технологическая карта по развитию речи в средней группе "Цветик-семицветик".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Материал представляиет собой технологическую карту к занятию по развитию речи в средней группе по сказке В. Катаева "Цветик-семицветик" с интересными заданиями после прочтения сказки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по художественной литературе и развитию речи.
Педагог: Григорьева Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 181 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово, 2023г.
Тема занятия: «Цветик-семицветик» (по сказке В. Катаева).
Возрастная группа: 4-5 лет.
Цель: Способствовать формированию нравственного поведения в обществе.
Задачи: Познакомить детей с творчеством В. Катаева, со сказкой «Цветик-семицветик»; воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание, помощь; обобщить понятие «доброе дело»; развивать монологическую речь, воображение; закрепить представление о цвете и растении цветок.
Технологическая карта занятия.
Этап занятия | Время для этапа | Универсальные учебные действия дошкольника | ||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||
Воспитатель предлагает отгадать загадку про цветок, зачитывает её. Получив правильный ответ, вынимает из-за спины макет большого разноцветного цветка. Сообщает ребятам, что это не простой, а сказочный цветок. Воспитатель предлагает ответить на вопрос: По каким признакам можно догадаться, что это цветок? что это «волшебный» цветок? («его лепестки разных цветов» и т.д.) Дети рассматривают, называют признаки и цвета лепестков, строят предположения. | 5 мин | Общеучебные: - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; выдвижение гипотез и их обоснование. | постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | оценка— выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
Воспитатель обобщает ответы детей, совместно делается вывод о том, что это «волшебный» цветок из сказки. Воспитатель объявляет тему занятия. | 2 мин | Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (т.к. цветок - «волшебный», то он, возможно, исполняет желания); | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Детям предлагается просмотр мультфильма (либо зачитывается произведение, как вариант) по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик», вместе с этим даётся задание выяснить: «Является ли цветок волшебным и почему?» | 15-20 мин | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; - смысловое чтение (просмотр) как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; логические: доказательство; | постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; |
Проводится физминутка с имитацией движений и проговариванием рифмовки «Лети, лети лепесток через запад, на восток…» В конце рифмовки дети проговаривают общее коллективное желание- быть здоровыми и бодрыми, дуют на бумажный лепесток, чтобы он летал (с целью дыхательной гимнастики). | 1мин | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | ||
По окончании просмотра обсуждается вопрос, обобщается понятие «доброе дело». Воспитатель предлагает ребятам «вырастить» свой «Цветик-семицветик». Условие: его необходимо «поливать» лишь добрыми делами, оберегать от «сорняков». Для решения данной проблемы дети делятся на 2 группы: «Сорняки» и «Добрые дела». Даются лепестки из цв. бумаги различных цветов с картинками добрых дел и желаемых вещей. Задача «Сорняков»- собрать все лепестки с желаемыми вещами в один цветок, задача соперников - составить «Цветик-семицветик» из лепестков с изображением добрых дел, т. е. «вырастить» его. Проверяется правильность выполнения задания. Делаются выводы с помощью наводящих вопросов педагога. | 7 мин | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая); логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | - планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; | - прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
В итоге занятия проводится рефлексия в виде игрового момента: воспитанникам предлагается представить, что цветок, который у них получился - волшебный, и у них имеется возможность загадать желание. Ребята отрывают лепесток за лепестком от созданной модели цветка, проговаривают рифмовку «Лети, лети лепесток через запад на восток…» и произносят свои желания, обосновывают их. Формулируется предположение о том, вырастет ли еще один Цветик-семицветик в результате пожеланий детей. | 3 мин | Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в уст ной форме; логические: установление причинно-следственных связей; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; - доказательство; | - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. | оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "Мебель"
Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "Мебель"...

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "В гостях у сказки"
Технологическая карта по развитию речи в средней группе: " В гостях у сказки"...

Технологическая карта по развитию речи "Мебель. Составление описательного рассказа" в средней группе
тех.карта по развитию речи в средней группе...

Технологическая карта по развитию речи «Мебель. Домик для Лунтика» в средней группе
Технологическая карта «Мебель. Домик для Лунтика» в средней группе может быть полезна воспитателям...

Технологическая карта по развитию речи в средней группе "Маша - чистюля"
Цель - развитие связной речи у детей 4-5 лет....