Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию. Тема: "Путешествие на остров "Вежливости""
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мазитова Ольга Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ostrov_vezhlivosti.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Технологическая карта занятия по речевому развитию  

 Тема: «Путешествие по острову Вежливости»

Старшая группа.

Цель: обобщение и расширение знаний детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения.

Задачи: 

-упражнять в использовании вежливых слов;

-развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

-воспитывать культуру общения.

Словарная работа:

обогащение словаря – этикет, комплимент,  грубость, взаимовыручка, трусость,  невоспитанность;

активизация словаря -  спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, честность, дружба,  вежливость, доброта.

Материалы и оборудование:  картинки с изображением хороших и плохих поступков,  красные и зелёные кружки (по количеству детей), атрибуты для сценки, 2 корзинки (белого и красного цвета)

Способы (методы и приёмы): художественное слово (стихи); сюрпризный момент; вопросы; указания; поощрение, ситуативный разговор.

Подготовительная работа (предварительная работа): чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо». Чтение стихов на тему «Как вести себя в гостях». Чтение стихов из книги «Большая книга правил поведения для воспитанных детей». Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо?». Разбор бытовых ситуаций с оценкой поступка

Формы организации:  фронтальная, в группе.

Планируемый результат занятия: обогащение  знаниями детей о хороших и плохих поступках, вежливого поведения

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно-мотивационный этап

(вводная часть)

3 мин.

-заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

-вызвать положительные эмоции.

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (да)

- Хотели бы вы отправиться в путешествие по острову Вежливости? (да). Там нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда с ними справимся.

- Прежде чем отправиться в путешествие мы должны решить, что возьмём с собой: честность, дружбу, грубость, взаимовыручку, трусость, вежливость, невоспитанность, доброту. (обсуждение качеств)

- Ребята скажите пожалуйста на чём мы можем отправиться на остров? (на пароходе, корабле)

- Итак, отправляемся в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом пароходе.

Как весело, как весело, отправиться с друзьями.

И в это путешествие гостей зовем мы с нами!

-Да!

Ответы детей.

Дети повторяют.

2.

Основной этап

18 мин.

-решить поставленные задачи

2.1.

Этап

постановки проблемы

-настроить детей на предстоящую деятельность;

-активизировать мыслительную деятельность

 - А вот и наша 1 остановка «Добрые слова». Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.   (ананас)                        

2.2.

Этап  восприятия материала

-упражнять в использовании вежливых слов;

-развивать у детей навыки вербального общения с окружающими их людьми;

-воспитывать культуру общения.

-  Задание 1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день.)

 - Молодцы! А ещё можно кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

-Что вы говорите, когда уходите из детского сада? (До свидания, пока, до скорой встречи.)

-Правильно! Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, прошу прощения.)

 -В каких случаях нужно говорить «спасибо»? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь)

-Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (когда о чём ни будь просим)

-Ребята, а Может ли, вежливое слово потерять свою волшебную силу? (Когда сказано грубым тоном)

Когда, по-вашему, это бывает? (когда говорят грубо, без настроения, без улыбки) 

-Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой. (банан)

 Задание 2: игра «Вежливая просьба».

-Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». (поднимите правую руку, пожалуйста; улыбнитесь соседу пожалуйста) (Кокос)

Задание 3: игра «Доскажи вежливое слово»:

-Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему привет

А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, здравствуй »

К осьминожке камбала в понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье ей сказала До свидания

Неуклюжий песик Костик мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, но сказал он извини

Трясогузка с бережка уронила червяка,

И за угощенье рыбка ей пробулькала спасибо

Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала! »

Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «пожалуйста»

Бык ромашек накосил и барана пригласил.

Тот один съел угощенье, но сказал: «прошу прощенья »

Девочка Рита возле дорожки, стол накрывает собаке и кошке, плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам аппетита»

 Задание 4: игра «Антонимы» (игра с мячом).
- Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну, что попробуем?
-Злой - добрый,  

-Слабый - сильный,

-Грубый - вежливы,

-Глупый - умный,

-Плохой - хороший,

-Грустный - весёлый

-Молодцы, ребята, с заданиями на первой остановке все справились!

Отправляемся на 2 остановку! Она называется «Верные друзья».

- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

- Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Задание 5: игра-упражнение «Окажи любезные знаки внимания друг другу».

-Для этого распределим роли.

Мама подходит вместе с девочкой к двери. Девочка пропускает, ее вперед.

- Мальчик уступает в автобусе место девочке.

- Девочка (имя) помогает Бабушке до нести тяжелые пакеты домой.

- (имя) делает комплимент (имя).

- Мальчик знакомится с девочкой.

-Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

 Задание 6: игра: «Веселые детки».

