Проект «Мой веселый язычок» для детей 2-3 лет
проект по развитию речи (младшая группа)

Третьякова Анастасия Альбертовна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Проект разработан с целью создания условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего и среднего возраста, через применение артикуляционной гимнастики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_veselyy_yazychok.docx62.63 КБ

Предварительный просмотр:

edited

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»

(МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Проект по формированию произносительной стороны речи

«Мой веселый язычок»

у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

                                                                                                                                  Разработала:

Третьякова А.А..

Ханты-Мансийск

Паспорт программы

Контингент

Дети младшего и среднего дошкольного возраста

Правовые основы программы

Конвенция о правах ребёнка; законы РТ и РФ «Об образовании»;

 инструкции по технике безопасности;

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического

недоразвития у детей»Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Разработчики программы и основные исполнители

Учитель-логопед Третьякова А.А.

Цель программы

Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.

Тип проекта краткосрочный

Срок реализации

С 1 октября 2022 года по 30 апреля 2023 года

Задачи

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных

укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных

звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

Ожидаемые результаты

Должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного

аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

 

Пояснительная записка

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе  правильного развития речи. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

  1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. 


2. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. 


3. Развитие фонематического слуха. 

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. 

Проект «Мой веселый язычок»  разработан в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами   и локальными актами МБДОУ.

Основной базой программы являются:

  • образовательная Программа МБДОУ "Детский сад № 1 "Колокольчик";
  • примерная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  • Программа реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
  • Декларация прав ребёнка. Права ребёнка. Основные международные документы. — М., 1992. «Развитие образования» на 2013—2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства РФ).
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012— 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761).
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года  № 273-ФЗ).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 17 октября  2013 года № 1155).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 30 августа 2013 года № 1014).
  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении» от 20 сентября 2013 года № 1082).
  • Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 года № 08-1408).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26).


Цель- создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего и среднего возраста, через применение артикуляционной гимнастики.

Задачи:
   1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. 
    2.Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков) .

4. Развивать движения кистей и пальцев рук. 

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания; 

6. Развивать фонематические представления и навыки. 

Программа рассчитана на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Включает  в себя 27 занятия. Занятия проводятся один раза в неделю, продолжительностью 15 минут. 

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д, песочная терапия и др.) 

3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. 

4. Физминутка.

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений



Ожидаемый результат:

  1. четкое представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;
  2. умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные  упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
  3. привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  4. осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников; логопедическое просвещение педагогов.

Мониторинг проекта.

Для выявления уровня развития артикуляционной моторики были подобраны следующие упражнения:

1. «сделай как..»

«Лягушки улыбаются»

Растянуть губы в улыбке.

 «Волк»

Просим ребенка показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук «у - у - у») .

«Змейка»

Просим ребенка показать, как шипит змейка, быстро выбрасывая и втягивая язык.

«Лошадка»

Прищелкивая языком, цокать, как лошадки.

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно выполняет все задания. Поиск артикуляторной позиции не затруднен. Язык не отклоняется от заданного игровой ситуацией положения. Движения губ и языка довольно четкие, координированные. Легкая усталость.

2 балла: Все задания ребенок выполняет, легко находя артикуляторную позицию. Движения языка и губ координированные. К концу упражнения наблюдается сильное истощение и замедление темпа.

1 балл: Ребенок, выполняя упражнения, затрудняется быстро найти позицию губ и языка. Движения нечеткие, не плавные. Наблюдается быстрая истощаемость, присутствуют ошибки.

0 баллов: Движения губ и языка затруднены. Не все задания выполняются, темп выполнения медленный.

2. «Сказка о веселом Язычке»

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно участвует в действии, не задумываясь находит позицию органов артикуляции. Активен, движения быстрые. Небольшая усталость.

2 балла: Ребенок выполняет все игровые задания. Но к концу сказки наблюдается истощение, появляются ошибки, темп выполнения упражнений замедляется.

1 балл: Игровые задания с произнесение гласных выполняет нечетко, сильно затруднено нахождение правильного положения языка и губ, темп замедленный.

