«Моя любимая игрушка» с использованием мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи

Вышкварка Тамара Эйвальдовна

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Обучающие:

·        сформировать представление о разных игрушках

·        формировать умения обобщать, классифицировать

Развивающие:

·        развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость

·        расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх

·        развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах

Воспитательные:

·        воспитывать бережное отношение к игрушкам

·        воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_lyubimaya_igrushka.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Моя любимая игрушка»

с использованием мнемотехники

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Обучающие:

·        сформировать представление о разных игрушках

·        формировать умения обобщать, классифицировать

Развивающие:

·        развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость

·        расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх

·        развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах

Воспитательные:

·        воспитывать бережное отношение к игрушкам

·        воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность

Ход ОД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся со всеми.

Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)

Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)

Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)

Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,

Давай оживим наш волшебный кружочек!

Руку мне дай, и я тебе дам,

И будет весело нам!        

Давайте закроем глаза, послушаем тишину. Сделаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох.

Ой, посмотрите, кто это потерял мешочек (под столом лежит мешочек). Ребята, Вам интересно узнать, что там лежит? Мешочек волшебный, просто так не откроется, сначала нужно отгадать загадки. Справитесь?

«Пьет бензин, как молоко,

может бегать далеко.
Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного

и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит?

Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать

день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» 
(Мячик).

«Эти чудо – кирпичи

я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,

все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из мешка  достаётся соответствующая игрушка)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А как эти предметы можно назвать, одним словом? (Игрушки).

II Основная часть.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем рассказывать  об игрушках. А для начала поиграем в игру.

Игра «Внимательные ушки»

Я буду называть разные предметы и игрушки.  Вы хлопаете  в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек:

Машинка, стол, кукла, окно, кубик, береза, юла, матрешка, погремушка, воробей, мячик, барабан, телевизор, самолетик, кораблик.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Расскажи, какие», для этого отправимся в магазин игрушек. Девочки подойдите к левому столу, а мальчики к правому. Ребята, посмотрите, сколько игрушек в магазине и какие они все разные. Сделаны из разных материалов, они разного цвета и размера. Все разные, не похожие друг на друга. С ними можно поиграть в разные игры.

Игра « Расскажи, какие»

Давайте рассмотрим их повнимательней. Возьмите по одной игрушке, по трогайте. Определите из какого материала сделана это игрушка. Это тема вам уже знакома, вы справитесь. Подержали? Потрогали? Определили? Давайте по очереди расскажем, из чего сделана игрушка в ваших руках.

На каждом столе лежат игрушки из разных материалов. Задача детей описать игрушку.

Мишка какой? (мягкий, плюшевый, коричневый, легкий)

Мячик какой (круглый, резиновый, маленький, красный)

Машинка какая? (новая, железная, синяя, скоростная)

Кукла какая? (красивая, интересная, пластмассовая, добрая)

Кубик какой? (красный, твердый, деревянный)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте расселим игрушки  по их домикам.

(Дети раскладывают игрушки по «домикам». На каждом столе стоит картинка с материалом. Дети распределяют деревянные игрушки – на стол с изображением дерева, пластиковые – из пластика и тд).

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

(Пока дети ходили в магазин, на стуле появляется Филя, около мешочка)

Филя: Здравствуйте, детишки! Как здорово, что я вас нашел. А вот  мой пропавший мешочек. Я слышал, что здесь про игрушки разговаривали. А в моем городе мультфильмов  все смеются надо мной. Говорят, что я не умею про игрушки рассказывать. Ребята, помогите мне. Научите меня рассказывать про мои любимые игрушки.

Воспитатель: Ребята, мы поможем Филе? Но сначала мы с вами сделаем небольшую зарядку, чтобы набраться сил.

