ПРОЕКТ на тему: «Говорушки»
проект по развитию речи (младшая группа)

Егорова Светлана Николаевна

Актуальность проекта.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_govorushki.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ на тему: «Говорушки»

Руководители:

воспитатели группы 1

Егорова С.Н.

                                   

г. Калининград

2023 г

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ «Говорушки»

Вид проекта

Речевой, художественно - эстетический, трудовой воспитательный, игровой.

Разработчик Проекта

Руководители:

воспитатели группы 1 Егорова С.Н.              

Основные

участники проекта

Педагоги, воспитанники, родители.

Место реализации проекта

г. Калининград, МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель проекта

Развитие речи у детей раннего возраста посредством русской – народной сказки и через малые жанры фольклора.

Основные    задачи       проекта

1. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

2. Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

3. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.

4. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

Гипотеза проекта

Если использовать русскую народную сказку и малые жанры фольклора наряду с современными методами обучения, улучшится речь и повысится уровень познавательной и коммуникативных способностей детей.

Ожидаемые результаты проекта

1.Сформируются представления у детей о культурно-гигиенических навыках  через малые жанры фольклора.

2.Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

3.Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, сказкам.

4.Обогатится и активизируется словарный запас детей.

5.Дети  овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

Критерии эффективности проекта

1.Обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в игре и других видах деятельности. Способствовать формированию умений отображать в играх знакомые жизненные ситуации. 2.Формировать умения овладения основными игровыми навыками и способами.

3.Развивать самостоятельность в подборе предметов и игрушек необходимых для выполнения игровых действий.

4.Формировать умения воспроизводить два взаимосвязанных действий, выполняемых ранее в отдельности (искупать куклу - уложить спать).

5.Обучать  детей к использованию в игре дополнительный материал, заменяющего недостающие предметы.

6.Обучать играть не мешая друг другу. Формировать умение просить игрушки, обмениваться ими, оказывать элементарную помощь взрослому, с помощью педагога распределять действия. Воспитывать чувство симпатии друг к дугу.

7.Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча). Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигнал.

Основные принципы проекта

Речевой, художественно - эстетический, трудовой воспитательный, игровой.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Компьютер, телевизор, ресурсы сети «Интернет», принтер, бумага, книги, печатная продукция: картотека  народных игр, скороговорок, потешек, пословиц и загадок, папки -  передвижки, книги сказок, стихотворений.

 

Воспитатели младшей группы № 1                                                  Егорова С.Н.

Разработку проекта «Волшебные кубики»

с 01.10.2023 – 29.03.2024 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Лосицкая Н.Н.

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                         Александрова В.Г.

Актуальность проекта.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

Большое внимание уделяю  русской народной сказке, которая  помогает детям разобраться, что хорошо,  а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала  внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использую  потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они — сапожки».

Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.

Напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам — и про кота

- воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

В режимных моментах использую  фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я  стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей — “Дочка моя — куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в  группах раннего возраста  позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития». Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.

Цель: Развитие речи у детей раннего возраста посредством русской – народной сказки и  через малые жанры фольклора

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

2. Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

3. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.

4. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

 Предварительная работа с детьми:

Игры в адаптационный период

Работа с родителями:

Приобщать родителей к процессу формирования представлений о русском народном творчестве у детей раннего возраста средствами русской – народной сказки и  через малые жанры фольклора.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.

Сроки реализации проекта: 2023-2024 года.

Вид проекта: речевой, художественно - эстетический, трудовой воспитательный, игровой.

Этапы проекта

1.Предпроектный этап

- Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора

-Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.

-Анкетирование родителей.

2.Основной этап

- Организация игрового взаимодействия.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Чтение и рассматривание иллюстраций.

- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

В течение проекта

- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

-Деятельность в соответствии с планированием.

Работа с родителями

- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе, периодично меняя содержание уголков.

-Проведение родительского собрания.

Предоставление фото и видео материала.

3.Результативный

- Анализ, обобщение результатов проекта.

Фото и видео материал «Говорушки».

Для достижения эффективности формирования речевых навыков и умений у детей 1 группы  раннего возраста  был разработан перспективный план совместной деятельности с использованием малых жанр фольклора, сказок, дидактических игр, игровых упражнений.

Ожидаемые результаты проекта у детей:

В ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения у детей 2-3лет посредством использования устного народного творчества  как одного из средств развития воспитания.

1.Сформируются представления у детей о культурно-гигиенических навыках  через малые жанры фольклора.

2.Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

3.Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, сказкам.

4.Обогатится и активизируется словарный запас детей.

5.Дети  овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

Ожидаемые результаты проекта:

Убеждение родителей в значимости детского сада в жизни своего ребёнка. Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысится общий культурный уровень.

Поисковая работа и ее результат:

Печатная продукция: (картотека  народных игр, скороговорок, потешек, пословиц и загадок, папки -  передвижки.)

Участие детей, родителей, воспитателей

Игровые задачи:

Обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в игре и других видах деятельности. Способствовать формированию умений отображать в играх знакомые жизненные ситуации. Формировать умения овладения основными игровыми навыками и способами.

Развивать самостоятельность в подборе предметов и игрушек необходимых для выполнения игровых действий.

Формировать умения воспроизводить два взаимосвязанных действий, выполняемых ранее в отдельности (искупать куклу - уложить спать).

Обучать  детей к использованию в игре дополнительный материал, заменяющего недостающие предметы.

Обучать играть не мешая друг другу. Формировать умение просить игрушки, обмениваться ими, оказывать элементарную помощь взрослому, с помощью педагога распределять действия. Воспитывать чувство симпатии друг к дугу.

Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча). Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"

Материал содержит подробное описание краткосрочного  проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...

Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект

Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...

Экологический проект по теме: «Живой мир нашей планеты» АВТОРЫ ПРОЕКТА: Левкович Светлана Ивановна, Морозова Любовь Павловна

Формирование системы осознанно- правильных экологических представлений о природе у  детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ....

План проекта на тему "Давайте жить дружно" проект (старшая группа) по теме

Проект «Давайте жить дружно» направлен на формирование положительных и доброжелательных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.Описание проблемы:Между детьми дошкольног...

Проект "Мы потешные говорушки".

Детский сад первое дошкольное образовательное учреждение и самоеответственное звено в общей системе народного образования. Овладениеродным языком является одним из самых важных приобретений ребенкав д...

Проект По теме самообразования «Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков дошкольников» (проект «Животный мир»)

Паспорт проектаНазвание проекта«Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков дошкольников»(проект «Животный мир»)Ф.И.О. автора: Деушева Е.В.  @...