0 баллов: Ребенок не успевает выполнять игровые задания, ориентируется на других детей и повторяет частично за ними. Артикуляция сильно затруднена.

3. Игровые упражнения на дыхание.

«Бабочка»

Предлагаем детям дуть на маленькую бабочку, сидящую на листике из бумаги, показать как красиво и плавно она взлетает. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Дети выполняют упражнения после показа педагога.

«Мыльные пузыри»

Игра с пусканием мыльных пузырей. Дети по очереди выдувают мыльные пузыри, стараясь выпустить струю воздуха плавно, но довольно сильно. Так выдувается больше мыльных пузырей.

«Попади в ворота»

Детям предлагаем по очереди задувать ватные шарики в ворота, как футболисты.  Выдох должен быть не только сильным, но и целенаправленным.

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно выполняет упражнения, дыхание не затруднено. Выдох сильный, целенаправленный. Чаще всего задания выполняются успешно, четко, правильно.

2 балла: Ребенок старательно выполняет задания. Струя воздуха довольно сильная, но часто отклоняющаяся от необходимой траектории.

1 балл: Задания ребенком понимаются правильно, но выдох слабый. Струя воздуха не целенаправленна. Только некоторые попытки выполнить задание являются успешными.

0 баллов: Ребенок сильно затрудняется в выполнении задания. Долго ищет подходящую позицию органов артикуляции. Выдох очень слабый, координация плохая.

Для оценки артикуляционной моторики детей определены следующие уровни ее развития:

Высокий уровень (6 и более баллов): Движения органов артикуляции свободные, легкокоординируемые, четкие. Темп выполнения заданий довольно быстрый, относительно постоянный. Быстрая смена положения языка и губ. К концу выполнения заданий наблюдается лишь легкая усталость.

Средний уровень (3-5 баллов) : Большинство игровых заданий выполняются ребенком успешно. Движения координированные, четкие. Небольшие проблемы в поиске артикуляторной позиции. Довольно замедленный темп выполнения заданий.

Низкий уровень (0-2 баллов) : Ребенок затрудняется в выполнении упражнений. Движения языка и губ нечеткие, смазанные. Темп выполнения заданий очень медленный. Сильное истощение, практически нет успешно выполненных заданий.

Календарно тематический план

Сентябрь

3 неделя

Артикуляционные упражнения  «Лягушка», «Слоник»

Цель:выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Су-Джок терапия

Пальчиковая игра «Черепаха»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

«Бабочка-лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

« На улице»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

4 неделя

Артикуляционные упражнения  «Лягушка», «Слоник»

Цель:выработать подвижность и активность губ, уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Су-Джок терапия

Пальчиковая игра «Черепаха»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

«Бабочки»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

4.«Мишки пляшут»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

Ноябрь

1неделя

1.«Месим тесто"

Цель:Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Су-Джок терапия

Пальчиковая игра «Ёжик»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

«Бабочка-лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игра «Узнай по звуку»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

« На улице»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

2 неделя

«Вкусное варенье»,

Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

«Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игра «Шумовые баночки»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

«Мишки пляшут»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

3неделя

 «Лопаточка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Игры "Пальчиковые шаги"

Цель: подготавливать руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность; способствовать развитию речи.

 «Бабочки»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Игра «Где хлопнули?»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Коляска»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

4неделя

1.«Мост» 

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Су-Джок терапия

Логосказка "Ёжик"

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Чей кубик подымиться выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

 Игра «Где позвонили?»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Качели»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

Декабрь

1 неделя

«Месим тесто», «Иголочка»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Использование Су-Джок терапии Пальчиковая игра «Игрушки»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Фокус»

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги ( 3 x 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Игра «Кто быстрее?»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

«Коляска»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики.

2неделя

«Вкусное варенье»

Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

2. Использование Су-Джок терапии

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Игра «Полянка»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Качели»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

3 неделя

«Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

 Сухой бассейн «Следопыт»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторки

 «Паровозик свистит»

Цель: выработка плавной, непрерывной струи

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист.

Игра «Высоко-низко»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

5. «Школа»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

4 неделя

«Горка»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка.

