Развитие функциональной грамотности у дошкольников.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Горбунова Наталья Николаевна

Развитие функциональной грамотности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_funktsionalnaya_gramotnost.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности у дошкольников.

   В Государственной программе развития образования на 2011-2020 представлен национальный план действий по развитию функциональной грамотности. Педагог-наставник разработала Программу «Школа семейного педагога. Взлетаем вместе». Программа поддерживает концепцию бесшовного образования, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение на протяжении всей жизни человека. В Стратегии развития воспитания РФ подчеркивается важность поддержки семейного воспитания, включающего: содействие укреплению семьи.   

Взаимодействия ДОУ и семьи является приоритетным направлением  работы ДОУ.

Процесс взаимодействия педагогов строится на основе наставничества.

Такие подходы в реализации коллективно-творческого дела позволяют более эффективно и интересно построить совместную деятельность участников процесса.    

    Программа реализуется в течение всего учебного года и осуществляется одновременно в нескольких направлениях (мастерских), которые представляют собой отдельные мини-проекты с определёнными целями, формами работы и результатами, т. е. имеет образ «проектов в проекте.

   Проект «Река моего детства. Таёжный Чумыш» послужит примером реализации программы. Участники: воспитанники , родители , педагоги. Время реализации: июнь-август 2024г. Проект  это - летний отдых семей детей  в окрестностях нашего города , области. Расскажите нам в фотографиях и видеороликах где и как Ваша семья проводит лето. Компетенция: развитие функциональной грамотности ребёнка.

Цель: совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация.         

 В процессе деятельности рассматриваются три сферы функциональной грамотности: подготовленность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность 

Результат: применять познания, мастерство и умения,  для решения обширного спектра актуальных проблем в разных областях человеческой деятельности, а кроме того в межличностном общении и социальных взаимоотношениях.

 Номинации для семейного исследования :

  • «Историческая река» ( история деревни Верх-Чумыш,  краеведение )
  • «Живая река» ( животный мир реки, обитатели , растения, экология реки)
  • «Научная река » ( эксперименты и опыты с водой, физико-химические наблюдения, явления природы)
  • «Красивая река» ( рисунки, фотографии, другие работы в технике арт-технология)
  • «Семейная река» ( отдых, совместные занятия на реке)
  • «Словоречье- берега красивой речи» (стихи, рассказы о реке, растениях и обитателях реки).Фотографируйте, делитесь с воспитателями своими фотографиями  по экспериментам , видео со стихотворениями, рисунками .

     К реализации проекта привлекаются такие специалисты ДОУ, как: учитель-логопед- наставник, психолог, педагоги, завуч по воспитательной работе. В случае необходимости можно задействовать и сотрудников ПДН и медработника.

     Работа над проектом состоит из пяти основных этапов: подготовительный, организационный, этап реализации проекта, подведения итогов и анализа проведённой работы.

     Так как итоговое мероприятие проекта представляет собой «семейный» час, в форме живого журнала и состоит из отдельных рубрик, то и календарно-тематический план работы над проектом разрабатывается с учетом тематики этих рубрик. Ежемесячно ведется работа с семьёй  в направлении сразу нескольких таких разделов. Подбирать тематику рубрик можно индивидуально в зависимости от особенностей участников.

     Каждый вид работы сопровождается поддержкой педагога -наставника, который направляет и помогает участникам добиться цели.

     Результатом работы в рамках каждой рубрики являются накопленные семьей и молодого педагога материалы, в виде полезных ссылок на образовательные источники; профессиональные советы и рекомендации от специалистов; творческие проекты в виде презентаций, визитных карточек, сочинений, видеороликов, интервью, рисунков, буклетов, мастер-классов и др.

     Накопленные в процессе работы материалы сохраняются  на виртуальной площадке  

( страница мини-сайта в образовательной социальной  сети  учителя-логопеда раздел « наставническая деятельность») и становятся доступными для использования всеми участниками мероприятия.

        Участие во всех проектах – добровольное.

    Этапы работы над проектом удачно «вписываются» в план воспитательной работы образовательного учреждения и являются его частью.

Под тематику рубрик можно подводить и календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры.      К моменту организации итоговой совместной деятельности будут собраны воедино и систематизированы разнообразные ресурсы, содействующие развитию культуры семейного воспитания, укреплению семьи и сплочению коллектива педагогов. В том числе будут сохранены и индивидуальные авторские творческие проекты молодых педагогов и наставника.     Перед проведением деятельности согласовываются с семьями их роли в сценарии мероприятия, распределяются обязанности при подготовке к «, изготавливаются пригласительные открытки и сувениры своими руками, оформляются выставки, монтируются видеоролики, делается фоновая презентация с рубриками.    

В сентябре , мы в ходе совместной деятельности  с детьми и родителями  посмотрим эти материалы, вспомним лето, каждый ребёнок расскажет нам про  своё таёжное  лето. В период работы над проектом прошли экологические акции «Чистая река», «Забери мусор с собой». Прошли выставка « Красивая река» ( представлены работы воспитанников и выпускников  детского сада 1). Интерактивная галерея « Река в произведениях русских художников». Проект представлен в сети ВК.  Проект и продукты проекта (фотографии, рисунки, рассказы) представлены на конкурсы разного уровня (региональных, городских, Президентской платформы «Россия -страна возможностей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.

Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...

Консультация для родителей «Практические рекомендации по развитию функциональной грамотности у дошкольников»

Консультация для родителей содержит практический материал для развития читательской грамотности, математической грамотности и естественно - научной грамотности, который родители могут использовать в д...

Для родителей "Формирования читательской компетентности дошкольников, как условие развития функционально грамотной личности»

Читательская компетентность детей дошкольного возраста - это совокупность умений и навыков, отражающих готовность восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщен...

Развитие функциональной грамотности дошкольников через подвижные игры.

Функциональная грамотность -ž – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, это тот уровень грамотности , который дает человеку возможн...

Презентация "Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"

Презентация"Система формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников по средством педагогических технологий развития критического мышления"...

Семинар–практикум для педагогов ДОУ «Формирование предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников»

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых...

"Эффективные методы работы по формированию предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников"

Что же такое функциональная грамотность?«Функционально грамотная личность» - это человек, думающий и действующий, способный свободно использовать свои знания и умения для решения жизненно ...