НОД по развитию речи у старших дошкольников "Мы-журналисты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Парфенова Наталья Викторовна

Цель: создание социальной ситуации развития речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты».

Задачи:

  1. Формировать умение у детей произвольно строить предложения разной грамматической структуры, составлять коллективный рассказ в «ситуации письменной речи».
  2. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
  3. Закрепить умение образовывать одноструктурные наименования, формы существительных родительного падежа множественного числа, подбирать обобщающие наименования.
  4. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей. Закрепить и уточнить правильное произношение звуков р, л.
  5. Воспитывать в детях самостоятельность, инициативность, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_my_-zhurnalisty.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

«Мы — журналисты»

Цель: создание социальной ситуации развития речи детей в процессе сюжетно-ролевой игры «Мы журналисты».

Задачи: 

  1. Формировать умение у детей произвольно строить предложения разной грамматической структуры, составлять коллективный рассказ в «ситуации письменной речи».
  2. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
  3. Закрепить умение образовывать одноструктурные наименования, формы существительных родительного падежа множественного числа, подбирать обобщающие наименования.
  4. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей. Закрепить и уточнить правильное произношение звуков р, л.
  5. Воспитывать в детях самостоятельность, инициативность, любознательность.

Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии из жизни детей в детском саду (8—10). Подборка газет и журналов. Зеленые, желтые, синие и красные карточки с заданиями и картинками. Фишки. Цветные стикеры. Клубочки ниток.

Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу и демонстрирует подборку журналов и газет. Рассматривает их с детьми. Напоминает, что дети уже знают, кто пишет статьи в журналы и газеты.

Обобщает высказывания. В газетах и журналах рассказывается о жизни, о сегодняшних событиях. Заметки пишут журналисты, корреспонденты, читатели.

Ребята, а вы хотели бы стать корреспондентами? Тогда о каких событиях из нашей жизни в детском саду вы хотели бы написать заметку? Что вас больше всего удивило в этом году? Обрадовало, запомнилось? (Высказывания детей из личного опыта.)

Ребята, подскажите, как можно сохранить ваши воспоминания? Воспитатель подводит детей, что можно записать рассказы.

Давайте об этом напишем в статью.

Но прежде, чем мы приступим к написанию статьи, скажите, что необходимо журналисту, чтобы получилось правильно написать статью? (высказывания детей) Правильно, нужно знать, как правильно произносить и писать слова.

Итак, давайте проверим, на сколько хорошо мы знаем родной язык. Для этого нам необходимо объединиться в   две команды, мы сможем сделать это разными способами. (Дети предлагают способы объединения в команды). Выберите себе капитана и название команды.

 Воспитатель: Вы ребята, не стесняйтесь

И давайте представляйтесь!

Упражнение «Клубочек»

 Дети по очереди называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.

Молодцы!

Первое задание. «Доскажи словечко». Разыгрываются зеленые и желтые карточки. (На обороте карточек написаны вопросы.) Капитаны назначают игроков, которые вытаскивают карточки. За каждый правильный ответ — фишка.

Желтые карточки содержат вопросы типа:

1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,

Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).

2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь

Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).

3. Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,

То в минуту расставания всем скажите … (до свидания).

4. Если, словом или делом вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо)

Зеленые карточки содержат вопросы типа:

  1. Кто, когда придёте в садик,
    По головке вас погладит?
    С кем вы день свой проведёте,
    Если мама на работе?
    Кто прочтёт стихи и сказки,
    Даст вам пластилин и краски,
    Рисовать, лепить научит,
    Ложки раздавать поручит? (воспитатель)
  2. Каждый день она приходит,
    Живот и горлышко нам смотрит.
    Прививки ставит иногда,
    Чтоб не болела детвора.
    А разболелся вдруг живот, иль заболела голова,
    На помощь тут же к нам придёт,
    В халате белом… (Медсестра).
  3. Он с утра в столовой нашей

    Варит суп, компот и кашу. (повар)

  1. Чтоб постель и полотенца

Были чистыми всегда.

С порошком вода кружится –

Потрудилась здесь она. (прачка)  

Второе задание. «Измени слово». Используются красные карточки (на обороте картинки: матрёшка, мяч, самолет, пирамидка, кукла, машина). Одина — матрёшка, много — ... (матрёшек). Одна — кукла, много ... (кукол). Один — самолёт, много... (самолётов). Один — мяч, много... (мячей). Одна — пирамидка, много ... (пирамидок). Одна — машина, много ... (машин).

Физкультминутка (закрепление звука л)

Жили-были сто ребят,                       сжимаем и разжимаем кулачки

Все ходили в детский сад,                 шагаем, высоко поднимая колени

Все садились за обед                         садимся на корточки

И съедали сто котлет,                      движения воображаемой вилкой

А потом ложились спать —              сложенные ладошки по щекой

Начинай считать опять.                   хлопаем в ладоши

Третье задание. «Назови одним словом», «Скажи по-другому». Даются синие карточки. (На обороте синих карточек по несколько картинок: 1) шляпа, кепка, берет… (головные уборы); 2) платье, брюки, пальто, юбка… (одежда); 3) ботинки, кроссовки, босоножки… (обувь); 4) куклы, мячи, паровозы, кубики… (игрушки).

Четвертый тур игры предполагает задания всем участникам – чья команда правильно и дружно произнесет чистоговорку (закрепление звука р ):

Ра-ра-ра-ра- поиграть, друзья, пора.

Ру-ру-ру-ру – вместе выберем игру.

Ры-ры-ры-ры - мы не можем без игры.

За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Далее смотрят, у какой команды больше фишек.

-Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Думаю, что у нас получится написать замечательную статью. Для того чтобы ее написать, я принесла вам фотографии из нашей жизни в детском саду. Воспитатель с детьми рассматривает фотографии из жизни детского сада (экскурсии и прогулки). Эти фотографии каждая команда берет себе в зависимости от темы (прогулка или экскурсия). Дети совместно (в команде) составляют рассказ  по фотографиям). Далее команды представляют свой рассказ - статью, сопровождая его фотографиями (наклеивают на ватман, оформляя стенгазету).

Ребята,  кто  будет статью записывать? (высказывания детей)

Как мы назовем статью? (Предложения детей.)

Воспитатель выслушивает предложения детей, и вместе выбирают наиболее подходящее название. Далее педагог предлагает начать заметку словами: «Мы ходим в детский сад. У нас много интересных дел», а завершить ее словами: «Мы любим наш детский сад». 

Далее занятие переходит в свободную деятельность- дети оформляют стенгазеты о жизни их группы в этом году «Мы выросли» с помощью изобразительной деятельности (рисование, аппликация).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...