Массаж пальцев кистей рук эластичным кольцом.

Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыре-пять"

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Задачи:

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

 «Охотник идёт по болотам»

Цель: распределение воздушной струи по бокам

Игра «Тихо-громко»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Дождик»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

Январь

2неделя

«Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

Игра «Метель»

Цель: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из — под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна до финиша.

«Фасолевые гонки»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

«На лошадке»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

2 неделя

 «Индюк»

Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

Массаж пальцев эластичным кольцом. Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыри-пять"

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Чья фигурка дальше улетит»

Цель: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ

Игра «Дует ветер»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

«На велосипеде»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

3неделя

«Часики»

Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Массаж пальцев эластичным кольцом. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

«Горох против орехов»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха

Проводится матч на «футбольном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2 — 3 горошины и 2 — 3 ореха предварительно разбросаны по всему полю

Игра «Громко-тихо»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «День рождения»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

Февраль

1неделя

«Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Пальчиковая игра «Пальчики»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Новогодние трубочки — шутки»

Цель: развитие длительного плавного и сильного выдоха.  Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

Игра «Три медведя»

Цель:развивать умение менять высоту голоса.

«Марш медвежонка»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

2неделя

 «Наказать непослушный язычок»

Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка.

Пальчиковая игра «Семья»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Кораблик»

Цель: учить чередованию е сильного и длительного плавного выдоха.

Игра «Близко-далеко»

Цель:учить различать высоту голоса

 «Пальчики»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

3неделя

 «Часики»

Цель. Продолжать выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Пальчиковая игра «Родные братья»"

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

«Вертушка»

Цель:развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Игра «правильно-неправильно»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Тихо куколка»

Цель: развитие слуховой памяти и общей моторики

4неделя

Чередование «Слоник - лягушка» «Как язычок пил чай с друзьями»

(Н.В.Рыжова)

Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую

Пальчиковая игра «Родные братья»"

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Мыльный пузырь»

Цель: развитие длительного плавного выдоха;

Игра «Слушай и выбирай»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание

 «Куколка»

Цель: развивать координацию речи и движений

Март

1неделя

 «Как язычок отметил день рождения»

(Н.В.Рыжова)

Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Пальчиковая игра «Семья»

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

 «Забей гол в ворота»»

Цель: развитие длительного плавного выдоха;

Игра «Слушай и выбирай

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

«Солнышко»

Цель: развивать координацию речи и движений

2неделя

 «Как язычок ходил в гости к белочке»(Н.В.Рыжова)

Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Использование Су-Джок терапии.Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).

Цель: Стимуляция биологически активных зон.

 «Горка»

Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки».

Игра «Какое слово отличается?»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Марш медвежонка»

Цель: развивать координацию речи и движений

3неделя

 «Как язычок варил грибной суп»

Цель: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую,растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ]

Использование Су-Джок терапии.Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).

Пальчиковая игра "Черепаха"

Цель: Стимуляция биологически активных зон

«Снег идёт»

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Игра «Одинаковые или разные?

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Пальчики»

Цель:развивать координацию речи и движений

4неделя

 «Как язычок навещал любимых питомцев»

Цель:: учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую, растянуть подъязычную связку для звуков, подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]

«Игры с прищепками»

Цель: Стимуляция биологически активных зон

 «Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Игра «Похлопаем»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Садовники»

Цель:развивать координацию речи и движений

Апрель

1неделя

 «Как Мишка искал мед»

Цель:учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

«Игры с прищепками»

Цель:развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

 «Песня ветра»,«Бульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц, развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Игра «Что лишнее?»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

«Мячик»

Цель:развивать координацию речи и движений

2неделя

 «Как язычок гулял в лесу»

Цель:учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).

Цель:Стимуляция биологически активных зон

«Катись карандаш»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Игра «Инопланетянин»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Кот и мыши»

Цель:развивать координацию речи и движений

3неделя

 «Как язычок катался на велосипеде», «Пароход гудит»

Цель:учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

«Игры с прищепками»

 Цель:развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

«Весёлые шарики»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Игра «Отстукивание слогов»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

 «Крокодил»

Цель:развивать координацию речи и движений

4неделя

«Как язычок строил дом»

Цель:учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).

