Лексическая тема "Домашние птицы"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Задания, направленные на речевое и познавательное развитие детей, по лексической теме "Домашние птицы".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по теме «Домашние птицы».
Грамматический строй речи:
1. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: «Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
3. Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий - мягче,
твердый — тверже, длинный —длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.
Лексический строй речи:
1. Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит.
2. Сравни!
Цыплёнок и курица. Курица и петух.
3. Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.
4. Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой. И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
5. Вопросы на засыпку!
- Сколько ног у двух кур?
- У кого ног больше – у курицы или у петуха?
Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?
Гуси-гусенята
Гуси-гусенята на ножки
Красные надели сапожки
И пошли гуськом, вереницей,
Чтоб воды в корыте напиться.
Напились воды десять братцев,
Начали в корыте купаться.
Хорошо купаться в корыте!
Гуси-гусенята, плывите!
Цыплята
Пищат живые шарики,
Пшено клюют с руки.
Не знаю, где тут курочки,
А где тут петушки.
Кудахчет громко курица,
Взволнованна она:
Наверно, детям маленьким
Нельзя давать пшена.
Петух
Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй!».
На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,
На головке — гребешок, вот какой он, петушок!
Загадки:
Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (Петух.)
Пестрая крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку — спотыкалочку. (Утка.)
Надуется, натужится, начнет болтать, по-чудному лопотать. (Индюк.)
Явился в желтой шубке: прощайте две скорлупки ! (Цыпленок.)
Квохчет, квохчет — детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица.)
Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица.)
Может и разбиться, может и свариться.
Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)
Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».
В настоящее время в нашем МДОУ принято единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».
С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...
Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"
Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...
картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"
картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....


