детей запоминать буквы в определённом порядке. Продолжать учить читать и печатать слова с изученными буквами. Активизировать словарь детей по теме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с алфавитом»

Коррекционно-образовательные цели:

Познакомить детей с русской азбукой, алфавитом. Учить детей запоминать буквы в определённом порядке. Продолжать учить читать и печатать слова с изученными буквами. Активизировать словарь детей по теме.  

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие фонематического восприятия через выделение первого звука в словах; развитие навыка звуко-слогового анализа и  синтеза слов; развитие умения производить анализ предложения. Развитие речевого дыхания через проговаривание стихотворения на выдохе (громко, шепотом, с восклицанием, вопросительно). Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.

Воспитательные цели:

Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к чтению; воспитание активности и  усидчивости на занятии.

Оборудование:  картинка «Памятник Кириллу и Мефодию в Москве», «письмо древнего человека», карточка «возникновение буквы А», буквари, тетради, простые карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Сядет тот, чьё имя начинается со звука «А», «У», «В», «И», «К», «Т», «Ф», «Д», «Н».

Развитие речевого дыхания.

- Послушайте стихотворение:

Тридцать три родных сестрицы.

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- Сели прямо, проговорим этот отрывок хором на выдохе. Вдох носом, проговаривание на выдохе.

Индивидуально: проговорить громко, шепотом, с восклицанием, вопросительно.

Основная часть занятия:

  1. Рассказ о возникновении азбуки.

Русскую азбуку создали монахи Кирилл и Мефодий. (Кто такие монахи?) Они очень хорошо знали греческий и латинский алфавиты, поэтому многие буквы русской азбуки похожи на буквы этих алфавитов. И назвали сначала в честь монаха Кирилла – «кириллицей». Русский современный алфавит произошёл от меня  - русской азбуки – кириллицы. Слово «азбука» есть только в русском языке, и произошло оно от первых букв кириллицы – «АЗ» и «БУКИ» - АЗБУКА – это буквы только русского языка, расположенные строго по порядку. День рождения азбуки отмечается 24 мая – в день памяти монахов Кирилла и Мефодия.

    В мире много разных алфавитов: латинский, немецкий, французский, английский… Алфавит – это буквы какого-либо языка, расположенные строго по порядку. Большинство алфавитов произошло из древнего рисуночного письма. Люди рисовали рисунки и так передавали то, о чём хотели рассказать.

  1. Знакомство с алфавитом, его заучивание.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, которые стоят в строгом порядке:

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят буквы:

Песенка-азбука.  (Б. Заходер)

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!..

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

- Попробуйте повторить буквы алфавита с помощью этого стихотворения (3 – 4 ребёнка)

- Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, про какие буквы забыл автор стихотворения (Ё, Й, Ы, Ь, Ъ). Теперь я знаю, что вы запомнили все буквы алфавита. А как хорошо вы знаете все звуки и буквы я сейчас проверю. Только сначала отдохнём и выполним упражнение.

3.Физкультминутка «Алфавит»:

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, (ходьба на месте)

Знайте место все своё!

Жэ, Зэ, И, Й, Ка, эЛ, эМ, (прыжки на правой ноге)

Вспоминайте, кто за кем!

эН, О, Пэ, эР, эС, Тэ, У, (прыжки на левой ноге)

Стойте дружно все в ряду!

эФ, Ха, Цэ, Че, Ша и Ща, (повороты в стороны)

Размещайтесь не спеша!

Твёрдый знак и мягкий знак, (приседания)

Стойте рядышком, вот так!

Торопитесь Э, Ю, Я! (ходьба на месте)

Вот и в сборе вся семья!

  1. Выполнение заданий по букварю Нищевой Н.В. стр.101.102,103.
  2. Работа на карточках:

-напиши под каждой картинкой её название;

-составь из заданных букв слова.

  1. Составьте предложения по картинкам.

 -  Что ты прочитал?

- Из чего состоит предложение?

-Сколько слов в этом предложении?

- Как напечатано первое слово в предложении?

- Что ставим в конце предложения?

- Как печатаем слова в предложении?

Напиши предложение в тетради:  Под столом сидит кот.

Начертите схему этого предложения.

 Итог занятия. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и знакомству с окружающим в старшей группе на тему: «Животный мир водоёмов Таманского полуострова».

Познакомит детей с животным миром водоёмов Таманского полуострова. Учить различать рыб по внешнему виду, знать их повадки, место обитания....

Образовательная область “Развитие речи”. Тема занятия: “Знакомство с колыбельной песней”. Название занятия: “Колыбельной песни свет”.

Занятие проведено с детьми в первой младшей группе от 2 до 3 лет. Состав группы составляет 21 человек. Дети группы имеют ровное психо-эмоциональное развитие. Большое внимание в работе уделяется развит...

Развитие речи. Тема: « Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».

Развитие речи. Тема: « Знакомство с русской народной сказкой «Лиса и заяц».Цели: - продолжить знакомство с жанрами русского фольклора;- вызывать эмоциональный отклик на сказку ...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: «Знакомство с одеждой»

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов личной гигиены, одежды, обуви;Глаголами (идем, пошли, потеряла, наденем, обуем …);Прилагательными, наречиями....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»

Познакомить  детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения....

Занятие по развитию речи. Тема: Знакомство дошкольников с православным праздником Рождество Христово (для воспитанников средней группы).

Тема: Знакомство дошкольников с православным праздником Рождество Христово (для воспитанников средней группы).Цель: познакомить дошкольников с праздником Рождества Христова.Задачи:Познакомить детей с ...