Конспект занятия "Речевое развитие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ланскова Дарья Сергеевна

Тема: «Гласный звук [е], буква Е, е — показатель мягкости согласных звуков.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовки обучению грамоте в подготовительной

группе.

Подготовила: Ланскова Д.С.

Тема: «Гласный звук [е], буква Е, е — показатель мягкости согласных звуков.»

Цель: создавать условия для знакомства со звуком Е, е.

Задачи:

- производить звуковой анализ слов;

- развивать связную речь, усидчивость, внимание;

- воспитывать усидчивость, внимательность и аккуратность.

Оборудование: рабочая тетрадь, простой и цветные карандаши

-Здравствуйте ребята, к нам в группу пришло письмо от Почемучки!

«Здравствуйте, уважаемые ребята! Помогите мне попасть в волшебную страну. Там пропущена одна буква и я не могу прочитать название страны»)

Ну что, ребята, поможем Почемучке?

Знакомство с новым материалом

-Ребята сегодня мы познакомимся со звуком «Е», с буквой «Е», но сначала сделаем артикуляционную разминку - выучим скороговорку:

Женя на скамейку села,

Справа-Сева,

Слава - слева.

 Характеристика звука «Е».

-Молодцы. Ребята, посмотрите, как я произношу звук «Е».

Зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот, голосовые связки напряжены, колеблются, в результате образуется голос, и я произношу звук «Е».

-Попробуйте вы произнести звук «Е».

- Я сейчас прочту стихотворение, слушайте внимательно: в каких словах есть звук «Е».

Громко топал слон ногами!

- Не хочу играть я с вами,

Я сегодня так сердит

Потерял я аппетит!

-Ребята, назовите слова, где звук «Е» стоит в начале слова (ответы детей)

-А теперь назовите слова где звук «Е» в середине слова (ответы детей)

-Назовите слова где звук «Е» в конце слова (ответы детей)

Теперь, ребята, я покажу вам серию картинок, где звук [е] находится в разных позициях:

- в начале слова: ель, ел, ехать, Ева, енот;

-в середине: лещ, валенки, веник, леска;

-в конце: поле, море, горе;

- с двумя звуками [е]: мебель лебеда, метель.

Дети приводят свои примеры, вспоминают имена, в которых есть звук [е], составляют небольшие рассказы.

-Молодцы! Как вы думаете звук «Е» гласный или согласный? (ответы детей)

-Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)

-Почему они называются гласными? (ответы детей)

-Какие еще бывают звуки?

-Согласные

-Почему их называют согласными? (ответы детей)

-Твердые и мягкие звуки

-Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)

-Звонкие и глухие.

-Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей)

-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка

Буратино подтянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(соответствующие движения)

-Ребята, звук «Е», обозначается буквой «Е».

Этой буквой обозначается мягкость согласных.

«Лена гребнем причесалась,

В нем три зубчика осталось».

-Обратите внимание буква «Е» состоит из трех палочек,

Самая длинная - сверху вниз, вверху - слева направо.

В середине и внизу - слева направо.

-Попробуем «прописать» букву «Е» в воздухе.

Выполнение задания № 2 из рабочей тетради.

Каким цветом мы будем штриховать букву Е, е? Почему? (штрихуем красным

цветом, т.к. это гласный звук.)

Напишите печатную букву Е, е по образцу.

Выполнение задания № 3 из рабочей тетради.

Мы будем читать слоги с буквой Е, е и внимательно слушать звук, который она

обозначает.

Итак, буква Е, е подает «мягкую команду».

Выполнение задания № 4 из рабочей тетради.

Назовите предметы, изображенные на картинках. Назовите первые звуки в

словах. (Дети выполняют задания.) Раскрась звуковую схему к любому

подходящему слову.

Выполнение задания № 5 из рабочей тетради.

Составьте слова из данных слогов. (лото, лето, село)

Что обозначают эти слова? (ответы детей)

Выполнение задания № 6 из рабочей тетради.

Заштрихуйте рыбку сверху вниз наклонными линиями.

А теперь обведите лодочку. Ставим карандаш на соединение паруса и лодочки,

ведем влево, вверх, вправо, вверх, вниз, вправо, вниз по наклонной и влево.

Поднимаемся вверх и поворачиваем вправо до места соединения.

Занимательное упражнение «Загадки, складки»

Содержание:

В упражнении принимает участие игрушка тигренок.

Тигренок читает стихи, в которых не достает последнего слова,

«просит детей, подсказать это слово»

«В нашем садике поверьте,

Целый день играют. (Дети) .»

«В зоопарк открыли двери

Здесь гостей встречают. (Звери) »

«Понеслись к другой планете

Космонавты на. (Ракете) »

Молодцы ребята справились со всеми заданиями и теперь мы с вами можем прочить название волшебной страны «КАРАМЕЛЬКА»

Подведение итогов занятия.

1. Какой секрет про букву Е, е вы знаете? (она обозначает два звука в начале

слова)

2. Назовите слова которые начинаются на букву Е, е. (енот, ежевика, ель)

3. Какую команду подает буква Е, е согласным звуком? (смягчает согласные

звуки)

4. Назовите слова в которых есть буква Е, е. (лето, небо, лес и т.д.)

Итог.

-Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей)

- Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)

-Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо.

-На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»

и буквой «Е».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитие логического мышления на основе сенсорного развития в первой младшей группе

Занятие.«Потерянные бусы».Программное содержание.Образовательные задачи:                        Обучать способам логического мышления, разви...

Конспект по развитию речи в группе раннего развития «Рассматривание грузовика».

Конспект по развитию речи " Рассматривание грузовика"...

Конспект познавательного развития. Художественное эстетическое развитие.

Учить детей обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках....

Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"

Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи  «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: « Я и моя семья». Конспект по развитию речи.

Целью является формирование у детей правильного представления о семье, чувство собственного достоинства.Задачи:Обучающие:– Учить эмоционально и активно участвовать в диалоге с воспитателем и дру...

конспект НОД развитию речи и познавательному развитию, на тему: "Осень глазами художников"

Конспект НОД по развитию речи и позновательному развитию  к презентации  , на тему : "Осень глазами художников"...