Цель:развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.

«Воздушные шарики»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 Игра «Доскажи словечко»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

«Спать пора»

Цель:развивать координацию речи и движений

Ожидаемые результаты: В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Май

1 неделя

Артикуляционные упражнения «Лягушка»;«Окошко»

Цель: познакомить с органами артикуляции, уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Су-Джок терапия

Знакомство детей с массажером , правила его использования.

Цель: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.

«Кто дальше загонит мяч?»

Цель :вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

4. Игры:«Тишина», «Чей звук», «Музыканты»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.

Задачи:

-Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

2 неделя

Артикуляционные упражнения  «Лягушка», «Слоник»

Цель:выработать подвижность и активность губ.

Массаж Су-Джок шарами

Цель использования Су-Джок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

Игра "Я мячом круги катаю"

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Игра «Угадай на чём играют», «Музыканты»

Цель:развивать слуховую память и слуховое внимание.


Работа с родителями:

1. Сообщение в рамках родительского собрания «Общее недоразвитие речи – определение, признаки, причины возникновения».

2. Консультация «Строение артикуляционного аппарата».

3.Игровой практикум «Выполнение основных артикуляционных упражнений».

4. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.

5. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.

Работа по развитию артикуляционного аппарата должна проводиться в тесном контакте с родителями. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнoпедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Ожидаемый результат

· нормализация мышечного тонуса;

· улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата;

· увеличение амплитуды и объема движений во всех мышцах артикуляционного аппарата;

· улучшения в звукопроизносительной сфере.

Оценка результативности

После проведения курса занятий логопедом проводится итоговое обследование состояния артикуляционного аппарата и состояние звукопроизношения по тем же методикам, что и первичное обследование Результаты фиксируются в карте обследования ребенка, проводится анализ. По результатам анализа логопед дает рекомендации по дальнейшей логопедической работе.

Материально-методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в светлом, проветренном помещении. Для обеспечения работы проекта необходимо следующее оборудование:

  • -настенное зеркало
  • речевые палочки (пластмассовые палочки типа счетных, обработанные дезинфицирующим раствором),
  • грецкие орехи,
  • массажные ежики,
  • карандаши с гранями,
  • мячики-попрыгунчики,
  • бельевые прищепки,
  • демонстрационные карточки с изображением органов артикуляции,
  • ватные диски,
  • индивидуальные зеркала,
  • «поддувалочки» (листочки, птички, фонтанчики и др.),
  • резиновые игрушки,
  • комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Литература:

1. Т.Л. Чернова 500 оригинальных пальчиковых игр/Т.Л. Чернова; худож. Е.

Кравцова. – Харьков: Книж. Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО

«Книжный Клуб» Клуб семейного досуга», 2012.- 256с.: ил.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения

Издательство: Гном и Д Год: 20052.

3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:

Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с., ил.Крупенчук Ольга Игоревна, Воробьева Татьяна Анатольевна

Издательство: Литера, 2007 г. Серия: Уроки логопеда

4. Нищева Н.В. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада.

– СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32 с.: ил.

5. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого

дыхания у дошкольников с нарушениями речи/ Под ред. Л.И. Беляковой. –

М.: Книголюб, 2004. – 56с. (Логопедические технологии.)

6. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ

классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2007. – 186 с.

7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. -2004г.

8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей Издательство: ТЦ Сфера Год: 2013 Серия: Библиотека



Приложение 1

Упражнения артикуляционной гимнастики

«Лягушка»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребёнка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних зубов. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребёнок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

«Окошко»

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Лягушка» медленно открывать рот. Расстояние между зубами от 1 см до 1,5 см, но не более. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

«Слоник»

Цель:выработать подвижность и активность губ.

