Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Казанцева Евгения Владимировна

Цель итоговой НОД по развитию речи в подготовительной группе: повторить и обобщить знания детей по изученным темам : звуки русского языка; деление слова на слоги;  антонимы; синонимы; составление предложений, составление рассказа по серии картинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе №2

Воспитатель Казанцева Е.В.

Цель:   повторить и обобщить знания детей по темам : звуки русского языка; деление слова на слоги;  антонимы; синонимы; составление предложений, составление рассказа по серии картинок;

Задачи:

Образовательные: Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Закреплять у детей умения использовать в речи синонимы, антонимы. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией, закреплять умение отвечать полным ответом. Совершенствовать фонематический слух, умение детей выделять слоги в слове, закреплять умение детей составлять звуковую схему слов,  предложения с заданным количеством слов; Совершенствовать умение составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

 Развивающие : обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, грамматический строй речи, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи. Вызвать интерес к обучению грамоте

I Организационный момент - Приветственный круг «Здравствуй, дружочек…»

Достаю куклу Антошку. Антошка очень хочет пойти в школу, но до сих пор не умеет читать. Сегодня он нашёл карточки с буквами и оставил их где-то у нас в группе. А ему из этих карточек надо было составить слово и узнать, что получают в школе. Поможем Антошке отыскать буквы и подготовиться к школе, научим его читать?

Разминка:

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы по порядку

Какой сейчас месяц?

А в каком месяце вы пойдете в школу?

Какой сегодня день недели?

Какую группу вы посещаете?

II. Основная часть занятия. 

- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и послушать.

-хлопаю в ладоши; - шагаю на месте; - рву бумагу; - переливаю воду; - шуршу пакетом.

- Что же здесь происходило?

Как вы узнали, что я делала, ведь вы ничего не видели? (слышали звуки) Да, нас окружает множество разнообразных звуков.

Произношу звуки.  Что сейчас я делала? Как называются такие звуки? Это звуки речи

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные) 

- Какие звуки называют гласными? (которые тянутся, поются, не имеют преград при произношении) 

- Какие звуки называют согласными? (которые при произношении встречают преграду: губы, зубы, язык) 

- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)

Согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Отгадайте загадку:

Идет красавица,

Земли касается,

Где снег был, лед,

Трава цветет. (Весна)

Нам нужно определить все звуки в слове …весна.

 А сейчас вы по очереди будете выходить к доске, называть каждый звук в слове ВЕСНА, определять гласный он или согласный и находить букву которая его обозначает. Молодцы!

Запишем слово весна в тетради и составим к нему звуковую схему

III. Работа в группах

Я назову слово, а вы  определяете  первый звук и называете какой он. Поднимаете соответствующую карточку

Пенал- п*, согл, мягк; ручка, тетрадь, доска, парта, мел, карандаш, портфель.

Молодцы!

IV.

- Слов много, все они звучат по-разному и имеют разное значение. Я предлагаю вам назвать слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.

Это задание мы выполним с вами в группах.  1 ряд слова - предметы, 2 ряд слова обозначающие  признак предмета, 3 ряд действия предметов.

Назовите слова предметы.

-стол, шкаф, полка и т. д.

Назовите слова действия.

- прыгать, читать, рисовать и т. д.

Назовите слова признаки

- высокий, белый, умный и т. д.

V. Задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).

На столе лежат карточки. Картинки 2-х  портфелей . В один портфель положим картинки с предметами, состоящими из двух слогов; в другой портфель положим картинки с предметами, состоящими из трех слогов.  (крас-ки, пе-нал, тет-радь, днев-ник, кис-точ-ка, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка)

Дети, мы говорим : портфель один, а много? (портфелей)

Много (красок, пеналов, тетрадей, дневников, кисточек, линеек, карандашей)

А как назвать одним словом? (школьные принадлежности)

 И с этим заданием вы справились.

VI. Игра с мячом: «Закончи фразу»

  1. Пластилин мягкий, а камень…(твёрдый)
  2. Ручей мелкий, а речка … (глубокая)
  3. Ягоды смородины мелкие, а клубники …(крупные)
  4. Кашу варят густую, а суп… (жидкий)
  5. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…(сухая)
  6. Покупаем картофель сырой, а едим…(варёный)
  7. Летом мы ели свежие огурцы, а зимой …(солёные)
  8. В море вода солёная, а в озере…(пресная)
  9. Ребёнок низкий, а взрослый…(высокий)

VII

Как вы думаете, что можно составить из слов?

Предложения)

- Что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и выражают законченную мысль человека).

- Посмотрите на экран. Здесь схемы предложений.

- Составьте предложения по схемам со словом «подснежник» или «ручеек»…

«Бесконечное предложение».

Игра заключается в том, что надо повторить предыдущее предложение, и добавить свое слово. Итак, кто помнит последнее предложение?

ИтакПодснежник или ручеёк.

Распустился подснежник.

Дети составляют предложение из двух слов, затем из трёх, четырёх и т.д.

Ручейки быстрые побежали.

Нравится вам предложение? Почему? Давайте скажем правильно.

Дети. Побежали быстрые ручейки.

Правильно, каждое слово в предложении должно стоять на своем месте, слова должны быть связаны по смыслу. Что же такое предложение?

Дети. Это несколько слов, связанных по смыслу, стоящих в определённом порядке.

 

Обучение рассказыванию. Антошка узнал, что вы умеете и любите придумывать рассказы по картинке, по серии картин, от лица предмета, по теме, от лица сказочного героя.

-Рассказы состоят из частей. Каких?

Начало, основная часть, кульминация, заключение

Антошка ждет не дождется ваших рассказов. Порадуем его! Для этого надо:

- выбрать иллюстрации или вы решите сочинить свой рассказ без картинок;

- определить тему рассказа;

- придумать рассказ;

-договориться, кто, о чем будет рассказывать;

- выразительно рассказать. Самостоятельная работа детей.

Дети начинают обсуждать и обдумывать задание, приступают к составлению рассказа. Направляю детей, слежу за тем, чтобы творческое состязание не превратилось в конфликт. Дети самостоятельно выбирают того, кто будет рассказывать, или договариваются, как будут рассказывать сообща.

Представление рассказов группами. Оценку дают дети.

Итоги : деликатно и тактично подвожу итоги рассказывания

- Антошка рад, что вы справились с трудными заданиями и многому сегодня его научили. Вот и буквы нашлись. Правильно говорят в народе, что один ум хорошо, а два – лучше.  Осталось из букв составить слово и узнать, что получают дети в школеДети из найденных букв складывают слово: ЗНАНИЯ.

Молодцы, дети. Наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня занимались? А что вам больше всего понравилось делать?

Вот и закончился урок! Звенит весёлый наш звонок!

Сейчас я предлагаю вам каждому придумать свой рассказ или сказку и нарисовать к ним картинку. Потом мы послушаем ваши истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»

Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»

Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе  группе «Цветик-семицветик»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе

Систематизация знани й детей по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе....

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...