Лексическая тема "Домашние птицы"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Зудина Наталья Алексеевна

Задания, направленные на речевое и познавательное развитие детей, по лексической теме "Домашние птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_ptitsy.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме «Домашние птицы».

Грамматический строй речи:

1. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: «Один — много»

Гусь — гуси — много гусей,

утка — утки — уток,

петух — петухи — петухов,

курица — куры — кур,

селезень — селезни — селезней,

гусенок — гусята — гусят,

гусыня — гусыни — гусынь,

утенок — утята — утят,

индюк — индюки — индюков,

индюшка — индюшки — индюшек,

индюшонок — индюшата — индюшат.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»

Петух — петушок — петушки,

зерно — зернышко — зернышки,

курица — курочка — курочки,

цыпленок — цыпленочек — цыплятки,

утка — уточка — уточки,

гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),

гусыня — гусынюшка — гусынюшки,

утенок — утеночек — утятки,

индюшка — индюшечка — индюшечки,

индюшонок — индюшоночек — индюшатки,

яйцо — яичко — яички,

крыло — крылышко — крылышки.

3. Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»

Красивый — красивее,           мягкий - мягче,

твердый — тверже,        длинный —длиннее,

корокий — короче,             добрый — добрее,

злой — злее,                    сильный — сильнее,

слабый — слабее,               высокий — выше,

низкий — ниже,                 толстый — толще,

тонкий — тоньше.

Лексический строй речи:

1. Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»

Гусь — гогочет,

утка — крякает,

курица — кудахчет,

петух — кукарекает,

цыпленок — пищит,

индюк — балаболит.

2. Сравни!

Цыплёнок  и  курица.  Курица  и  петух.

3. Поиск соответствующего понятия «Назовите родителей»

У цыпленка — курица, петух;

у индюшонка — индюшка, индюк;

у утенка — утка, селезень;

у гусенка — гусыня, гусак.

4. Поиск определения «Назови, какой и какая птица?»

Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.            И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.

5. Вопросы  на  засыпку!

  1. Сколько  ног  у  двух  кур?
  2. У  кого  ног  больше – у  курицы  или  у  петуха?

Гусь  выше  петуха.  Кто  выше?  Кто  ниже?

Гуси-гусенята

Гуси-гусенята на ножки

Красные надели сапожки

И пошли гуськом, вереницей,

Чтоб воды в корыте напиться.

Напились воды десять братцев,

Начали в корыте купаться.

Хорошо купаться в корыте!

Гуси-гусенята, плывите!

Цыплята

Пищат живые шарики,

Пшено клюют с руки.

Не знаю, где тут курочки,

А где тут петушки.

Кудахчет громко курица,

Взволнованна она:

Наверно, детям маленьким

Нельзя давать пшена.

Петух

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!».

На ногах его сапожки, на ушах висят сережки,

На головке — гребешок, вот какой он, петушок!

Загадки:

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.  (Петух.)

Пестрая крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку — спотыкалочку. (Утка.)

Надуется, натужится, начнет болтать, по-чудному лопотать. (Индюк.)

Явился в желтой шубке: прощайте две скорлупки ! (Цыпленок.)

Квохчет, квохчет — детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица.)

Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу.   (Курица.)

Может и разбиться, может и свариться.

Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо.)

Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».

В настоящее время в нашем МДОУ принято  единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...

Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».

С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...

Лексическая тема "Птицы"

Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...

Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"

Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....