-Я буду называть вам ситуации, а вы, молча, показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним. Все поняли?

-Никогда не делись игрушкой с другом.

-Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

-Не старайся всегда быть первым.

-Злись и завидуй, когда проигрываешь.

-Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

-Никогда не уступай, спорь по пустякам.

-Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

-Умей принять помощь, совет и замечание друга.

-Если друг попал в беду, не помогай ему.

-Решай споры словами, а не кулаками.

-А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

 

 Ответы детей:

-Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день.

- До свидания, пока, до скорой встречи.

-Спасибо, пожалуйста, извините, благодарю, прошу прощения.

Ответы детей.

-В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь.

-Когда сказано грубым

Дети выполняют движения за воспитателем.

-Привет!

-Здравствуй!

-До свидания!

-Извини!

-Спасибо!

-Пожалуйста!

-Прошу прощения!

-Аппетита!

-Да!

-Добрый!

-Сильный!

-Вежливый!

-Умный!

-Хороший!

-Весёлый!

Ответы детей.

Дети обыгрывают общественные ситуации.

-Да, будем дружить!

-Да!

Дети поднимают красные и зелёные кружки.

Дети повторяют советы Леопольда

2.3.

Этап практического решения проблемы

-обеспечить детей двигательной активностью.

-закрепить знания  детей  в употреблении вежливых слов, различать хорошие и плохих поступков.

 -Устали?

-Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

 Физкультминутка

Раз подняться, потянуться

Два нагнуться разогнуться

Три в ладоши 3 хлопка

Головою 3 кивка.

На четыре руки шире

Пять руками помахать

Шесть на место снова сесть.

-А теперь, нас ждут задания на третьей остановке «Хорошие поступки».

Задание 7. «Оцени поступок».

 - Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Вы должны определить, какой поступок на ней изображен хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам – с плохим поступком красный кружок, с хорошим -  зеленый кружок.  Всем понятно?

- Ребята, а какие хорошие поступки вы совершали?

-Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи

Задание 8: Игра «Комплименты»

 – Игру мы начнем со слов: «Мне нравится в тебе…»

- Какие комплименты можно сказать маме?( -Мама, у тебя красивые волосы. -Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься.

-Мама, ты такая рукодельница. -Мама, ты так вкусно готовишь.)

- Какие комплименты можно сказать папе? (-Папа, ты самый сильный на свете.

-Папа, ты здорово играешь в футбол. - Папа, ты очень трудолюбивый.)

 

-Да.

Дети встали, улыбнулись,

Потягиваются,

Двигают плечами,

Поднимают, опускают,

Поворачиваются влево, вправо,

Поднимают колени до рук,

Приседают, встают,

Бегут на месте.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

Все дети  играют в игру.

-Да, умеем!

Ответы детей.

-Мама, у тебя красивые волосы. -Мама, ты такая красивая, когда улыбаешься.

-Мама, ты такая рукодельница. -Мама, ты так вкусно готовишь.

-Папа, ты самый сильный на свете.

-Папа, ты здорово играешь в футбол.

- Папа, ты очень трудолюбивый.

3.

Заключительный этап

4 мин.

-показать результат всего занятия.

-формировать умения анализировать свою деятельность.

- Ребята, Вы все молодцы, выполнили все задания. А теперь нам пора возвращаться: Раз, два, покружись, в нашем зале очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

- Ребята, посмотрите, какие красивые бусины. Скажите, какого они цвета? (уточняю белый - это светлое, а черный – это темное). А как вы думаете, какой цвет подходит для вежливых слов (уточняю: ведь вежливые слова – это какие? Добрые, волшебные, значит к какому цвету они подходят). Возьмите по одной бусинке, и, нанизывая их на ниточку, назовите по одному волшебному слову.

Ответы детей.

Дети называют вежливое слово и вешают бусинку на ниточку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по социально- коммуникативному развитию

Игровая деятельность "В гостях у сказки"...

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности) «Путешествие в лес» (подготовительная к школе группа)

Программное содержание:-Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.-Расширять у детей знания и представления о грибах.-Обогащать словарный запас детей, разв...

Конспект просмотра открытого занятия ОО «Социально-коммуникативное развитие» (социализация) Тема: «Моя семья» II мл. группа

Конспект просмотра открытого занятия ОО «Социально-коммуникативное развитие» (социализация) Тема: «Моя семья» II мл. группа ...

Открытое занятие по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Тема "Путешествие на телепередачу "Моя семья"

Цель: Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье.Задачи:- Закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;- Закреплять представления о домашних обязанност...

Конспект открытого занятия по художественно- эстетическому развитию Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цель: Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкальных способностей.Задачи: -содействовать развитию способности различать и воспроизводить звуки различной длительности с помощь...