Проект «Чудесный мир звуков»
проект по развитию речи

Светлана Викторовна Гришина

Данный проект проводится в рамках подготовки  обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Проект  реализуется совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей. Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_mir_zvukov.odt21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чудесный мир звуков»

Воспитатель: Гришина С.В.

Вид: творческий, игровой.

Продолжительность:  краткосрочный (февраль- март).

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, родители.

 Данный проект проводится в рамках подготовки  обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Проект  реализуется совместно с воспитателями и родителями для активного развития фонематического восприятия детей. Проект включает мероприятия, направленные на ознакомление родителей с игровыми приёмами развития фонематического слуха детей в добуквенный период обучения грамоте.

Термин «фонетика» происходит от греч. слова phone – «звук» или «phonetikos» – «звуковой» и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании
 языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.
Фонематический слух
 - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

 Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличения, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом и фонематическим восприятием, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта “Фонетика для дошкольников”. Данный проект познакомит родителей с  игровыми формам ознакомления детей со звуками, покажет важность добуквенного периода в обучении грамоте.

Цель: создание условий для развития фонематического слуха  детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.

Задачи:

- включить родителей в процесс развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников;

-расширить предметно-развивающую среду в группе  играми и материалами для развития речи,

Планируемый результат:

- выставка «Красавицы-буквы» или «Звуковые клумбы и звуковые звезды» ( на выбор детей);

- обогащение развивающей среды новым игровым оборудованием по развитию речи;

- создание  информационной  папки для родителей  по теме: «Развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста».

Содержание проекта

1.Организационный момент

- подбор методической и теоретической литературы по теме проекта;

- определение сроков проведения мероприятий .

2. Основной этап.

Мероприятия

  1. Вечер загадок «Поющие звуки» (загадки - отгадки на гласные звуки).
  1. Конкурс «Сделай букву сам» (изготовление объемных букв родителями с детьми) , «Звуковой цветок или звезда).
  2. Презентация детей заданного звука и буквы.
  1. Создание буквенного фриза.
  1. Изготовление дидактической игры «Звуковые цепочки».
  1. Практикум для родителей для родителей детей дошкольного возраста «Фонетический серпантин» (игры на фонематическом материале).
  2. Консультация для родителей « Развиваем фонематическое восприятие».
  1. Игротека « Калейдоскоп Звуков»
  1. Родительское собрание « Фонетика для дошкольников».
  1. Печатная информация в уголок для родителей:  « Фонетика – это…»; « Шпаргалка для родителей»; « Развиваем фонематический слух» и др.
  2.  Оформление буклета « Развиваем фонематический слух».

Заключительный этап

  1. Информирование о проведении проекта родителей.
  2. Оформление накопительной папки проекта.

Список литературы

1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей -. СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.

2.Миронова Н. М., Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы Издательство: Гном; 2014 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чудесный снег"

Цель: Развитие у детей познавательных способностей.Задачи:1 Способствовать установлению простейших связей между временем года и погодой ,дифференцированию состояния снега;2 Содействовать развитию логи...

Групповой проект - Чудесная бумага

Специфика ознакомления дошкольников с человеческим организмом заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в в...

Проект: « Чудесное лукошко»

Цели: Расширение представлений детей о труде на полях и садах. Систематизация знаний детей по теме «Овощи и фрукты».Задачи:Образовательные:·         Обобщение и...

Познавательно-исследовательский проект "Чудесная кладовая"

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных рукам...

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)

Викторина “Чудесные превращения звуков в слова” (для детей старшей группы ДОУ)...

Проект «Экология».Тема проекта: «Чудесное лукошко»

Цель проекта:обогатить представления детей об осени как времени  года.помочь детям увидетьвсю красоту осенней природыюРасширять представления детейоб овощах и фруктах,их полезных свойствах.Создат...

Проект "Чудесный мир звуков"

Цель: развитие интереса и потребности детей в творческом самовыражении, умения слушать, воспринимать звуки окружающего мира, в том числе музыкальные звуки...