Внимание - предлоги!
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплению предлогов. Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Особенно трудно усваивают предлоги дети с задержкой речевого развития и с общим недоразвитием речи. Дети пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и  игровых речевых упражнениях можно помочь освоить предлоги и научиться точно и правильно, без   ошибок  употреблять их в своей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi_kartoteka_igr.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Где лежит игрушка?»

(понимание значений предлогов - НА, В, ПОД, ОКОЛО)

Берем коробку с крышкой, ставим ее на стол, а рядом кладем мелкие предметы или игрушки. Начинаем раскладывать игрушки в разные места: одну – в коробку, другую – под коробку, следующие – на коробку и около коробки.

Выполняя действия, сопровождаем их соответствующими словами: «Вот кубик. Я кладу кубик в коробку. Где теперь кубик? В коробке. А это карточка. Я кладу карточку под коробку. Где теперь карточка? Под коробкой». И т. д.

После показа действий с предметами и комментирования предлагаем малышу выполнить просьбу: «Положи линейку под коробку. Положи машинку на коробку». И т. д.

Игра «Куда села бабочка?»

 (закрепление навыка правильного употребления предлога – НА)

Держим в руке игрушечную бабочку или ее изображение и перемещаем еѐ на различные предметы, спрашивая у ребенка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

Котёнок и собака

Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок (5 лет и более). Он играет роль собачки. Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая. 

Показываем указательный палец другой руки. Это котенок. Котенок маленький, он любит прыгать. 

Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). 

Под домик (указательный пальчик поставить под домик). 

Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). 

Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав». Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась). 

Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

Игра с мячом

 (закрепление навыка правильного употребления предлога – С)

Бросаем мяч малышу и спрашиваем: «С чем пьют чай?» Ребенок отвечает и бросает мяч обратно: 

«С сахаром».

«С чем делают блинчики?» (С творогом).

«С кем ты дружишь?» (С Сашей).

«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

«Найди ошибку»

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним.

Например,

Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)

•  Я сорвал яблоко над дерева. (я сорвал яблоко с дерева)

•  Птенчики выпали от гнезда. (птенчики выпали из гнезда)

•  Я возьму игрушку у шкафа. (я возьму игрушку из шкафа)

•  Кошка прыгнула от стула. (кошка прыгнула со стула) и т. д.

«Что изменилось?»

(предлоги в, на, под, около)

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку – в кабину машины, куклу и лису – около машины, лягушку — под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится. Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось.

Загадки

«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»

1. Кто это? (Собака)  
(«Приходит» игрушечная собачка.)
2. С кем живёт собачка? 
(С хозяином)
3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас живут собачки? 
(С Таней, с Димой)
4. Где жила собачка в нашей загадке? 
(Под крылечком)
5. Где ещё могут жить собачки? 
(В конуре, в будке, в доме)
6. Где живут ваши собачки? 
(В доме, в квартире, в комнате)
7. Где ваши собачки любят спать? 
(На диване, на коврике)
8. Куда мы уложим спать нашу собачку? 
(На коврик)
9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик для собачки.

Физминутки  «Птички летают»

Педагог даёт инструкцию, дети изображают птиц.

– Птички полетели к окну,
Птички полетели 
на коврик,
Птички залетели 
в домик,
Птички прилетели 
под дерево,
Птички полетели 
над морем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Падежи и предлоги. Предложный падеж с предлогом НА.

Данный материал адресован родителям,  дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ЗПР, ФФНР). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи,...

Конспект НОД "Поможем белке"по теме «Образование существительных в Родительном падеже единственного числа без предлога и с предлогами У, БЕЗ, ДЛЯ, ИЗ» (старшая группа (ОНР), 2 год обучения)

В ходе образовательной деятельности не только  формируется навык образования Родительного падежа единственного числа с предлогами и без, но и  закрепление  данной категории в связ...

Фронтальное логопедическое лексико – грамматическое занятие в старшей группе. Тема: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».

Цель:- упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных;- составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»;-...

Добрый день, уважаемые родители! Я воспитатель МДОБУ д/с №38 Виеру Алла Васильевна. Предлогаю вашему вниманию игры, как развлечь детей на домашнем режиме.

Добрый день, уважаемые родители!Я воспитатель МДОБУ  д/с №38Виеру Алла Васильевна.Предлогаю вашему вниманию игры, как развлечь детей на домашнем режиме....