технологическая карта по развитию речи в средней группе "Цветик-семицветик".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Материал представляиет собой технологическую карту к занятию по развитию речи в средней группе по сказке В. Катаева "Цветик-семицветик" с интересными заданиями после прочтения сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по художественной литературе и развитию речи.

Педагог: Григорьева Елена Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 181 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово, 2023г.

Тема занятия: «Цветик-семицветик» (по сказке В. Катаева).

Возрастная группа: 4-5 лет.

Цель: Способствовать формированию нравственного поведения в обществе.

Задачи: Познакомить детей с творчеством В. Катаева, со сказкой «Цветик-семицветик»; воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание, помощь; обобщить понятие «доброе дело»; развивать монологическую речь, воображение; закрепить представление о цвете и растении цветок.

Технологическая карта занятия.

Этап занятия

Время для этапа

Универсальные учебные действия дошкольника

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Воспитатель предлагает отгадать загадку про цветок, зачитывает её. Получив правильный ответ, вынимает из-за спины макет большого разноцветного цветка. Сообщает ребятам, что это не простой, а сказочный цветок. Воспитатель предлагает ответить на вопрос: По каким признакам можно догадаться, что это цветок? что это «волшебный» цветок? («его лепестки разных цветов» и т.д.) Дети рассматривают, называют признаки и цвета лепестков, строят предположения.

5 мин

Общеучебные: -  структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и 

 критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

 выдвижение гипотез и их обоснование.

постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 оценка— выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Воспитатель обобщает ответы детей, совместно делается вывод о том, что это «волшебный» цветок из сказки. Воспитатель объявляет тему занятия.

2 мин

Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме;

логические: подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (т.к. цветок - «волшебный», то он, возможно, исполняет желания);

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Детям предлагается просмотр мультфильма (либо зачитывается произведение, как  вариант) по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик», вместе с этим даётся задание выяснить: «Является ли цветок волшебным и почему?»

15-20 мин

Общеучебные:  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

-  смысловое чтение (просмотр) как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 логические:  доказательство;

постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Проводится физминутка с имитацией движений и проговариванием рифмовки «Лети, лети лепесток через запад, на восток…» В конце рифмовки дети проговаривают общее коллективное желание- быть здоровыми и бодрыми, дуют на бумажный лепесток, чтобы он летал (с целью дыхательной гимнастики).

1мин

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

По окончании просмотра обсуждается вопрос, обобщается понятие «доброе дело». Воспитатель предлагает ребятам «вырастить» свой «Цветик-семицветик». Условие: его необходимо «поливать» лишь добрыми делами, оберегать от «сорняков». Для решения данной проблемы дети делятся на 2 группы: «Сорняки» и «Добрые дела». Даются лепестки из цв. бумаги различных цветов с картинками добрых дел и желаемых вещей. Задача «Сорняков»- собрать все лепестки с желаемыми вещами в один цветок, задача соперников - составить «Цветик-семицветик» из лепестков с изображением добрых дел, т. е. «вырастить» его. Проверяется правильность выполнения задания. Делаются выводы с помощью наводящих вопросов педагога.

7 мин

 Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая);

логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

-  планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-  прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-  коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

В итоге занятия проводится рефлексия в виде игрового момента: воспитанникам предлагается представить, что цветок, который у них получился - волшебный, и у них имеется возможность загадать желание. Ребята отрывают лепесток за лепестком от созданной модели цветка, проговаривают рифмовку «Лети, лети лепесток через запад на восток…» и произносят свои желания, обосновывают их. Формулируется  предположение о том, вырастет ли еще один Цветик-семицветик в результате  пожеланий детей.

3 мин

Общеучебные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в уст

ной форме;

логические: установление причинно-следственных связей;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "Мебель"

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "Мебель"...

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: "В гостях у сказки"

Технологическая карта по развитию речи в средней группе: " В гостях у сказки"...

Технологическая карта по развитию речи «Мебель. Домик для Лунтика» в средней группе

Технологическая карта «Мебель. Домик для Лунтика» в средней группе может быть полезна воспитателям...