Методические рекомендации: из положения «Лягушка» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре губ не было дырочки. Круговая мышца губ собирается в морщинки (вокруг контура губ незначительное побледнение кожи). Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

«Лягушка» – «Слоник» (чередование)

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.Методические рекомендации: из положения «Лягушка» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5 – 6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

«Месим тесто»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

«Вкусное варенье» («Чашечка»)

Цель: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2 – 3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

«Чашечка» Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка» - «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 – 4 раза. Широкий кончик языка загибается вверх.

«Лопаточка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто».

«Мост»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Лягушка» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев надо провести логопедический массаж для подавления гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции

«Иголочка»

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.

Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно упражнения «Лягушка» - «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 – 4 раза. Широкий кончик языка загибается вверх.

Упражнение "Индюки"

Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.

2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

«Часики»

Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.

Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Качели»

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Наказать непослушный язычок"

Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки " п я - п я - п я ". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти—десяти.

Методические указания.

1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи

«Барабан»

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Лошадка цокает» стучать языком и произносить звук [ д ]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [ т ]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос, и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [ д, т] 5 – 6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [ д ] или [ т].

«Маляр»

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в переднезаднем направлении 3 – 4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

«Парус»

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [ р ], [ л ].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Лягушка» – «Окно» – «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был одновременно напряженным и широким, и определялась подъязычная связка. Удерживать под счет до 5. Язык поднят кверху.

«Холодный ветер»

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [ с ] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Лягушка» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3 – 4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [ с ]. Подуть на язык. Кисть руки под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

«Пароход»

Цель: подготовка артикуляции для звука [ л ].

Методические рекомендации: из положения упражнения «Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышаться слоги ла–ла–ла. Повторить 5 раз.

«Пароход гудит»

Цель: вызвать звук [ л ] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3 – 4 раза.

«Приклей конфетку»

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

«Дятел»

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Барабан» произносить звук [ д ] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: « Д – ддд », « Д – ддд » (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3 – 5 таких серий.

«Пулемет»

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: « Д – ддд » плюс толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «д рррр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение «Фокус». Язык вверху стучит по альвеолам со звуками « Д – ддд ». После произнесения «Д – ддд» – сильно подуть на язык.

«Цокает лошадка»

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. Удерживается рукой. Выполнить 5 – 6 раз. Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.


Приложение 2

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

Су-Джок терапия. Примеры игр.

1. Массаж Су-Джок шарами.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Пальчиковая игра «Семья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.)

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

Приложение 3

Дидактические игры для формирования фонематических процессов

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули? », Игра «Где позвонили»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

- дифференциация по темпу (быстро - медленно)

"Кто быстрее? "

- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)

Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер».

Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Дуетлёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо».

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Близко – далеко».

Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом) .

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно".

1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.

Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска

Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра» «Какое слово отличается? ».

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

- дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные».

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем».

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? ».

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-выделение гласных из ряда звуков.

-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

-узнавание гласных на фоне многосложных слов.

-выделение согласных из ряда других звуков.

- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

Игра «Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством слогов

Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Игра «Слоговой поезд».

Цель: упражнять детей в делении на слоги.

Паровоз с тремя вагонами. На 1м схема 1 слога, на 2м -из 2х слогов, на 3м-из 3х слогов. Детям необходимо «расселить картинки в нужный вагон.

Игра «Пирамида».

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.

Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.

Игра «Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Игра «Чудесная удочка»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Наш веселый язычок" во 2 младшей группе

Данный проект  - это  система занятий  логопеда  и воспитателя группы с детьми 2 младшей группы  по развитию речи (как профилактика возникновения речевых нарушений и работа с ...

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...

Проект студии речевого развития «Веселый язычок» для детей 3-5 лет.

Проект разработан для детей 3-5 лет, с целью профилактики речевых нарушений....

Логопедический проект «Путешествие Веселого Язычка

Цель проекта:• Повышение интереса родителей и детей к коррекционному процессу Задачи: • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,...

Кружок по речевому развитию "Веселый язычок" для детей 3-4 лет.

Предлагаемую разработку кружка можно использовать в работе по речевому развитию детей воспитателю доу, как общеразвивающего вида, так и в группе коррекционной направленности....

Проект "Наш веселый Язычок"

Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мой веселый язычок»

Проблема:- недостаточная подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов.Цель: выраб...