Физкультминутка «Веселые игрушки»

Вот большая пирамидка                       (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий                    (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый                   (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке             (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, перед вами мнемотаблица (на доску вывешивается мнемотаблица). Она поможет вам  научиться рассказывать про игрушки. На схеме картинки, обозначают название, цвет, форму и величину, части игрушки, материал из чего сделана и способ обращения с игрушкой. Давайте закроем глазки и представим свою самую любимую игрушку. Попробуем рассказать о ней. А чтобы было вам легче, смотрите на таблицу. А ты, Филя, садись на стульчик, слушай внимательно и запоминай.

(Воспитатель вызывает по одному ребенку, для составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу)

Пример: Моя любимая игрушка – это машинка. Она синего цвета. Моя машинка маленького размера. Она железная. У нее есть круглые колеса, прямоугольный кузов, овальные фары. Я люблю с ней играть в гонки.  

Воспитатель: Молодцы, ребята! Филя, а ты понял, как надо рассказывать о своих игрушках?

Филя: Да, я у вас многому научился, теперь никто не будет надомной смеяться. Ребята, а на вас тоже обижаются игрушки? Убегают от вас, как от меня мой мешочек с игрушками?

Воспитатель: Нет, ты, наверное, не знаешь, как с ними нужно обращаться, поэтому они от тебя убежали.

Филя: Точно, не знаю. Подскажите мне.

Игра «Правильно-неправильно»

Дети стоят в кругу, под музыку передают мяч друг другу. Когда заканчивается музыка, тот у кого мяч, рассказывает, как правильно обращаться с игрушками. Игра повторяется 4-5 раз.

Филя: Спасибо, ребята! Всему меня научили. И про игрушки рассказывать и относиться к ним правильно. До свидания!

III Рефлексия.

Воспитатель: До свидания, Филя! Приходи с нами еще поигратьМолодцы! Ребята, расскажите, чем занимались? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали? А что-то было для вас сложным? Молодцы, ребята!

 Давайте послушаем  стихотворение «Берегите игрушки.

Заяц с куколкой играл
Платье куклы разорвал
Взял потом себе машинку
Разобрал на половину
Мячик маленький нашел
Этот мячик проколол
А когда конструктор взял все детали растерял.
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким
Вы игрушки берегите и заботливо храните!

Пусть игрушки дружат с нами.
Обижать их мы не станем.
Поиграем,  а потом
Все на место уберем
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим.
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят когда их ломают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники «Расскажи об игрушке по схеме Т.А.Ткаченко (на примере пирамидки)»

Методика занятия по развитию речи разработана  учетом особенностей детей среднего дошкольного возраста. Цели: учить детей рассказывать об игрушке-пирамидке  по схеме Т. А. Ткаченко. Формиров...

НОД : «Моя любимая игрушка» , с использованием информационно-коммуникативной технологии для детей раннего возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и твор...

Конспект открытой ООД по речевому развитию на тему "Моя любимая игрушка" (с использованием мнемотехники), пгт. Южно-Курильск

В 2017 году провела открытую непосредственно образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Проект в старшей группе «Любимый город Петербург». Использование приемов мнемотехники для заучивания стихотворений о Санкт – Петербурге.

Содействие развитию произвольной памяти у детей 5 - 6 лет на основе заучивания стихотворений о Санкт - Петербурге с использованием приемов метода мнемотехники....

Конспект ОД по речевому развитию с детьми 2 младшей группы «Любимые игрушки» с использованием пчелок-роботов Bee - Bot и кинетическим песком.

Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOTЗадачи:1. Образовательная1.Учить детей использовать в игре мини-робота BEE – BOT.2.Учить программировать мини- р...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Моя любимая игрушка» с использованием мнемотехники в старшей комбинированной группе

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Задачи:Обучающие:сформировать представление о разных игрушкахформировать умения обобщать, классифицироватьРазвивающие:р...

Конспект занятия "Моя любимая игрушка" с использованием ЭОР

Конспект занятия "Моя любимая игрушка" с ЭОР для детей с ТМНР...