План по самообразованию педагога.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речи и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей , среднего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи: − способствовать активизации словаря детей среднего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством дидактических игр:
целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;
расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.;
учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад;
поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи;
обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения; −
побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; − способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью; −
совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь; − формировать грамматический строй речи; −
изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста; −
выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей дошкольного возраста; −
определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи; −
привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Актуальность
Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.. Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках активизации словаря детей особое значение имеет именно младший возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря. Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей младшего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей. Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом активизации речи, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Формы работы с детьми:
− совместная деятельность воспитателя с детьми:
− индивидуальная работа с детьми
− свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
− анкетирование родителей
− консультации
− индивидуальные и групповые беседы
− родительские собрания
− оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
− привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. Используемые технологии:
здоровьесберегающие,
игровые,
информационно-коммуникационные,
личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
-увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
-дети будут активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. –
-Понимать и употреблять слова – антонимы; дети начнут активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
План саморазвития воспитателя на период работы по теме самообразования
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Поиск и выбор диагностик.. | Совершенствовать уровень аналитических навыков |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию |
Изучение нормативных документов, периодических изданий.. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет - ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств |
Срок | Методическая работа | Работа с детьми |
Сентябрь изучения литературы | .Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвящение, 1991. – 160 с. | «Воздушные шары» цель: ознакомить детей с семью цветами спектра, способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов. «Что предмет может рассказать о себе?» Задачи. Учить детей составлять по плану описание предмета, выделять характерные признаки « Игрушки» цель: обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет имеют различные предметы. «Буратино-путешественник» цель: Ориентироваться в значении глаголов. Маша-растеряша» цель: учить детей находить предметы по описанию, выделять значимые признаки, выбирать предметы, для которых характерны все названные признаки «Прятки» цель: формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) |
Работа с родителями | Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребёнка; способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка. Консультация для родителей «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста» | |
Октябрь | Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974. – 96 с. | «Подбери пару» цель: учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых овощей, активизировать в речи детей соответствующие понятия. «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение «Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. «Что растет в лесу» цель: закреплять знания детей о грибах и ягодах «Какой цветок?» цель: учить детей описывать предложенное растение, развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. |
Работа с родителями | Консультация «Учим ребёнка общаться». Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 4-5 лет. Привлечение родителей группы по теме самообразования. | |
Ноябрь | Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с. | «Назови одним словом» цель: закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы» « Подбери груз к машине» цель: учить различать автомобили по их назначению – легковые, грузовые «Веселый мяч» цель: Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат «Где что можно купить» цель: закреплять знания детей о различных профилях магазинов «Почтальон принёс открытку» Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.) «Когда это бывает» цель: закрепить осенние признаки |
Работа с родителями | Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы , современной и детской справочной, научной, познавательной и художественной литературой. Обратить внимания дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам Акция «Подари книгу детям» | |
Декабрь | Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвящение, 1981. – 255 с | «Моя семья» цель: закрепить понятие «семья»; расширять кругозор «Ласковые слова» цель: учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, выбирать рисунки, подходящие для исходных и образованных детьми слов «Что мы знаем о вещах» цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества «Где что лежит?» цель: учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. « Вот пришла зима» цель: учить детей находить положительные и отрицательные признаки зимы, систематизировать представление о зиме «Повтори, как я» цель: учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
Работа с родителями | Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть со своими детьми, способствует сотрудничеству ДОУ с родителями | |
Январь | Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с. | « Новоселье куклы» цель: закрепить знания о мебели, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле « Прятки» цель: активизировать в речи предлоги и наречия с пространственным значением ( в, на, под, между ) «Из чего сделана посуда?» цель: основываясь на представлениях « Найди по описанию» цель: упражнять в умении составлять детей о разных видах посуды (чайная, столовая, кухонная), уточнить, какие предметы входят в эти наборы небольшие описательные рассказы о предметах «Парные картинки» цель: организация использования для решения игровой задачи умения детей находить черты сходства и различия предметов, пояснять их суть, собирать их в пары, выделять принцип группировки. «Одежда» цель: учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность). |
Февраль | Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. | «Что кому» цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей «Что делает?» - описание работы дворника. Цель: развитие речи детей, обогащение словаря, обучение выбору глаголов обозначающих действия дворника «Одежда для папы» цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую « Кто, что делает» цель: активизировать в речи детей глаголы – действия «Одежда для мамы» цель: учить разделять одежду на женскую и мужскую «Мама и детки» Обучающие задачи: упражнять в умении образовывать название детенышей домашних животных с помощью суффиксов «-онок» «-енок». |
Работа с родителями | Памятки « Упражнения для развития речи детей 4-5 лет в домашних условиях Информационный лист « Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь. | |
Март | . Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. | «Дрессировщик и его звери» цель: закрепить знания о внешнем виде животных «Кто у кого» цель: закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа « Чей малыш?» цель: упражнять в умении определять домашних животных, их детёнышей «Как «говорит»…?» Задачи. Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного. «Зимует – не зимует» цель: закрепить знания о зимующих птицах «Птица с птенцами» цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки «Кто где живет» цель: закрепить знания детей о речных и морских обитателях « В реке водились» цель: учить правильно употреблять сущ. Мн. Ч. В Р. П. закрепить знание рыб |
Работа с родителями | Игровой тренинг « Развиваем мелкую моторику в творчестве – расширять углублять представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста. | |
Апрель | Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. | « Когда это бывает?» Цель: уточнять и углублять знания детей о временах года «Назови ласково» цель: учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами " Четвёртый лишний " цель: упражнять в классификации, развивать сообразительность «Комары и жуки» Цель: Учить детей дифференцировать звуки [з] и [ж]. «Садовник и цветы» Цель: закрепить знания детей о цветах «Кто назовет больше хлебобулочных изделий» цель: расширять кругозор и словарный запас |
Работа с родителями | «Артикуляционные упражнения в домашних условиях» Приобщать родителей к артикуляционным упражнениям в домашних условиях. | |
Май | . Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2010 | " На воде, в воздухе, на земле " цель: закрепить представление о разных видах транспорта, их назначении и особенностях передвижения. " Чего не стало " цель: учить употреблять сущ, Р. п. ед. ч. развивать зрительную память. « Что сначала, что потом ?» цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь « Скажи по другому» цель: учить подбирать слова сходные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный) « Закончи фразу» цель: учить подбирать слова подходящие по смыслу |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Мастер – класс « Развитие речи и памяти детей средствами мнемотехники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»
Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

Индивидуальный план по самообразованию педагога дополнительного образования
Тема: Танцы народов мира....
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Как оформить план по самообразованию педагога»
Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога» В начале учебного года каждый педагог разра...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»
Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»...

Консультация для педагогов "Как оформить план по самообразованию педагога"
Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный ...